Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Застенчивый дошкольник».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Застенчивый дошкольник».
В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития
ребенка всегда уделялось большое внимание. А личность формируется в
общении. Ребенок находится в соответствии постоянного взаимодействия с
миром. о о строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них
что-то новое, подражает им, общается с ними. От умения найти контакт со
взрослыми и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит
уровень комфортности или напротив некомфортности существования
ребенка в постоянно меняющемся мире.
Застенчивость является одной из самых сложных и самых
распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно,
накладывает отпечаток на развитие личности. По мнению многих
исследователей, занимающихся изучением феномена застенчивости,
застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно
познакомиться, нелегко выразить свое мнение, они испытывают
отрицательные эмоции в ходе общения , излишне сдержанны, не умеют
показать себя (что мешает другим людям адекватно оценить застенчивого
человека), плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно
сосредоточены на себе.
Застенчивы ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим
людям, стремится к общению с ними, а с другой- не решается проявлять свои
коммуникативные потребности, что нарушает согласованность во
взаимодействии. Причина этого- особый характер отношения застенчивого
ребенка к самому себе. У него обнаруживается наиболее ярко выраженная,
чем у незастенчивых детей, дисгармония в общей самооценке: высокая
собственная самооценка и гораздо более низкая оценка, как он полагает, с
точки зрения других людей. Ожидание ребенком критического отношения к
себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение,
особенно ярко проявляющиеся при контактах с незнакомыми людьми.
Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью
рефлективности, фиксированности на своей личности в любых видах
взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я: все что он
делает пропускает через ядро образа, в котором «живет» другой,
подвергающий сомнению ценность его личности. Тревога о своем Я часто
заслонят содержание их совместной деятельности, и общения. У
застенчивого ребенка особое строение потребностно – мотивационной
сферы: личностные мотивы выступают для него в качестве главных, заслоняя
и познавательные, и деловые, что препятствуют выстраиванию поведения,
адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми при
котором отношение взрослых понятно ребенку, личностный фактор уходит в
тень, а в общении с «чужыми» четко выступает на первый план, провоцируя
защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда
«в маски равнодушия». Мучительное переживание своего Я, в своей
уязвимости сковывает ребенка, не позволяет проявить ему свои способности.
Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же
открытым и общительным как и его незастенчивые сверстники.
Отношение к другим людям наиболее интенсивно развивается именно в
дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится
фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того
как сложатся отношения в группе детского сада, во многом зависит
последующий путь его личностного и социального развития, а значит, его
дальнейшей судьбы. Возникает необходимость поиска методов и приемов
руководства развитием ребенка, которые позволяют преодолеть
застенчивость.
Отечественные педагоги и психологи отмечают, что изобразительное
творчество является одно из самых эффективных форм освоения
окружающей действительности, в процессе которого дети изображают
предметы и явления, отражают свои впечатления об увиденном или
услышанном раннее. Выражают свое отношение к изображаемому.
Изобразительная деятельность удовлетворяет разные потребности
дошкольников : в деятельности, познании, овладение способами действий.
Таким образом, если обеспечить застенчивым детям успех в
изобразительном творчестве, дать им возможность равноправного общения и
справедливой оцени, это может стать средством повышения уверенности в
себе, нормализацией отношений с другими людьми (сверстниками,
взрослыми), преобладания коллективных потребностей над личностными,
что в итоге может преодолеть застенчивость.