Напоминание

«Мнемотехника, как эффективная образовательная игровая технология».


Автор: Гладкова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Мнемотехника, как эффективная образовательная игровая технология».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на педсовете:

«Мнемотехника,

как эффективная образовательная игровая

технология».

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К.Д.

1-3 слайды

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания,

технология

развития

памяти.

Это

система

методов

и

приёмов,

обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея:

на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается

схематично.

Любой

рассказ,

сказку,

пословицу,

стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные

знаки. На занятиях, используя мнемосхемы, где каждый ребенок может

воспроизвести полученную информацию. Где схемы служат зрительным

планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки

схемы-опоры

очень

эффективно

используют

как

логопеды,

так

и

воспитатели.

4 слайд

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В

речи детей существуют множество проблем:

Односложная,

состоящая

лишь

из

простых

предложений

речь.

Неспособность грамматически правильно построить распространенное

предложение.

Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность

построить

монолог:

например,

сюжетный

или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие

навыков

культуры

речи:

неумение

использовать

интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

5- 6 слайды

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по

развитию связной речи детей. Их используют для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Особенно

эффективны

мнемотаблицы

при

разучивании

стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывали картинку (изображение); таким

образом, все стихотворение зарисовываются схематически. После этого

дети по памяти, могут использовать графическое изображение, что

позволяло им воспроизводить стихотворение целиком. На начальном

этапе предлагают готовый план - схему, а по мере обучения ребенок

также активно включается в процесс создания своей схемы.

7 слайд

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников

– очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно,

грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных

событиях из окружающей жизни.

8 слайд

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начиналя с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к

мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей

остаются в

памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже -

усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в

графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических

фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,

чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

9 слайд

Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно

слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка –это ряд картинок (3-5), по которым можно составить

небоьшой рассказ в 2-4 предложения.

10 слайд

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.

12 - 18 слайды

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,

необходимо,

чтобы

процесс

обучения

был

для

них

интересным,

занимательным, развивающим. В своей работе можно использую следующие

мнемотаблицы, которые представлены на слайдах.

19 - 20 слайды

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей

по развитию речи. Применять модельные схемы можно и на других занятиях,

например

в таких областях, как познавательное и художественно-

эстетическое развитие.

Мнемотехника многофункциональна.

Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и

перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой использование речевых, настольно-

печатных игр, помогает детям научиться классифицировать предметы,

развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление,

внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки

самопроверки.



В раздел образования