Автор: Батурина Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель МБДОУ №116
Учебное заведение: МБДОУ №116
Населённый пункт: Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие по развитию речи по рассказу Л.Н. Толстого "Котёнок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему:
пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
Тема: пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
Цель: развитие умения у детей пересказывать рассказ.
Задачи:
Обучающие:
-формировать у детей навык построения связной монологической речи,
-учить пересказывать художественный текст, закреплять и расширять знания
о домашних животных;
Развивающие:
-развивать самостоятельную связную монологическую речь;
-развивать память, внимание, мышление, зрительно-моторную координацию;
-продолжать развивать познавательную активность, целенаправленность
мыслительного процесса;
Воспитывающие:
-воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые
находятся рядом.
-воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
-создать благоприятное психоэмоциональное настроение.
Оборудование: письмо, текст рассказа Л. Толстого «Котенок», мольберт,
картинки с изображением домашних животных и их детенышей, серия
последовательных картинок к рассказу, массажные мячики, образец
аппликации.
Предварительная работа: беседа о домашних животных: чем питаются,
какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гагарин-
Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», А. Шибаев
«Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим
обсуждением. Лепка домашнего питомца (котёнка).
Ход занятия
Организационный момент:
-Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Жительница одной деревни
просит у нас помощи. (Читаем письмо)
Здравствуйте, дорогие ребята! Прошу вас помогите мне. На скотном дворе
произошёл переполох, животные потеряли своих детёнышей. Помогите их
отыскать.
- Давайте поиграем в игру «Найди пару», расставим все картинки по парам,
найдём детёнышей и поможем хозяйке скотного двора.
Корова, овечка, коза, лошадь, свинья, собака, кошка.
Игра «Найди пару»
На доске прикреплены картинки животных. На столе лежат картинки
детенышей. Воспитатель задает вопрос:
-Как называется детеныш овцы?
Дети: ягнёнок.
-А много – ягнят.
Один ребенок выходит к доске, находит изображение ягненка и рядом
прикрепляет на магнит возле овцы.
-У лошади – жеребёнок, а много – жеребят, и т.д.
-У коровы - телёнок
-У козы - козлёнок
-У овцы - ягнёнок
-У свиньи - поросёнок
- У собаки - щенок
-У кошки - котёнок
-Вот и нашли всех детёнышей!
-Молодцы ребята!
- Ребята, а мы с вами знаем рассказ о котёнке.
-Как он называется? Кто его написал?
-А помните, я говорила, что это рассказ быль, что значит быль?
-Назовите главных героев рассказа.
-На предыдущем занятии мы с вами читали рассказ и учились пересказывать
первую часть рассказа, а сегодня мы продолжим и попробуем пересказать
вторую часть рассказа. Прежде чем я вам прочитаю её, давайте разомнёмся,
подходите ко мне!
Физкультминутка «Кошка»
Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)
Я – приветливая киска (останавливаются, лицом в круг)
Сверху – кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках («коготочки» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь и дут по кругу, крадучись, имитация очков)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно (останавливаются, встают лицом в круг)
Я царапаюсь ужасно. (показывают «коготочки»)
Дети садятся за столы возле доски.
Чтение второй половины рассказа.
Воспитатель задаёт вопросы по рассказу:
-Куда однажды дети пошли с котёнком?
-Почему они оставили котёнка одного?
-Кого увидели ребята?
-Какая опасность грозила котёнку?
-Как поступил Вася? А Катя?
Повторное чтение рассказа эмоционально с выражением, с установкой на
пересказ (Серия картинок на доске)
-Ребята послушайте пожалуйста мой пересказ, а потом попробуете вы.
Пересказ воспитателя.
Пересказ рассказа детьми(2-3 ребёнка)
(пересказ по картинкам)
Помощь детям в случае затруднения по наводящим вопросам.
-Ребята, у вас отлично получается!
-Давайте немного отдохнём, а потом продолжим!
Игра с массажными мячиками «Этот шарик не простой»
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам продолжать!
Продолжение пересказа детьми (2 ребёнка)
Итог занятия
-Какие вы молодцы, ребята! Мне понравились ваши пересказы.
Педагог делится впечатлениями и спрашивает, какие пересказы понравились
детям. А завтра на аппликации, мы вместе с вами сделаем вот такого котёнка
- серого с белыми лапками, как в рассказе Л. Н. Толстого. Воспитатель
показывает готовый образец.