Напоминание

развитие мелкой моторики рук у детей


Автор: Сергеева Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГУЗ ВО МДРС
Населённый пункт: г. Муром Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: развитие мелкой моторики рук у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сергеева Марина Валентиновна

Воспитатель ГКУЗ ВО Муромский дом ребенка

специализированный

Развитие мелкой моторики рук детей.

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с

дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и

психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями

и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное

восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и

двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому,

что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных,

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы

одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых

и учебных действий.

Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на

точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом

принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней

относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких

манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга

составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому

так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет: от неё будет зависеть

сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная

социализация ребёнка.

«История письма ребёнка начинается значительно раньше того 4 момента, когда

учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать

буквы» Л.С. Выготский.

Развитие «ручной умелости» – одна их важных задач дошкольного воспитания. В

настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали

акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем,

что обычными стали ситуации, когда ребенок учится в 1-м классе, а рука его не

подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня

успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

У значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-

двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики,

графического навыка. Изучение уровня развития тонких дифференцированных

движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в 1-м классе, показывает, что у

многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются

задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложно координированные движения

ведущей руки, плохо сформированы умения использовать ручку и карандаш в

качестве рабочего инструмента.

Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним

из таких средств являются пальчиковые гимнастики.

Пальчиковая гимнастика-комплекс упражнений для развития и совершенствования

«тонких» движений пальцев рук. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой

гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладаю хорошей памятью,

развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

В педагогической литературе проблеме развития мелкой моторики рук уделяется

особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений

пальцев рук. Так С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина

пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься

систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения,

доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике,

выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода

упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков

рекомендует и В.В. Цвынтарный , указывая, что такие упражнения активизируют

моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями,

воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на

исследования М.М. Кольцовой, которая путём экспериментов установила, что

формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием

импульсов от движения рук. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-

4 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном

обучении, благополучная социализация ребёнка.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством

использования пальчиковых игр может быть более эффективным при соблюдении

ряда условий, а именно подбора пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей

детей младшего дошкольного возраста, которые основаны на сочетании расслабления

и растяжения пальцев с использованием изолированных движений каждого из них.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение,

конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания,

изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия

включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний

пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле –

зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец

остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для

получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук

и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы сочетались сжатие,

расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения

каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных

составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае

должны быть изолированными.

На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:

на расслабление;

в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки –

другое).

В своей практике я использую сдедующий перечень некоторых игр (для игр со

словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений;

помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…

Сорока-ворона…

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…

Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..

Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…

«Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»

Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…

У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…

«Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…

Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…

Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»

Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…

Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…

«Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»

«В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»

Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)

«Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»

На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..

Мы делили апельсин. Много нас, а он один…

Две сороконожки бежали по дорожке…

Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец

каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем

правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки.

Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же

движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг

друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук;

каждый старается перетянуть соперника.

Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд

руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага,

разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага

сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое

кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук

одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так,

чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

На практике, дети с удовольствием выполняют движения, сопровождаемые

стихотворным текстом. Пальчиковая гимнастика может быть как отдельным видом

индивидуальной работы, так и динамической паузой во время группового занятия.



В раздел образования