Автор: Увина Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 124"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие речевой активности детей через использование приёмов мнемотехники"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речевой активности
детей через использование
приемов мнемотехники»
Подготовила воспитатель:
Увина Е.В.
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
Проблемы в детской речи
Бедность речи
Употребление нелитературных слов
и выражений
Трудности в построении
диалога
Отсутствие навыков
культуры речи
Плохая дикция
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс
становления связной речи.
• Один из таких факторов, по мнению С. Л.
Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. -
наглядность. Рассматривание предметов, картин
помогает детям называть предметы, их характерные
признаки, производимые с ними действия.
• В качестве второго вспомогательного фактора мы
выделим создание плана высказывания, на значимость
которого неоднократно указывал известный психолог
Л. С. Выготский. Он отмечал важность
последовательного размещения в предварительной
схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника
с греческого языка – «Искусство запоминания»
Мнемотехника – это система методов и приемов,
обеспечивающих успешное освоение детьми
знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и
воспроизведение информации, и конечно
развитие речи
Мнемоквадрат - одиночное изображение,
которое обозначает одно слово,
словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по
которым можно составить небольшой
рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблицы-схемы служат
дидактическим материалом по развитию
связной речи детей. Их используют:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной
литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это целая схема, в
которую заложен текст ( рассказ, стих,
сказка и т. п.)
Мнемотаблицы,
отображающие
последовательность
действий
Мнемотаблицы
о сезонных
изменениях в
природе
Веселый снеговик
Ирина Гурина
По сугробам,
напрямик
Шел веселый
снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не
метла,
Не плитка
шоколадная,
А елочка нарядная!
Пирог
П.Воронько
Падал снег на порог,
Кот слепил себе
пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог
утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из
муки.
Сказки
в мнемотаблицах
Мнемотаблицы
составления
описательных
рассказов
Вывод:
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и
схем-моделей можно достичь следующих
результатов:
•
У детей увеличиться круг знаний об
окружающем мире;
•
Появится желание пересказывать тексты;
•
Придумывать интересные истории;
•
Появится интерес к заучиванию стихов;
•
Дети преодолеют робость и застенчивость.