Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Первоначальное формирование моральных представлений и норм»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Первоначальное формирование моральных представлений и норм»
Личностные свойства детей, их способности, черты характера, особенности
психических процессов восприятия, памяти проявляются и формируются в
деятельности, руководимой взрослым. Именно под руководством взрослых
ребенок активно включается в жизнь, осваивая правила поведения,
овладевая знаниями. Но знания правил у четырех летнего ребенка не
означает еще, что он всегда будет руководствоваться ими. В вербальном
плане его поведение может соответствовать нормам, но в реальном, ели нет
прямого внешнего контроля, не исключены проявления эгоизма.
Морально воспитанную личность, подчеркивает Л.И. Рувинский,
характеризует внутреннее принятие нравственных норма, когда внешние
требования переходят в требования к самому себе. «Только в этом случае
усилия, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным
фактором процесса нравственного воспитания». Отсюда вытекают
педагогические задачи:
*сообщать детям больше сведений о нормах поведения в определенных
жизненных ситуациях, побуждать систематически совершать нравственно
направленные действия.
*учить воспринимать нравственные явления в сфере отношений тем, чтобы
знания эти стали реальным результатом собственных рассуждений и
переживаний. (С.Г.Якобсон)
В каких же условиях нравственные убеждения будут перерастать в реальное
нравственное поведение? Формирование нравственного поведения требует
единой системы, куда включены моральные знания, отношения и действия.
Ребенок усвоит их в том случае, если установит с окружающими реальные
практические взаимоотношения, которые обеспечат ему овладение
правилами и нормами, станут регулятором его поведения. Именно
регулятором поведения. Кроме умения видеть партнера, надо научиться еще
его слышать. Воспринимать то, что и как он говорит тебе о твоих
достоинствах и недостатках, - открыто, по- доброму, с искренней заботой или
недобрым удовольствием отмечает недостатки и тем самым утверждается.
Сформированные условия перехода от нравственного сознания к
нравственной практике должны отражать внутреннюю структуру процесса
переживания потенциальных стимулов чести и достоинства в реально
действующие. Условие развития субъективной позиции- наличие мотивации
достижений. Внешне мотивация выражается в стремлении иметь
определенную репутацию, получить признание собственного роста, развития.
Как считает В.А. Петровский, формирование субъективной позиции
возможно в ситуации деятельности в условиях межличностного
взаимодействия. Этому будет способствовать возрастающие представления и
понятия об окружающем мире, возрастающая произвольность психических
процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями
окружающего мира, появления познавательных интересов.
Представления, как известно, менее ярки устойчивы, чем восприятие.
Разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при
непосредственном предметов и явлений на органы чувств, протекают более
активно, чем тогда, когда мы что ибо представляем. Представления более
изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. В отличие от
восприятия, которое всегда дает образ, отображающий предмет или явление
предметного мира, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к
окружающему. Они возникают в сознании в связи с какими- нибудь
образами, которые выступают в качестве их носителей. Серьезное
препятствие для «переноса»- постоянное расхождение формальных знаний,
которые дети получают от взрослых, наблюдая за фактами повседневной
жизни. Каждый ребенок оказывается преданным тому взрослому, от кого
зависит, идентифицирует себя с ним и использует его как модель. У
дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые
познавательные интересы, которые дают впоследствии поразительные
успехи.
А. Валлон считает: познавая окружающее, ребенок начинает выделять себя,
как постоянное существо. Л.Кольберг исходит из того, что в психическом
развитии детей не только формируются знания об окружающем мире и
нравственных критериях, но и происходит эмоциональное развитие. Все
связанно с познавательными процессами.
По мнению З.Фрейда, развитие психики ребенка- приспособление к
окружающей сфере, преимущественно враждебной. С точки зрения
психоанализа основа психического развития детей- не интеллектуальная
сфера, а эмоции и мотивы. Познавательное развитие- это следствие
мотивационного, где предмет внимания ребенка (люди, история,
будущее)лежит вне его субъективного мира.
Основная установка детства- подготовка к самостоятельности_ принимает
форму приспособления, изучения, сознательного подражания, мечтательного
построения будущего.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь.
Подобный синтез порождает у детей способность вызвать образы и
произвольно манипулировать ими при помощи речевых инструкций. Это
обозначает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать
внутренняя речь, как средство мышления. Синтез познавательных процессов
лежит в основе их полноценного усвоения ребенком. Детство- это период
роста, развития, обучения, период парадоксов и противоречий, без которых
нельзя представить процесс развития.
Не усвоив понятие «нравственность», нельзя жить среди людей. Чтобы
ситуация морального выбора была представлена в сознании ребенка,
необходимы когнитивные и личностные предпосылки: знание моральных
норм, умение их устанавливать, реализовывать в поведении, осознавать
возможные альтернативы, лежащие в основании последующего выбора,
понимать значение их альтернатив для себя и для других и моральную
ценность поступка в конкретных условиях, переживать неудовольствие
собой в случае нарушения норм. Отрицательная оценка- это средство
которое с наибольшей вероятностью вызовет у ребенка недовольство собой
по поводу нарушения норм, критическое отношение к себе, необходимое для
появления саморегуляция. Ведь к концу дошкольного возраста дети
начинают оценивать себя с точки зрения усвоенных правил постоянно, а не
от случая к случаю: сначала учатся отличать себя от окружающего мира,
затем от других объектов, потом себя от других. Под влиянием
индивидуального опыта формируется преимущественно когнитивный аспект
Я- концепции. Дети уже усваивают моральные знания:; у них складывается
первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные
суждения и оценки. И в этом плане решающую роль в развитии
положительного самоощущения, принятия себя, самоуважения,
самовыражения и самореализации имеет опыт межличностного
взаимодействия, а когнитивной основой становится самопознание.