Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждении».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к
дошкольному учреждении».
Адаптация к дошкольному учреждению- сложный период как для детей, так
и для взрослых, родителей, воспитателей. Детям трудно привыкать к новому
учреждению, незнакомым сверстникам требованиям со стороны взрослых,
режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и так
же привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто
найти подход к детям и их родителям.
Поступление в дошкольное учреждение является стрессом для нормально
развивающихся детей. Однако исследования показали: их сверстники с
проблемами развития ( с общим недоразвитием речи, задержкой
психического развития, легкой степенью умственной отсталостью, глухие,
слабослышащие) поддержаны стрессу в этот период гораздо больше.
Наибольшее количество страхов у глухих (пространственные страхи и страхи
причинения физического ущерба), у умственно отсталых детей (страхи
свойственны детям более младшего возраста, например, боязнь сказочных
персонажей- анализ детских анкет , опросник А.И.Захарова.
Родители считают: наибольшей тревожностью отличаются дети с ЗПР и
ОНР, что свидетельствует о недостаточной их осведомленностью, об
эмоциональном состоянии своих детей. Ответы родителей отличались от
ответов детей.
Анализ состояния и динамики процесса адаптации к дошкольному
учреждению (Л.В.Кузнецова) указывает на разный уровень ее успешности у
нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами
развития. У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает низкий
и средний уровень адаптации. У детей с нарушением зрительной и слуховой
функциями- средне- низкий и средний уровень адаптации, в то время как у
нормально развивающихся дошкольников- средний и высокий уровень
адаптации. В этот период особое внимание важно уделять
продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию,
контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения,
игровой активности- это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение
даже одной из них может служить источником возникновения или
усугубления эмоциональных проблем.
Таким образом все дети в период адаптации испытывают тревожность,
связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.
Дошкольники., имеющие наибольшее количество страхов (умственно
отсталые и глухие дети) показывают наиболее низкий уровень адаптации.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения,
взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на
детский сад., позитивное отношение к нему. Это зависит от
профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты,
внимания.
Необходимо организовать знакомство детей друг с другом, с сотрудниками
детского сада. В первый день желательно, чтобы детей и родителей
встречали оба воспитателя. Важно, чтобы взрослые доброжелательно
относились к детям, говорили им как можно больше добрых слов, делали
комплименты, подчеркнуто показывали, как любят и ждут малышей в
детском саду.