Автор: Сергеева Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГУЗ ВО МДРС
Населённый пункт: г. Муром Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: развитие мелкой моторики рук у детей
Раздел: дошкольное образование
Сергеева Марина Валентиновна
Воспитатель ГКУЗ ВО Муромский дом ребенка
специализированный
Развитие мелкой моторики рук детей.
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с
дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и
психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями
и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому,
что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых
и учебных действий.
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на
точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом
принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней
относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких
манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга
составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому
так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет: от неё будет зависеть
сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная
социализация ребёнка.
«История письма ребёнка начинается значительно раньше того 4 момента, когда
учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать
буквы» Л.С. Выготский.
Развитие «ручной умелости» – одна их важных задач дошкольного воспитания. В
настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали
акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем,
что обычными стали ситуации, когда ребенок учится в 1-м классе, а рука его не
подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня
успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
У значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-
двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики,
графического навыка. Изучение уровня развития тонких дифференцированных
движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в 1-м классе, показывает, что у
многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются
задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложно координированные движения
ведущей руки, плохо сформированы умения использовать ручку и карандаш в
качестве рабочего инструмента.
Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним
из таких средств являются пальчиковые гимнастики.
Пальчиковая гимнастика-комплекс упражнений для развития и совершенствования
«тонких» движений пальцев рук. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой
гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладаю хорошей памятью,
развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
В педагогической литературе проблеме развития мелкой моторики рук уделяется
особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений
пальцев рук. Так С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина
пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься
систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения,
доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике,
выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода
упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков
рекомендует и В.В. Цвынтарный , указывая, что такие упражнения активизируют
моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями,
воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на
исследования М.М. Кольцовой, которая путём экспериментов установила, что
формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием
импульсов от движения рук. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-
4 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном
обучении, благополучная социализация ребёнка.
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством
использования пальчиковых игр может быть более эффективным при соблюдении
ряда условий, а именно подбора пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей
детей младшего дошкольного возраста, которые основаны на сочетании расслабления
и растяжения пальцев с использованием изолированных движений каждого из них.
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение,
конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания,
изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия
включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний
пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле –
зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец
остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для
получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук
и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы сочетались сжатие,
расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения
каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных
составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае
должны быть изолированными.
На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:
на расслабление;
в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки –
другое).
В своей практике я использую сдедующий перечень некоторых игр (для игр со
словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений;
помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
Сорока-ворона…
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…
Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…
«Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
«Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…
Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
«Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
«В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)
«Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
Две сороконожки бежали по дорожке…
Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец
каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем
правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки.
Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же
движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг
друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук;
каждый старается перетянуть соперника.
Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд
руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага,
разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага
сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое
кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук
одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так,
чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
На практике, дети с удовольствием выполняют движения, сопровождаемые
стихотворным текстом. Пальчиковая гимнастика может быть как отдельным видом
индивидуальной работы, так и динамической паузой во время группового занятия.