Напоминание

Авторское автодидактическое пособие альбом упражнений "Зарядка для ума"


Автор: Савельева Юлия Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Ручеек"
Населённый пункт: город Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторское автодидактическое пособие альбом упражнений "Зарядка для ума"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 1 «РУЧЕЕК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

г-к АНАПА

Авторское автодидактическое пособие – альбом

упражнений «Зарядка для ума» развивающее

межполушарное взаимодействие у дошкольников.

Авторы:

Савельева Юлия Олеговна

педагог дополнительного образования

Анапа

2021

Предлагаемая дидактическая книга «Зарядка для ума» является одним из

направлений работы в развитии межполушарного взаимодействия у детей. Книга

включает

в

себя

упражнения,

направленные

на

синхронизацию

работы

полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Она

интересна

детям

с

младшей

и

до

подготовительной

группы.

Автодидактичность и до заложенная в ее структуру, делает книгу доступной

детям в свободной деятельности. Упражнения, игры, задания размещенные на

страницах книги доступны детям и нет рекомендаций постоянного контроля

и пояснений от педагога. Разновидность упражнений представленных в книге

позволяет пополнять ее страницы постоянно по детской инициативе.

Материал, включенный в книге, будет интересен не только воспитателям,

родителям,

но и

специалистам, проводящим коррекционно-развивающую

работу с детьми.

Процесс

создания

данной

книги

и

дальнейшее

её

использование

направлено на то, что не только воспитатель с детьми создает эту книгу, но и

семьи являются активными участниками ее создания.

Интерес к ее

созданию проявляют и старшие братья и сестры воспитанников и младшие,

что дает возможность появления таких книг в семьях воспитанников.

Главная цель данной книги в том, что ребенок, воспользовавшись ее

страницами смог самостоятельно организовать свою деятельность.

Для

родителей

книга

является

методическим

пособием,

способствующим своевременному формированию у детей всех психических

процессов.

Для

воспитателя-

отличный

инструмент

в

организации

самостоятельной деятельности детей в игровом центре.

Предполагаемые результаты:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование у детей умения проявлять инициативу и самостоятельность в

игровой деятельности;

- знакомство с книжной культурой;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие

способности контролировать свои движения и управлять ими;

- укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи;

- улучшение сенсомоторной и пространственной координации;

- повышение возможности произвольного внимания, усидчивости;

- расширение взаимосвязи и баланса активности между правым и левым

полушариями.

Дошкольный возраст и младший школьный считаются наиболее

благоприятными

для

развития

мозговых

структур,

следовательно

межполушарных связей и психических процессов так же. При использовании в

работе с детьми специальных упражнений, при которых ребенок задействует

правую

руку,

левую

руку

или

выполняет

упражнения

двумя

руками

одновременно, создаются условия для улучшения взаимодействия в работе

правого и левого полушарий.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина

трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Несформированность межполушарного взаимодействия ведет к неполноценному

обмену информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых

познает внешний мир по-своему.

Книга решает еще одну актуальную проблему – это формирование

педагогической грамотности у родителей воспитанников. Совместное создание

книги

родителями,

детьми,

воспитателями

в

интересной

легкой

форме

заинтересовало родителей и дало возможность заострить внимание на умениях,

которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте, а именно

укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи и проявление у

детей

инициативы

и

самостоятельности

в

игровой

и

познавательной

деятельности.

Так же, книга смогла объединить всю семью за интересным

занятием по созданию новых и занимательных упражнений.

Много идей по созданию страниц книги предложили дети - это братья

и сестры воспитанников. Младшая сестра Левы Михалева Рита принесла

созданную страничку в свою младшую группу «Ладушки», где ребятам тоже

стали

интересны

предложенные

упражнения.

Воспитатели

поддержали

инициативу ребенка и создали похожую книгу «Хочу все знать»

Цель создания дидактической книги

- внедрение в развивающую

предметно-пространственную

среду

автодидактичной

книги

«Альбом

упражнений «Зарядка для ума».

Задачи:

- совершенствовать мелкую моторику;

- улучшать развитие нервной системы и речи ребенка;

- развивать мышление ребенка через движение;

- развивать тактильные ощущения;

- активизировать различные отделы коры головного мозга;

- улучшать мыслительную деятельность и синхронизировать работу

полушарий мозга.

Указанные задачи направлены на создание социальной ситуации развития

(ФГОС ДО) для участников образовательных отношений, включая создание

образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности.

Дидактическая книга изготовлена в совместной деятельности детей, педагога

дополнительного образования, воспитателей и родителей.

Пособие красочно и эстетично оформлено. Подобранная цветовая гамма и

разнообразный материал (бархатная бумага, нитки, тесьма, картон, оракал)

оказывает положительное воздействие на формирование цветовосприятия и

тактильных ощущений у ребенка.

Книга доступна для самостоятельной деятельности детей, проста в

использовании, одновременно её может использовать большое количество детей,

так как страницы книги собраны в папку с кольцами, которые легко можно

открыть и взять необходимые страницы. Книга имеет размер 31 см. на 26 см.

Обложкой служит папка скоросшиватель с кольцами формата А4. Обложка

книги – создана детьми, по инициативе воспитанника подготовительной

группы Камиля Ибраимова.

Ребята поддержали его идею, разработали дизайн обложки и воплотили в

жизнь. Страницы книги вставлены в файлы, к некоторым из них прикреплены на

тесьму миниатюрные игровые персонажи (белочка, зайчик, лягушка и др., а

такие герои как медведь, пчела, панда придуманы детьми и количество таких

героев постоянно растет). В комплекте к книге идут разноцветные фишки для

некоторых заданий.

Книга достаточно мобильна, позволяет

дополнять альбом новыми

упражнениями по инициативе детей. Одновременно данным альбомом могут

пользоваться от 2 до 15 воспитанников.

Книга содержит задания разного уровня сложности. Диапазон применения

альбома от 3 до 7 лет и старше.

Для создания книги была задействована

1. на первом этапе программа MicrosoftWord, интернет ресурсы;

2. на втором этапе творческие работы детей в виде рисунков и

аппликаций,

3. на третьем этапе совместные творческие работы детей и

родителей.

На страницах книги представлены упражнения в виде различных

графомоторных дорожек и различных кинезеологических заданий. Упражнения

предлагается

выполнять

каждой

рукой

по

очереди

и

двумя

руками

одновременно.

Страниц сделанных педагогом минимум 2 по каждому

направлению.

Дети быстро уловили алгоритм и создали остальные

авторские веселые и классные странички.

Графомоторные дорожки

Графомоторные дорожки с изображениями героев, прикрепленных к

тесьме

Страницы с кинезиологическими упражнениями

Логические задания на развитие внимательности

Совместное создание книги родителями и детьми в интересной легкой

форме заинтересовало родителей и дало возможность заострить внимание на

умениях, которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте, а

именно укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи и

проявление

у

детей

инициативы

и

самостоятельности

в

игровой

и

познавательной деятельности. Так же, книга смогла объединить всю семью за

интересным занятием по созданию новых и интересных упражнений.

В воспитательно- образовательном процессе дидактическую книгу «Зарядка

для ума» можно использовать

1. в индивидуальной,

2. групповой,

3. фронтальной работе.

4. Книга является автодидактичным пособием, находиться постоянно в

свободном доступе в игровом центре. Дети активно играют с ней в свободной

деятельности. Книга соответствует требованиям федерального государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

она

вариативна,

полифункциональна, трансформируема.

В индивидуальной работе педагог использует книгу по развитию речи у

детей, по развитию мелкой моторики, по формированию познавательной

активности, по развитию общения со сверстниками и взрослыми. Наличие

большого количества страниц всегда дает возможность предложить ребенку

выбор истории и возможность придумать сделать и дополнить книгу новыми

страницами.

В подгрупповой работе

педагоги тоже могут активно использовать

данную книгу. Разработаны авторские игры (приложение 2) Благодаря тому,

что страницы съемные, в нее могут одновременно играть несколько детей

(парами, тройками и др), Интересно задействовать детей используя прием

ратации станций и работа в паре.

При фронтальной работе возможно использование страниц книги для

большого количества детей. Одной из удачных авторских разработок

получилась организованная образовательная деятельность с использованием

книги и технологии квест-игра «Путешествие с Незнайкой»

Книга в центре игры находиться уже 3 месяца и интерес детей к ней не

угасает. В утренний отрезок времени ребята, которые приходят первыми, часто

работают с этой книгой. Название «Зарядка для ума» стимулирует их играть

с ней именно утром. Авторские игры, где задействованы страницы книги,

предложенные детям стали популярны и во вторую половину дня ребята часто

организовывают их уже самостоятельно.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками при

создании книги для своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими

родителями», поскольку вносят свой вклад в развитие и воспитание своих детей,

приобретают все новые умения.

Таким образом созданная авторская книга «Альбом упражнений «Зарядка

для ума» является актуальным пособием развивающей предметно –

пространственной среды и соответствует требованиям ФГОС ДО.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники