Напоминание

"ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Депутатова Наталья Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ "Костровская СОШ" дошкольное отделение
Населённый пункт: МО г.о. Истра
Наименование материала: статья
Тема: "ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Роль и возможности общения как в образовательном, так и в

процессах интеллектуального и психического развития дошкольников

огромны. Общение

позволяет

ребёнку, через

сравнение

себя

со

сверстниками, выработать самооценку, найти своё место, что весьма часто

бывает одной из главных проблем личности. Ведь коммуникабельность –

одна

из

составляющих

успешности. Навыки

поведения

начинают

формироваться в раннем возрасте.

Поведение зависит от суммы накопленных знаний, которые каждая

личность пропускает через своё сознание. А оно, в свою очередь,

определяет способ поведения.

Признание за музыкальным мышлением функции общения,

коммуникации, даёт повод рассматривать музыку как один из самых

мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, всё

общество. Существует мнение, что музыка не может считаться «языком…

с чётко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает

музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что

музыка может и является одним из мощных средств общения, развития

коммуникативных качеств ребёнка.

Для того, чтобы влиять на формирование личности дошкольника,

педагог должен уметь среди смен его настроений и различных

проявлений характера, распознать лучшие для последующего закрепления,

худшие – для нейтрализации в процессе восприятии музыки. Восприятие

музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку

чувствует по-разному.

ДЕПУТАТОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

музыкальный руководитель

МОУ Костровская СОШ

дошкольное отделение

Истринского муниципального округа

Московской области

первая категория

Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый

смысл, который зависит от многих причин:

1.

личного жизненного опыта

2.

уровня развития образного мышления

3.

общей культуры восприятия

4.

уровня развития ситуативного мышления

5.

уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик , как

концентрированность и распределённость, переключаемость и др.

6.

различных

видов

памяти

(кратковременной,

долговременной,

оперативной, музыкальной и др.)

7.

склада нервной системы, т.е. темперамента

Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что

через её восприятие человек познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок

может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять

напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств,

которые он ещё не испытывал в жизни, но которые уже готовы к

пробуждению, однако, пока не востребованы.

Наука показала, что музыка, её выразительные средства, такие как

динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации,

последовательность

аккордов, развитие

мелодической

линии

могут

воздействовать на частоту пульса и дыхания, биологические процессы в

крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в

комплексе

определяет

эмоциональное

состояние, а порой и

общее

самочувствие слушателя.

Проявления восприятия музыки могут быть различными:

1.

внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение

голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии

произведения

2.

покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирование

рукой или ногой

3.

изменение мимики (напряжение или расслабление определённых

мышц)

4.

подвижность

глазных

яблок, слёзы, улыбка

(при

слушании

с

закрытыми глазами)

Эти и другие проявления восприятия музыки педагогам необходимо

использовать в своей работе.

Как известно, слушать музыку – ещё не значит воспринимать её.

Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у

дошкольника как на занятиях, так и при индивидуальной работе по

развитию способностей. Ценность умения воспринимать музыку в том,

что ребёнок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему

внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка

не требует от ребёнка жизненного опыта и его подтверждения, весь

арсенал её средств является для юного слушателя откровением и,

возможно, истиной. Ребёнок воспринимает через музыку духовность и

учится принимать её.

Музыка на групповых занятиях выступает как средство:

1.

общения

2.

познания нового

3.

развития общей культуры

4.

развития духовности

Она способствует умению:

1.

сосредоточиться

2.

выслушать другую точку зрения и высказать свою

3.

вести спор

Музыкальное воспитание

- это не воспитание музыканта, а воспитание человека.



В раздел образования