Напоминание

Роль предметов «Родной (русский) язык, родная (русская) литература» в формировании духовной культуры личности, уровня его интеллектуального развития и нравственного облика.


Автор: Тимофеева Лидия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: филиал МБОУ "СОШ с. Святославка" в с. Крийнички
Населённый пункт: Саратовская обл. с.Крийнички
Наименование материала: Доклад
Тема: Роль предметов «Родной (русский) язык, родная (русская) литература» в формировании духовной культуры личности, уровня его интеллектуального развития и нравственного облика.
Раздел: среднее образование





Назад




Филиал МБОУ « СОШ с. Святославка» в селе Крийнички

Доклад на тему:

Роль предметов «Родной (русский) язык, родная (русская)

литература» в формировании духовной культуры личности,

уровня его интеллектуального развития и нравственного

облика. Рабочие программы по предметной линии «Родной

язык» и «Родная литература».

Учитель: Тимофеева Л.А.

2020

По отношению человека к своему родному языку

можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне,

но и о его гражданской ценности».

К.Г.Паустовский

Мы живем в прекрасной большой стране, в которой на протяжении

многих веков сосуществуют дружно и в равенстве множество разных

национальностей. Народы России на своем пути встречали много

трудностей и сумели преодолеть их во многом благодаря единому русскому

языку. Но в процессе такого единения мы обнаруживаем, что народы

теряют своё своеобразие, свои корни – родные языки. Именно с целью

сохранения родных языков был введён в школы курс «родного языка» и

«родной литературы».

Русский язык и литература являются важнейшими базовыми

национально-культурными ценностями русского народа, передаваемыми от

поколения к поколению, являющимися основой духовно-нравственного

развития и воспитания личности. Опора на них определяет самосознание

российского народа и позволяет человеку противостоять разрушающим

влияниям. «Через родное слово, - отмечал выдающийся педагог

К.Д.Ушинский, - отражается вся история духовной жизни народа». Веками

миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений

трудились над переработкой словесного «сырья», пропуская его через

фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного

языка, умение пользоваться его «золотым» фондом – пословицами и

поговорками, фразеологизмами, синонимами и антонимами, - обращение к

русской классической и лучшей современной литературе укрепляют души

детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

Не случайно такое огромное значение придаётся русскому языку в

Российской Федерации в последние годы. Многое было сделано для

сохранения языка в 2007 году, объявленном Годом русского языка, и в

последующие годы.

26 мая 2016 года, выступая на Съезде Общества русской словесности,

Президент РФ В.В.Путин сказал, что вопросы русского языка и литературы

заслуживают большого внимания, потому что «речь идет о сохранении — ни

больше, ни меньше — национальной идентичности, о том, чтобы быть и

оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей

самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь

поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими».

Он отметил, что «Россия не раз переживала коренные переломы

традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к

своим духовным и историческим ценностям, а русская классическая

литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих

ценностей. Они необходимы, чтобы мы понимали друг друга не только на

уровне простейшей коммуникации и сиюминутных потребностей. Это связь с

историей и культурой своего народа и сопричастность судьбе Отечества, то,

что объединяет людей в нацию. И мы должны сделать все, чтобы знание

классической и современной литературы, грамотная речь стали

неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона,

чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё

наше общество».

Действительно, в ряду школьных предметов русский язык и литература

занимают основополагающее место. Бесспорно, что важнейшим базовым

школьным предметом является математика, поскольку она учит мыслить,

логически рассуждать, аргументировать, доказывать и т.д. Но всё это:

логические рассуждения, аргументация, доказательства – осуществляется

при помощи языка, и чем лучше человек владеет языком, тем успешнее

может быть аргументация и цепь доказательств. Поэтому русский язык –

самый важный школьный предмет, ибо он учит детей понимать текст на

русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился: к математике

или физике, истории или биологии. А для понимания нужно прежде всего

знать, что означают слова в тексте и как они связаны между собой. Именно

на это должно быть направлено школьное преподавание русского языка. К

сожалению, нередко школьники не знают значений многих слов. По мнению

тех же математиков, многие обучающиеся не в состоянии понять условие

задачи, а без этого, естественно, вопрос о её решении уже не возникает.

Русский язык учит не только понимать чужие тексты, но и создавать

собственные, то есть говорить и писать. При этом нельзя всё сводить к

правилам орфографии и пунктуации. Добавлю, что надо ещё выбирать слова

и выражения в соответствии с ситуацией, характером отношений с

собеседниками и т.д. А главное – надо уметь внятно объяснить свою точку

зрения, убедить собеседника.

«Изучение и сбережение русского языка является не праздным

занятием от нечего делать, но насущной потребностью», - утверждал

А.И.Куприн в начале прошлого века, а сегодня такая потребность ещё более

возрастает, поскольку по разным причинам рушатся языковые нормы,

жаргон звучит там, где раньше вход ему был «строго воспрещён». Снижается

духовность речи, растёт количество слов-пустоцветов, идёт вульгаризация

языка. Наши дети «в совершенстве» овладели ненормативной лексикой. Хотя

зачастую не умеют правильно формулировать свои мысли, их словарный

запас очень скуден. В связи с этим задача школы, в первую очередь

учителей-словесников, - противостоять этим разрушительным явлениям,

способствовать тому, чтобы грамотная и красивая речь вошла в моду, стала

правилом хорошего тона, одним из главных приоритетов человека, тем

качеством, по которому в нашем обществе оценивали бы человека.

Литература в школе составляет тесное единство с русским языком.

Литература – это воплощённая в слове важнейшая часть культуры народа,

плод его размышлений о смысле жизни, сокровищница его нравственных и

эстетических идеалов.

Русская классическая литература в своих лучших образцах – а именно

они изучаются в школе – формирует то, что мы называем мировоззрением:

национальное самосознание, духовно-нравственный облик подрастающего

человека, понимание универсальных законов бытия, раскрывает и развивает

его творческий потенциал. Поэтому литература является одним из

основополагающих школьных предметов в деле воспитания личности. Задача

учителя – привить молодым людям вкус к чтению, научить их понимать и

любить литературу, извлекать из прочитанного важнейшие для жизни уроки.

Что происходит с человеком, когда он читает классическое

литературное произведение? Каждый читающий художественную литературу

создает в своем сознании художественный образ. И чем сильнее писатель,

тем ярче образ в нашем сознании. Каждый из нас, читая художественный

текст, становится соавтором, для самого себя актуализирует содержание

художественного произведения. И вот это подменить невозможно ни кино,

ни телевидением, ни Интернетом. Потому что с чтением ты сам режиссер, ты

сам художник, ты сам постановщик. Именно в этом непреходящее значение

художественной литературы, её роли в формировании личности и культуры

человека.

Каждый урок литературы позволяет опытному учителю незаметно,

ненавязчиво формировать личность, менять в правильном направлении

нравственные и эстетические ориентиры ученика. Ребята учатся различать

мнимые ценности (богатство, слава, успех, внешняя красота) и подлинные,

такие, как честность и порядочность, ответственность за свои поступки,

патриотизм и готовность защищать свою Родину, товарищество и любовь,

верность и преданность семье. Так, изучая «Слово о полку Игореве», мы,

учителя, обычно акцентируем своё внимание на патриотизме русского

народа (и это правильно), но часто упускаем важные рассуждения автора о

честолюбии и человеческой гордыне как об одном из смертных грехов. Князь

Игорь не только из патриотических побуждений, но и из жажды славы

отправился в поход на половцев. А в результате его безответственных

действий погибло много русских воинов, враги же хлынули на Русскую

землю, уничтожая и разоряя всё на своём пути. Так гордыня и потеря

ответственности за свои поступки повлекли за собой огромные человеческие

трагедии. Не надо забывать и о том, какой прекрасной видится автору наша

Родина, как он передаёт любовь к ней. О том, как эгоизм и неумение

управлять своими чувствами привели хорошего человека к предательству

товарищей, родных и своей Отчизны, проникновенно и поучительно

рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба». О том, что жизнь построена

на взаимной любви отцов и детей, утверждает И.С.Тургенев в романе «Отцы

и дети». А если человек это отвергает, «отрицает», он теряет нравственную

опору и обрекает себя, как Базаров, на одиночество и гибель. Подобные

примеры можно перечислять до тех пор, пока не назовёшь весь список

программных литературных произведений. Такова русская литература с

присущими ей гуманизмом, патриотизмом, высокими нравственными

требованиями к человеку, идеалами добра, милосердия, сострадания.

Такова важнейшая роль русского языка и литературы в формировании

личности ученика. Мы сеем зёрна разума и доброты, а как они прорастут,

будет видно, когда ученик выйдет из стен школы.

С родным языком ему придётся встречаться везде и всегда. В нашей

стране на русском языке пишутся все официальные документы, без которых

не может существовать государство: тексты законов и разнообразные

приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и

отчеты. Все эти документы должны быть написаны понятно и

недвусмысленно, и каждый гражданин страны должен уметь читать такие

документы и при необходимости составлять их сам. На русском языке

оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому

любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом

общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты. На

русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны.

Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России –

независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами,

которые может ему предоставить государство. Кроме того, в нашем

многонациональном государстве знание русского языка обеспечивает

человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей.

Хорошее знание русского языка для любого человека, проживающего на

территории нашей страны, а особенно для того, кто находится на

государственной или общественно значимой службе (чиновники,

журналисты), – это проявление уважения к государству и обществу, и

национальность здесь значения не имеет. К сожалению, наше общество, в

том числе и образованная его часть, пока недопонимает, насколько важно для

всех и каждого безупречно владеть языком. А ведь чем лучше мы умеем его

использовать, тем большего мы можем достичь: умение выразительно

говорить и писать зачастую становится ключом к профессиональному

успеху, к завоеванию симпатий окружающих. Научившись ещё в школе

понимать, анализировать любой текст и все его подтексты, человек не

поддастся недобросовестной рекламе или политической демагогии, не

позволит собой манипулировать.

Можно ли так же определённо утверждать, что русская литература в

дальнейшей жизни нынешнего школьника будет занимать хоть какое-то

место? Может быть, прочитав в школьные годы «Капитанскую дочку»,

«Войну и мир», другие великие творения русских писателей, бывший ученик

больше не прикоснётся к книге? Так и проживёт жизнь, ни разу не вспомнив

об отцовской трагедии Тараса Бульбы, убившего сына-предателя и

видевшего казнь другого сына-героя? Может, никогда не всплывёт в его

памяти: «Я помню чудное мгновенье…»? В нынешнем прагматичном,

бездуховном мире таких людей – а все они учились в школе – очень много. К

сожалению, чтение книг сейчас стало в России немодным. Главные причины

нелюбви современной молодежи к чтению, по мнению социологов, - это

ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного

менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление

социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все

быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних

идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства

стремлению к обогащению и потреблению. В СМИ не часто

пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального

развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни:

шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и пр. А герои

популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и

практически не рассуждают о классической или современной литературе.

Но, к счастью, есть и такие молодые люди, которые идут по жизни, не

расставаясь с книгой. Со школьных лет у них сформировалась потребность в

чтении хороших книг, выработался художественный вкус, книга стала для

них не только источником знаний, но и учителем жизни, настоящим другом,

с которым приятно общаться. Они читают потому, что получают от этого

удовольствие и наслаждение. Потом их дети безо всякого принуждения

полюбят книгу.

Нет таких приборов, таких параметров, которые бы точно установили

степень воздействия на человека, его характер, образ мыслей, поступки, на

его жизнь словесного искусства и вообще искусства. Большое количество

прочитанных книг, конечно, не является той основой, на которой строится

материальное благополучие, положение в обществе, приобретается

высокооплачиваемая работа. И всё же тот, кто проводил бессонные ночи в

раздумьях над судьбами героев Пушкина, Толстого, Достоевского,

Булгакова, кто пропускал через свой разум и своё сердце их сомнения,

разочарования и радости, тот приобрёл бесценный для жизни духовный

опыт, знание людей и самого себя.

Великий русский поэт Ф.И.Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать,

как наше слово отзовётся». Мы, учителя-словесники, тоже не знаем, какую

роль сыграют наши предметы, наши школьные уроки в будущей жизни

учеников. Но всегда надеемся на то, что «божественный глагол» русской

словесности зажжёт сердца ребят светом разума и добра.

Согласно приказу Федерального Министерства образования и науки от

31 декабря 2015 г. в Федеральный государственный образовательный

стандарт (ФГОС) внесены изменения, предусматривающие выделение

предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных

для изучения. На этом основании Госдумой РФ принят законопроект об

изучении родных языков, предполагающий изучение русского языка как

родного. Данный документ одобрен решением федерального учебно-

методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.

В Примерной программе, разработанной на основе требований

Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования к результатам освоения основной образовательной

программы основного общего образования по учебному предмету «Родной

(русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и

родная литература», раскрываются цели изучения русского родного языка,

дана общая характеристика курса, определяется место учебного предмета

«Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы

к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные

линии. Курс русского родного языка преследует следующие цели:

воспитание гражданина и патриота; совершенствование коммуникативных

умений и культуры речи; расширение знаний о явлениях и категориях

современного русского литературного языка; формирование и развитие

умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

развитие проектного и исследовательского мышления.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования по русскому

родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,

определяет примерное содержание учебного предмета «Родной (русский)

язык», основные методические стратегии обучения, воспитания и развития

обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».

«Самой большой ценностью» назвал родной язык академик Дмитрий

Сергеевич Лихачёв. Родной язык является основой развития мышления,

воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой

самореализации личности, развития способности к самостоятельному

усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной

деятельности. Изучение родного языка и владение им — это приобщение к

культурно-историческому наследию своего народа, воспитание патриотизма

и гражданственности, сознательного отношения к языку как явлению

культуры, интереса и любви к нему.

Содержание обучения русскому родному языку соответствует

содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако

носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в

программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и

культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».

Особенностью раздела «Язык и культура» является приобщение

обучающихся к культуре русского народа, который создал русский язык и

пользуется им. Родной язык представлен как посредник в обмене духовными

ценностями, он формирует национальное самосознание обучающихся, их

духовно-нравственный мир.

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия

человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев.

«В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков:

их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение

русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность

которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства,

самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование

культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы

выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,

национально-культурной специфики русского языка. «Язык,

рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу

кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной

культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления

общественного опыта и знаний — проявляется в возможности

воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим

достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется

преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание

людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая

одним из основных условий существования человеческого общества. Он

создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это

достояние всех людей, принадлежащих к обществу.

Основой раздела «Культура речи» является овладение нормами

современного русского литературного языка, основами речевого этикета.

Как известно, основой нормативности литературного языка является

соблюдение определённых правил при отборе лексики, образовании

грамматических форм, произношении и правописании. Норма, то есть

общенародный образец, традиция употребления языка — явление

историческое, обусловленное общим состоянием культурного развития

народа и внутренними законами, по которым развивается язык. Языковые

нормы считаются обязательными для всех говорящих на русском языке, они

зафиксированы в словарях и справочниках. Владеть нормами русского

литературного языка — значит уметь использовать единицы языка, уместные

для той или иной сферы употребления.

В разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено

содержание, ориентирующее на совершенствование видов речевой

деятельности и формирование текстовой компетенции, под которой

понимается совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой

деятельности.

Текстовая деятельность направлена на:

— формирование знаний обучающихся о действительности, умений

отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе

интерпретационной деятельности;

— проявление творческой индивидуальности в выборе жизненного

материала и его отражении в слове;

— осознание индивидуального авторского стиля.

В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы

художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В.

Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, авторов ХХ в. и др.), а также

высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С.

Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в

формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имён

деятелей культуры, науки, искусства дают представление об объекте

культуроведческой информации, предлагаемой учащимся. Кроме того,

работа с культурно ориентированными текстами позволяет сопоставить

описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культур

других народов.

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность

литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего

свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной

литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития

ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и

развитии национальных традиций и исторической преемственности

поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая

форма существования российской духовности и языка в качестве школьного

предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в

человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к

культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения

(или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие

школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и

нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных

произведений для изучения: высокая художественная ценность,

гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,

соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-

исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX в.

Русская литература XX в.

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть

образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с

предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных

источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой

культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных

произведений способствует пониманию обучающимися эстетической

функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Результатом изучения предмета родная (русская) литература являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и

настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего

края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,

языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и

выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию

собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с

автором текста;

потребность в самовыражении через слово.

В заключение следует отметить, что обучение русскому родному языку

является основой формирования познавательного интереса, любви и

уважительного отношения к родному слову, к родной культуре, и в конечном

счёте к воспитанию духовно-нравственной личности.

Доклад окончен, спасибо за внимание.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники