Автор: Шишлянникова Анастасия Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад 25
Населённый пункт: Волгоградская область город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные образовательные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО
САДА
КЛАССИФИКАЦИЯ для практического использования
Современные образовательные технологии в ДОУ
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены
на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку
возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,
умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих
технологий:
1.
медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение
здоровья детей в соответствии с медицинским требованиями и нормами, -
технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за
питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в
ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств,
закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.
обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и
направленные на обеспечение эмоциональной комфортности ребенка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на
развитие культуры здоровья педагогов, на развитие потребности к здоровому
образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования
подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.),
ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-
ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных
занятий, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж);
коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,
сказкотерапия, психогимнастики и др.)
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении
дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней
жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,
проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные
танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои
впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной
(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта:
сколачивание скворечника, устройство клумб.
3. Технология исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается
от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые
требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного
образования: образования с использованием современных информационных
технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
1.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного
образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, В
рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями
выделяются:
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической
сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи
ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного
учреждения.
Реализация данной технологии - это мягкая мебель, много растений, украшающих
помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для
индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, помещение по
экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети
могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему
уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет
принуждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации
дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком,
партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети
создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к
праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность
(игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах
деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут
развития ребенка.
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим, владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного
конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической
деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в
разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,
социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки
профессионализма и результативности работы педагога.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-
изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в
позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-
технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во
всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова
будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с
одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и
творческого воображения.
И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает
усовершенствоваться другим.
Творите сами.
Как нет детей без воображения, так нет и педагога
без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!