Напоминание

«Застенчивый дошкольник».


Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Застенчивый дошкольник».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Застенчивый дошкольник».

В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития

ребенка всегда уделялось большое внимание. А личность формируется в

общении. Ребенок находится в соответствии постоянного взаимодействия с

миром. о о строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них

что-то новое, подражает им, общается с ними. От умения найти контакт со

взрослыми и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит

уровень комфортности или напротив некомфортности существования

ребенка в постоянно меняющемся мире.

Застенчивость является одной из самых сложных и самых

распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно,

накладывает отпечаток на развитие личности. По мнению многих

исследователей, занимающихся изучением феномена застенчивости,

застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно

познакомиться, нелегко выразить свое мнение, они испытывают

отрицательные эмоции в ходе общения , излишне сдержанны, не умеют

показать себя (что мешает другим людям адекватно оценить застенчивого

человека), плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно

сосредоточены на себе.

Застенчивы ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим

людям, стремится к общению с ними, а с другой- не решается проявлять свои

коммуникативные потребности, что нарушает согласованность во

взаимодействии. Причина этого- особый характер отношения застенчивого

ребенка к самому себе. У него обнаруживается наиболее ярко выраженная,

чем у незастенчивых детей, дисгармония в общей самооценке: высокая

собственная самооценка и гораздо более низкая оценка, как он полагает, с

точки зрения других людей. Ожидание ребенком критического отношения к

себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение,

особенно ярко проявляющиеся при контактах с незнакомыми людьми.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью

рефлективности, фиксированности на своей личности в любых видах

взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я: все что он

делает пропускает через ядро образа, в котором «живет» другой,

подвергающий сомнению ценность его личности. Тревога о своем Я часто

заслонят содержание их совместной деятельности, и общения. У

застенчивого ребенка особое строение потребностно – мотивационной

сферы: личностные мотивы выступают для него в качестве главных, заслоняя

и познавательные, и деловые, что препятствуют выстраиванию поведения,

адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми при

котором отношение взрослых понятно ребенку, личностный фактор уходит в

тень, а в общении с «чужыми» четко выступает на первый план, провоцируя

защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда

«в маски равнодушия». Мучительное переживание своего Я, в своей

уязвимости сковывает ребенка, не позволяет проявить ему свои способности.

Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же

открытым и общительным как и его незастенчивые сверстники.

Отношение к другим людям наиболее интенсивно развивается именно в

дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится

фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того

как сложатся отношения в группе детского сада, во многом зависит

последующий путь его личностного и социального развития, а значит, его

дальнейшей судьбы. Возникает необходимость поиска методов и приемов

руководства развитием ребенка, которые позволяют преодолеть

застенчивость.

Отечественные педагоги и психологи отмечают, что изобразительное

творчество является одно из самых эффективных форм освоения

окружающей действительности, в процессе которого дети изображают

предметы и явления, отражают свои впечатления об увиденном или

услышанном раннее. Выражают свое отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность удовлетворяет разные потребности

дошкольников : в деятельности, познании, овладение способами действий.

Таким образом, если обеспечить застенчивым детям успех в

изобразительном творчестве, дать им возможность равноправного общения и

справедливой оцени, это может стать средством повышения уверенности в

себе, нормализацией отношений с другими людьми (сверстниками,

взрослыми), преобладания коллективных потребностей над личностными,

что в итоге может преодолеть застенчивость.



В раздел образования