Напоминание

«Первоначальное формирование моральных представлений и норм»


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Первоначальное формирование моральных представлений и норм»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Первоначальное формирование моральных представлений и норм»

Личностные свойства детей, их способности, черты характера, особенности

психических процессов восприятия, памяти проявляются и формируются в

деятельности, руководимой взрослым. Именно под руководством взрослых

ребенок активно включается в жизнь, осваивая правила поведения,

овладевая знаниями. Но знания правил у четырех летнего ребенка не

означает еще, что он всегда будет руководствоваться ими. В вербальном

плане его поведение может соответствовать нормам, но в реальном, ели нет

прямого внешнего контроля, не исключены проявления эгоизма.

Морально воспитанную личность, подчеркивает Л.И. Рувинский,

характеризует внутреннее принятие нравственных норма, когда внешние

требования переходят в требования к самому себе. «Только в этом случае

усилия, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным

фактором процесса нравственного воспитания». Отсюда вытекают

педагогические задачи:

*сообщать детям больше сведений о нормах поведения в определенных

жизненных ситуациях, побуждать систематически совершать нравственно

направленные действия.

*учить воспринимать нравственные явления в сфере отношений тем, чтобы

знания эти стали реальным результатом собственных рассуждений и

переживаний. (С.Г.Якобсон)

В каких же условиях нравственные убеждения будут перерастать в реальное

нравственное поведение? Формирование нравственного поведения требует

единой системы, куда включены моральные знания, отношения и действия.

Ребенок усвоит их в том случае, если установит с окружающими реальные

практические взаимоотношения, которые обеспечат ему овладение

правилами и нормами, станут регулятором его поведения. Именно

регулятором поведения. Кроме умения видеть партнера, надо научиться еще

его слышать. Воспринимать то, что и как он говорит тебе о твоих

достоинствах и недостатках, - открыто, по- доброму, с искренней заботой или

недобрым удовольствием отмечает недостатки и тем самым утверждается.

Сформированные условия перехода от нравственного сознания к

нравственной практике должны отражать внутреннюю структуру процесса

переживания потенциальных стимулов чести и достоинства в реально

действующие. Условие развития субъективной позиции- наличие мотивации

достижений. Внешне мотивация выражается в стремлении иметь

определенную репутацию, получить признание собственного роста, развития.

Как считает В.А. Петровский, формирование субъективной позиции

возможно в ситуации деятельности в условиях межличностного

взаимодействия. Этому будет способствовать возрастающие представления и

понятия об окружающем мире, возрастающая произвольность психических

процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями

окружающего мира, появления познавательных интересов.

Представления, как известно, менее ярки устойчивы, чем восприятие.

Разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при

непосредственном предметов и явлений на органы чувств, протекают более

активно, чем тогда, когда мы что ибо представляем. Представления более

изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. В отличие от

восприятия, которое всегда дает образ, отображающий предмет или явление

предметного мира, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к

окружающему. Они возникают в сознании в связи с какими- нибудь

образами, которые выступают в качестве их носителей. Серьезное

препятствие для «переноса»- постоянное расхождение формальных знаний,

которые дети получают от взрослых, наблюдая за фактами повседневной

жизни. Каждый ребенок оказывается преданным тому взрослому, от кого

зависит, идентифицирует себя с ним и использует его как модель. У

дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые

познавательные интересы, которые дают впоследствии поразительные

успехи.

А. Валлон считает: познавая окружающее, ребенок начинает выделять себя,

как постоянное существо. Л.Кольберг исходит из того, что в психическом

развитии детей не только формируются знания об окружающем мире и

нравственных критериях, но и происходит эмоциональное развитие. Все

связанно с познавательными процессами.

По мнению З.Фрейда, развитие психики ребенка- приспособление к

окружающей сфере, преимущественно враждебной. С точки зрения

психоанализа основа психического развития детей- не интеллектуальная

сфера, а эмоции и мотивы. Познавательное развитие- это следствие

мотивационного, где предмет внимания ребенка (люди, история,

будущее)лежит вне его субъективного мира.

Основная установка детства- подготовка к самостоятельности_ принимает

форму приспособления, изучения, сознательного подражания, мечтательного

построения будущего.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь.

Подобный синтез порождает у детей способность вызвать образы и

произвольно манипулировать ими при помощи речевых инструкций. Это

обозначает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать

внутренняя речь, как средство мышления. Синтез познавательных процессов

лежит в основе их полноценного усвоения ребенком. Детство- это период

роста, развития, обучения, период парадоксов и противоречий, без которых

нельзя представить процесс развития.

Не усвоив понятие «нравственность», нельзя жить среди людей. Чтобы

ситуация морального выбора была представлена в сознании ребенка,

необходимы когнитивные и личностные предпосылки: знание моральных

норм, умение их устанавливать, реализовывать в поведении, осознавать

возможные альтернативы, лежащие в основании последующего выбора,

понимать значение их альтернатив для себя и для других и моральную

ценность поступка в конкретных условиях, переживать неудовольствие

собой в случае нарушения норм. Отрицательная оценка- это средство

которое с наибольшей вероятностью вызовет у ребенка недовольство собой

по поводу нарушения норм, критическое отношение к себе, необходимое для

появления саморегуляция. Ведь к концу дошкольного возраста дети

начинают оценивать себя с точки зрения усвоенных правил постоянно, а не

от случая к случаю: сначала учатся отличать себя от окружающего мира,

затем от других объектов, потом себя от других. Под влиянием

индивидуального опыта формируется преимущественно когнитивный аспект

Я- концепции. Дети уже усваивают моральные знания:; у них складывается

первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные

суждения и оценки. И в этом плане решающую роль в развитии

положительного самоощущения, принятия себя, самоуважения,

самовыражения и самореализации имеет опыт межличностного

взаимодействия, а когнитивной основой становится самопознание.



В раздел образования