Автор: Денисова Ксения Алексеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 18"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование
Игровые
технологии
на
уроках
немецкого
языка
как
способ
развития
коммуникативной компетенции.
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная,
чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и
следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы
действительной жизни, в которую он не мог еще войти
по сложности ее явлений и интересов.»
К.Д.Ушинский
Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают
максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых
наглядных пособий; использование новых игр и игровых приемов; применение новых,
наиболее актуальных для учеников ситуаций общения, связанных непосредственно с их
повседневной жизнью. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения
учителя организовать педагогическое общение с учениками, от его профессионализма.
Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие
коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным
языком. В данном процессе ключевая роль отводится формированию коммуникативной
компетенции.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять
речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или
иной сферы деятельности.
Коммуникативная
компетенция
включает
в
себя
следующие
компоненты:
лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная и стратегическая компетенции.
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема
мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к
предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно,
от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале
мотивация к изучению языка, как правило, высокая, то впоследствии отношение меняется,
многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления материала,
стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей,
что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает
активность, ослабевает воля, снижается успеваемость. При организации традиционных
уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и
уровнем интереса к изучаемому материалу.
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась
новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения,
сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание
видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма
урока.
Замечено,
что
эффективность
обучения
заметно
улучшается,
если
применять игровые технологии на уроках иностранного языка.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и
умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать. Игра обостряет
мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым
ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре. Находчивость и
сообразительность в игре оказываются порой более важными, чем знание предмета.
Чувство равенства, атмосфера радости, ощущение посильности заданий - все это дает
возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова
чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается
языковой материал и возникает чувство удовлетворения.
Игры способствуют решению важных методических задач:
а) создание психологической готовности к речевому общению;
б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового
материала;
в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативно-спонтанной речи вообще.
Игровые технологии обладают следующими функциями:
средство познания;
средство развития умственных действий;
средство развития произвольного поведения.
Игра
является
действенным
инструментом
преподавания,
который
активизирует
мыслительную
деятельность
обучаемых,
позволяет
сделать
процесс
обучения
привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это
мощный стимул к овладению языком.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения,
всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность
игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать
активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: учащиеся
общаются на иностранном языке.
Во-вторых,
скучное
повторение
какого-то
грамматического
правила
или
закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
В-третьих, учащиеся получают наглядное практическое применение новых знаний.
Этому в большей степени способствуют ролевые игры.
В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у
стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет
общаться более свободно и непринужденно.
В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в
уроки, способствуют развитию творчества.
Выделяют следующие виды игр в процессе обучения иностранному языку:
а)
подготовительные
(грамматические,
лексические,
фонетические,
орфографические);
б) творческие.
Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе
как первичного, так и дальнейшего закрепления.
Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и
умений.
Цель подготовительных игр - формирование речевых навыков:
— грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов,
содержащих
определенные
грамматические
трудности,
создают
ситуацию
для
употребления
данного
речевого
образца,
развивают
речевую
активность
и
самостоятельность учащихся.
— лексические
игры
тренируют
учащихся
употреблять
лексику
в
ситуациях
приближенных
к
естественной
обстановке,
активизируют
речемыслительную
деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью
слова.
— фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат
учащихся громко,
отчетливо читать стихотворения,
разучивать их с целью их
воспроизведения по ролям.
— орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких слов.
Цель творческих игр - развитие речевых умений:
— аудитивные игры — могут помочь в достижении следующих целей аудирования:
а) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
б) научить учащихся выделять главное в потоке информации;
в) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке
речи;
г) развивать слуховую память учащихся;
д) развивать слуховую реакцию.
- речевые игры (активизация лексико-грамматических явлений в устной речи).
Рассмотрим подробнее, какие виды учебно-речевых игр можно использовать на уроках
иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.