Автор: Бабанина Ирина Алексеевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г.Щекино, Тульская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта с использованием крупы"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУПЫ.
И.А. Бабанина учитель – дефектолог,
Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области
«Щекинский детский сад для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Щекино, Тульская область, ул. Пионерская 63
irina
_
babanina
_
dd
@
.
ru
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – способность ребенка с ограниченными возможностями
здоровья выполнять мелкие и точные движения кистями в результате
скоординированных действий трех систем – нервной, мышечной и костной.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.
Современные дети с самого раннего возраста пользуются разнообразными
техническими новинками (телефонами, планшетами, компьютерами), что
приводит к ограниченному общению ребенка с родителями. Вследствие
этого, дети мало разговаривают, поскольку большую часть времени проводят
за «гаджетами».
Мелкая моторика пальцев и кистей рук – тонкие движения, которые по
своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального
развития, что имеет большое значение.
У
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
отмечаются
значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для их
преодоления требуется проведение целенаправленной коррекционно –
педагогической работы. Предметно – практическая деятельность выступает
на первый план.
Мелкую моторику можно развивать разнообразными методами и приемами,
остановимся на одном из таких, как игры с крупой.
Крупа – отличный материал для занятий с ребенком, способствует
развитию мелкой моторики, речи, познавательного интереса, усидчивости,
концентрации внимания. Сыпучий материал оказывает успокоительный
эффект, дети освобождаются от негативных эмоций, стрессов.
Игры с крупой легко организовать дома, так как все необходимые
материалы есть на кухне у каждой хозяйки.
Первое с чего мы начинаем – это знакомим ребенка с крупами.
Нужно взять большую емкость, высыпать в нее крупу – манку, гречку, рис,
пшено, фасоль, горох, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Ребенок
непременно захочет присоединиться. Пусть он опустит в нее свои руки и
пальчиками перетирает крупинки, зажимая их поочередно в кулачки –
отличный массаж для пальцев. Можно поиграть в прятки с ручками: «Где
мои ручки?» - Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!»
Когда ребенок познакомился с каждым видом круп, научился различать их,
запомнил их названия можно приступать к следующим играм:
- «Найди игрушки» - спрятать в крупу мелкие игрушки и попросить найти.
- «Пересыпание» - дать ребенку ложку и две емкости (одна пустая, в другой
крупа) и показать, как ложкой можно пересыпать крупу из одной посуды в
другую.
-
«Сортировка»
- перемешать фасоль и горох, предложить ребенку
разделить их на разные тарелочки. Можно сортировать по форме (круглый
горох, фасоль овальная), по цвету.
- «Рисование»- на поднос насыпать манку или гречку и пальчиком рисовать
любую картинку.
-
«Дорожки» - в коробку насыпать манку, взять мелкие камушки, животных.
Провести пальцем дорожку, затем выложить дорожку от одного животного к
другому.
Детям очень нравиться играть с крупами. Уровень развития речи находится
в зависимости от степени сформированности тонких движений рук,
способствующих
развитию
внимания,
мышления,
памяти,
речи.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться
регулярно. Самое ценное, что мы можем дать нашим детям - это внимание!
Занимайтесь, играйте, фантазируйте, проводите время со своими детьми.