Автор: Заславская Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ №36 пос. Октябрьский МО Ейский район
Населённый пункт: пос. Октябрьский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровая ситуация "Растительный и животный мир края"
Раздел: дошкольное образование
Игровая ситуация: «Край родной»
Задачи:
Вспомнить с детьми природу родного края. Воспитывать любовь к своей
Родине. Закрепить знания о цветах растущих на Кубани;
продолжать расширять представления детей о природно-климатических
зонах Краснодарского края, о разнообразии их растительного и животного
мира;
познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края, некоторыми
животными, внесенными в нее;
закрепить знания о правилах поведения в природе;
продолжать развивать умение отвечать на поставленные вопросы, делать
выводы;
развивать познавательный интерес к окружающей среде;
воспитывать бережное отношение и любовь к природе края.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о
чем мы с вами будем сегодня говорить.
Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,
Мы землю эту преданно и нежно
Зовем певучим именем…
Дети: Кубань.
Воспитатель: Правильно, ребята! Нам с вами посчастливилось родиться в
Краснодарском крае, а еще наш край называют Кубанью. Посмотрите, это
карта Краснодарского края.
(воспитатель читает стихотворение)
Привет тебе мой Край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем необычен наш край?
Дети: Он большой, есть степи, поля, горы, реки, моря, леса.
Воспитатель: Правильно, ребята! Природа с удивительной щедростью
одарила наш край.
Могучие горы,
Лесные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны,
Сады и лиманы
Все это родная Кубань.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по
Краснодарскому краю, узнать много нового и интересного о своей малой
Родине.
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в степной зоне. Когда-то это были
большие поля с зарослями травы и небольшими островками леса.
-Ребята, а что растет в степи?
Дети: Трава, полевые цветы.
Воспитатель: Правильно, ребята! Но сейчас почти вся степь распахана и
превращена в поля, где выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнухи.
В степной зоне обитают:
мыши-полевки
хорек степной ,лисица ,заяц-русак ,ящерица
А так же птицы. Над степными просторами летают мелкие и крупные птицы.
Давайте их назовем.
Дети: синицы
ласточки ,жаворонки
Воспитатель: Молодцы, ребята! А в кустах обитают
фазан обыкновенный
куропатка
Воспитатель: Наш край богат реками и озерами. Самая большая река
Краснодарского края – река Кубань.
А какие реки Краснодарского края вы еще знаете?
Дети: Сосыка, Челбас, Тихонькая.
Воспитатель: Кто знает, какая рыба водится в реках?
Дети: окунь , тарань , сазан ,щука ,сом
Воспитатель: А, сейчас, я хочу пригласить вас на рыбалку. Только сначала,
давайте, вспомним, как правильно ловить рыбу?
Дети: Рыбу можно ловить только удочкой. Никогда не брать мелкую рыбу,
отпускать ее.
Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! А как правильно вести себя на
берегу?
Дети: Не шуметь, соблюдать осторожность и чистоту.
Проводится игра «Поймай рыбку».
Воспитатель: К сожалению, не везде водится рыба, там, где берега
загрязнены, она исчезла. Как вы думаете, почему?
Дети: Рыба погибла из-за того, что люди засорили реку.
Воспитатель: Действительно, рыба погибла из-за загрязнения.
Опыт
Аквариум с чистой водой (имитация реки). В аквариум добавляем черной
краски. Дети рассказывают, что реку загрязнили и что случится с рыбой.
Делают вывод, что нельзя загрязнять природу.
Воспитатель: Каких обитателей реки вы еще знаете?
лягушка, черепаха, лебедь
Дети: Лягушка, черепаха, лебедь.
Воспитатель: А, сейчас, я предлагаю вам переместиться в горы. На горы
можно смотреть без конца. Они привлекают внимание людей своей
красотой.
Их склоны покрыты лесами. Внизу – лиственные леса. А какие лиственные
деревья растут в этих лесах, вы узнаете, отгадав загадки.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
Дети: дуб.
Воспитатель:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - …
Дети: липа.
Воспитатель:
Осенью на ветке
Подрастают детки
Все без глаз, без рук,
Без ножек-
Каждый как зеленый ежик.
Дети: каштан
Воспитатель: Если подняться чуть выше в горы, то можно увидеть хвойные
леса.
Какие хвойные деревья вы знаете?
Дети: сосна ,ель
Воспитатель: Чем выше поднимаемся в горы, тем становится холодней. Там
растут хвойные деревья, а им не нужно много тепла. В горном хвойном лесу
всегда глубокая тень, веет сыростью и прохладой.
А на самых вершинах гор можно увидеть, как на солнце искрится снег. Даже
летом он не тает, потому что на вершине горы очень холодно. Неслучайно
именно наши горы выбраны местом проведения Зимних Олимпийских игр
2014г.
Воспитатель: Ребята, а давайте, отдохнем и пройдемся очень осторожно и
тихо по лесу. Чтобы не спугнуть животных и птиц. Но сначала вспомним о
правилах поведения в лесу.
Дети: Не рвать и не топтать цветы, грибы;
Не рубить деревья, не ломать ветки;
Не разжигать костры;
Не разорять птичьи гнезда;
Не шуметь;
Не мусорить.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь я вижу, вы хорошо знаете правила
поведения в лесу и, придя в лес, не нарушите их.
Ну, вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Давайте сделаем
глубокий вдох и выдох, подышим чистым воздухом. Ребята, как вы думаете,
почему так богат кислородом воздух в лесу.
Дети: В лесу много деревьев, а деревья выделяют кислород.
Проводится физкультурная минутка «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
(Ходьба на месте)
Вот выходим мы на луг:
Тысячи цветов вокруг.
(Потягивание)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
(Руки в стороны)
Расстилается ковер
И направо, и налево
(Наклоны вправо-влево)
К небу ручки потянули,
Позвоночник растянули,
(Потягивания)
Отдохнули, поиграли
И нисколько не устали.
(Прыжки) .
Воспитатель: Ну, а теперь приглашаю всех занять свои места, мы
продолжаем путешествие. В лесах Краснодарского края очень много разных
животных. Здесь обитают такие животные, как
рысь ,зубр ,олень ,кабан дикий ,волк ,медведь ,тур кавказский ,белка
Воспитатель: Ребята, многие животные, которые раньше встречались часто,
теперь стали редкими. Что же приводит к исчезновению животных.
вырубка лесов , охота на животных, загрязнение рек, озер, морей.
Воспитатель: Редкие животные охраняются законом. Но люди часто
нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к
животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей.
Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались: как же
остановить это безумие. И вот ученые решили издать Красную книгу.
Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет
надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай
человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее
щедростью? В Красную книгу занесены такие животные как
рысь кавказская
зубр
серна
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами много
говорили о природе нашего края. Действительно, природа нашего края
красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Как вы
думаете, за что могла бы природа рассердиться на людей?
Дети: За то, что люди ломают деревья, разоряют птичьи гнезда, срывают
цветы, не убирают за собой мусор…
Воспитатель: А за что природа может сказать спасибо?
Дети: За то, что люди сажают цветы, сады, за то, что люди занимаются
разведением рыб, весной развешивают скворечники…
Воспитатель: И запомните, ребята, природа никогда не сердится, если к ней
относится бережно. Я уверена, что ваши добрые сердца всегда помогут и
защитят неповторимый мир природы.
Воспитатель: Давайте, ребята, мы с вами будем настоящими друзьями
природы. А нашим девизом послужат эти слова: «Будем любить и охранять
природу нашего края! »