Автор: Савельева Юлия Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Ручеек"
Населённый пункт: город Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторское автодидактическое пособие альбом упражнений "Зарядка для ума"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 «РУЧЕЕК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
г-к АНАПА
Авторское автодидактическое пособие – альбом
упражнений «Зарядка для ума» развивающее
межполушарное взаимодействие у дошкольников.
Авторы:
Савельева Юлия Олеговна
педагог дополнительного образования
Анапа
2021
Предлагаемая дидактическая книга «Зарядка для ума» является одним из
направлений работы в развитии межполушарного взаимодействия у детей. Книга
включает
в
себя
упражнения,
направленные
на
синхронизацию
работы
полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Она
интересна
детям
с
младшей
и
до
подготовительной
группы.
Автодидактичность и до заложенная в ее структуру, делает книгу доступной
детям в свободной деятельности. Упражнения, игры, задания размещенные на
страницах книги доступны детям и нет рекомендаций постоянного контроля
и пояснений от педагога. Разновидность упражнений представленных в книге
позволяет пополнять ее страницы постоянно по детской инициативе.
Материал, включенный в книге, будет интересен не только воспитателям,
родителям,
но и
специалистам, проводящим коррекционно-развивающую
работу с детьми.
Процесс
создания
данной
книги
и
дальнейшее
её
использование
направлено на то, что не только воспитатель с детьми создает эту книгу, но и
семьи являются активными участниками ее создания.
Интерес к ее
созданию проявляют и старшие братья и сестры воспитанников и младшие,
что дает возможность появления таких книг в семьях воспитанников.
Главная цель данной книги в том, что ребенок, воспользовавшись ее
страницами смог самостоятельно организовать свою деятельность.
Для
родителей
книга
является
методическим
пособием,
способствующим своевременному формированию у детей всех психических
процессов.
Для
воспитателя-
отличный
инструмент
в
организации
самостоятельной деятельности детей в игровом центре.
Предполагаемые результаты:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование у детей умения проявлять инициативу и самостоятельность в
игровой деятельности;
- знакомство с книжной культурой;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие
способности контролировать свои движения и управлять ими;
- укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;
- улучшение сенсомоторной и пространственной координации;
- повышение возможности произвольного внимания, усидчивости;
- расширение взаимосвязи и баланса активности между правым и левым
полушариями.
Дошкольный возраст и младший школьный считаются наиболее
благоприятными
для
развития
мозговых
структур,
следовательно
межполушарных связей и психических процессов так же. При использовании в
работе с детьми специальных упражнений, при которых ребенок задействует
правую
руку,
левую
руку
или
выполняет
упражнения
двумя
руками
одновременно, создаются условия для улучшения взаимодействия в работе
правого и левого полушарий.
Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина
трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Несформированность межполушарного взаимодействия ведет к неполноценному
обмену информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых
познает внешний мир по-своему.
Книга решает еще одну актуальную проблему – это формирование
педагогической грамотности у родителей воспитанников. Совместное создание
книги
родителями,
детьми,
воспитателями
в
интересной
легкой
форме
заинтересовало родителей и дало возможность заострить внимание на умениях,
которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте, а именно
укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи и проявление у
детей
инициативы
и
самостоятельности
в
игровой
и
познавательной
деятельности.
Так же, книга смогла объединить всю семью за интересным
занятием по созданию новых и занимательных упражнений.
Много идей по созданию страниц книги предложили дети - это братья
и сестры воспитанников. Младшая сестра Левы Михалева Рита принесла
созданную страничку в свою младшую группу «Ладушки», где ребятам тоже
стали
интересны
предложенные
упражнения.
Воспитатели
поддержали
инициативу ребенка и создали похожую книгу «Хочу все знать»
Цель создания дидактической книги
- внедрение в развивающую
предметно-пространственную
среду
автодидактичной
книги
–
«Альбом
упражнений «Зарядка для ума».
Задачи:
- совершенствовать мелкую моторику;
- улучшать развитие нервной системы и речи ребенка;
- развивать мышление ребенка через движение;
- развивать тактильные ощущения;
- активизировать различные отделы коры головного мозга;
- улучшать мыслительную деятельность и синхронизировать работу
полушарий мозга.
Указанные задачи направлены на создание социальной ситуации развития
(ФГОС ДО) для участников образовательных отношений, включая создание
образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Дидактическая книга изготовлена в совместной деятельности детей, педагога
дополнительного образования, воспитателей и родителей.
Пособие красочно и эстетично оформлено. Подобранная цветовая гамма и
разнообразный материал (бархатная бумага, нитки, тесьма, картон, оракал)
оказывает положительное воздействие на формирование цветовосприятия и
тактильных ощущений у ребенка.
Книга доступна для самостоятельной деятельности детей, проста в
использовании, одновременно её может использовать большое количество детей,
так как страницы книги собраны в папку с кольцами, которые легко можно
открыть и взять необходимые страницы. Книга имеет размер 31 см. на 26 см.
Обложкой служит папка скоросшиватель с кольцами формата А4. Обложка
книги – создана детьми, по инициативе воспитанника подготовительной
группы Камиля Ибраимова.
Ребята поддержали его идею, разработали дизайн обложки и воплотили в
жизнь. Страницы книги вставлены в файлы, к некоторым из них прикреплены на
тесьму миниатюрные игровые персонажи (белочка, зайчик, лягушка и др., а
такие герои как медведь, пчела, панда придуманы детьми и количество таких
героев постоянно растет). В комплекте к книге идут разноцветные фишки для
некоторых заданий.
Книга достаточно мобильна, позволяет
дополнять альбом новыми
упражнениями по инициативе детей. Одновременно данным альбомом могут
пользоваться от 2 до 15 воспитанников.
Книга содержит задания разного уровня сложности. Диапазон применения
альбома от 3 до 7 лет и старше.
Для создания книги была задействована
1. на первом этапе программа MicrosoftWord, интернет ресурсы;
2. на втором этапе творческие работы детей в виде рисунков и
аппликаций,
3. на третьем этапе совместные творческие работы детей и
родителей.
На страницах книги представлены упражнения в виде различных
графомоторных дорожек и различных кинезеологических заданий. Упражнения
предлагается
выполнять
каждой
рукой
по
очереди
и
двумя
руками
одновременно.
Страниц сделанных педагогом минимум 2 по каждому
направлению.
Дети быстро уловили алгоритм и создали остальные
авторские веселые и классные странички.
Графомоторные дорожки
Графомоторные дорожки с изображениями героев, прикрепленных к
тесьме
Страницы с кинезиологическими упражнениями
Логические задания на развитие внимательности
Совместное создание книги родителями и детьми в интересной легкой
форме заинтересовало родителей и дало возможность заострить внимание на
умениях, которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте, а
именно укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи и
проявление
у
детей
инициативы
и
самостоятельности
в
игровой
и
познавательной деятельности. Так же, книга смогла объединить всю семью за
интересным занятием по созданию новых и интересных упражнений.
В воспитательно- образовательном процессе дидактическую книгу «Зарядка
для ума» можно использовать
1. в индивидуальной,
2. групповой,
3. фронтальной работе.
4. Книга является автодидактичным пособием, находиться постоянно в
свободном доступе в игровом центре. Дети активно играют с ней в свободной
деятельности. Книга соответствует требованиям федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
она
вариативна,
полифункциональна, трансформируема.
В индивидуальной работе педагог использует книгу по развитию речи у
детей, по развитию мелкой моторики, по формированию познавательной
активности, по развитию общения со сверстниками и взрослыми. Наличие
большого количества страниц всегда дает возможность предложить ребенку
выбор истории и возможность придумать сделать и дополнить книгу новыми
страницами.
В подгрупповой работе
педагоги тоже могут активно использовать
данную книгу. Разработаны авторские игры (приложение 2) Благодаря тому,
что страницы съемные, в нее могут одновременно играть несколько детей
(парами, тройками и др), Интересно задействовать детей используя прием
ратации станций и работа в паре.
При фронтальной работе возможно использование страниц книги для
большого количества детей. Одной из удачных авторских разработок
получилась организованная образовательная деятельность с использованием
книги и технологии квест-игра «Путешествие с Незнайкой»
Книга в центре игры находиться уже 3 месяца и интерес детей к ней не
угасает. В утренний отрезок времени ребята, которые приходят первыми, часто
работают с этой книгой. Название «Зарядка для ума» стимулирует их играть
с ней именно утром. Авторские игры, где задействованы страницы книги,
предложенные детям стали популярны и во вторую половину дня ребята часто
организовывают их уже самостоятельно.
Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками при
создании книги для своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими
родителями», поскольку вносят свой вклад в развитие и воспитание своих детей,
приобретают все новые умения.
Таким образом созданная авторская книга «Альбом упражнений «Зарядка
для ума» является актуальным пособием развивающей предметно –
пространственной среды и соответствует требованиям ФГОС ДО.