Напоминание

Использование игровых технологий на уроках немецкого языка


Автор: Денисова Ксения Алексеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 18"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование





Назад




Игровые

технологии

на

уроках

немецкого

языка

как

способ

развития

коммуникативной компетенции.

«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная,

чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и

следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы

действительной жизни, в которую он не мог еще войти

по сложности ее явлений и интересов.»

К.Д.Ушинский

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают

максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых

наглядных пособий; использование новых игр и игровых приемов; применение новых,

наиболее актуальных для учеников ситуаций общения, связанных непосредственно с их

повседневной жизнью. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения

учителя организовать педагогическое общение с учениками, от его профессионализма.

Основной целью обучения немецкому языку является формирование и развитие

коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным

языком. В данном процессе ключевая роль отводится формированию коммуникативной

компетенции.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять

речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или

иной сферы деятельности.

Коммуникативная

компетенция

включает

в

себя

следующие

компоненты:

лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная и стратегическая компетенции.

Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема

мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к

предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно,

от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале

мотивация к изучению языка, как правило, высокая, то впоследствии отношение меняется,

многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления материала,

стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей,

что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает

активность, ослабевает воля, снижается успеваемость. При организации традиционных

уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и

уровнем интереса к изучаемому материалу.

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась

новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения,

сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание

видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма

урока.

Замечено,

что

эффективность

обучения

заметно

улучшается,

если

применять игровые технологии на уроках иностранного языка.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и

умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать. Игра обостряет

мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым

ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре. Находчивость и

сообразительность в игре оказываются порой более важными, чем знание предмета.

Чувство равенства, атмосфера радости, ощущение посильности заданий - все это дает

возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова

чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается

языковой материал и возникает чувство удовлетворения.

Игры способствуют решению важных методических задач:

а) создание психологической готовности к речевому общению;

б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового

материала;

в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к

ситуативно-спонтанной речи вообще.

Игровые технологии обладают следующими функциями:

средство познания;

средство развития умственных действий;

средство развития произвольного поведения.

Игра

является

действенным

инструментом

преподавания,

который

активизирует

мыслительную

деятельность

обучаемых,

позволяет

сделать

процесс

обучения

привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это

мощный стимул к овладению языком.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения,

всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность

игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать

активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: учащиеся

общаются на иностранном языке.

Во-вторых,

скучное

повторение

какого-то

грамматического

правила

или

закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.

В-третьих, учащиеся получают наглядное практическое применение новых знаний.

Этому в большей степени способствуют ролевые игры.

В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у

стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет

общаться более свободно и непринужденно.

В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в

уроки, способствуют развитию творчества.

Выделяют следующие виды игр в процессе обучения иностранному языку:

а)

подготовительные

(грамматические,

лексические,

фонетические,

орфографические);

б) творческие.

Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе

как первичного, так и дальнейшего закрепления.

Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и

умений.

Цель подготовительных игр - формирование речевых навыков:

— грамматические игры способствуют употреблению учащимися речевых образцов,

содержащих

определенные

грамматические

трудности,

создают

ситуацию

для

употребления

данного

речевого

образца,

развивают

речевую

активность

и

самостоятельность учащихся.

— лексические

игры

тренируют

учащихся

употреблять

лексику

в

ситуациях

приближенных

к

естественной

обстановке,

активизируют

речемыслительную

деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью

слова.

— фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат

учащихся громко,

отчетливо читать стихотворения,

разучивать их с целью их

воспроизведения по ролям.

— орфографические игры направлены на упражнения в написании немецких слов.

Цель творческих игр - развитие речевых умений:

— аудитивные игры — могут помочь в достижении следующих целей аудирования:

а) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

б) научить учащихся выделять главное в потоке информации;

в) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке

речи;

г) развивать слуховую память учащихся;

д) развивать слуховую реакцию.

- речевые игры (активизация лексико-грамматических явлений в устной речи).

Рассмотрим подробнее, какие виды учебно-речевых игр можно использовать на уроках

иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники