Автор: Цирельникова Марина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ Владивостокская специальная (коррекционная)школа- сад ii вида
Населённый пункт: Приморский край г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей с нарушением слуха"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей дошкольников
«Воспитание детей с нарушенным слухом в семье»
Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют
себя уверенными общаясь и воспитывая ребенка. Убедившись в том, что
ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним
общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.
Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей
большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным
результатам, если они выполняют советы сурдопедагога, учителя –
дефектолога.
Глухой ребенок, как и все дети, имеет потребность общаться с
окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам,
сопровождая их непонятными звуками и криками.
Необходимо добиться того, чтобы и глухой ребенок понял, что от него
хочет мама или члены семьи. Задача родителей глухого ребенка использовать
все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и
мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы
говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у
глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком,
оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все
равно он ничего не слышит и никогда не поймет», — думают родители. Это
неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания
речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и
узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в
старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем
лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он
должен понимать речь.
Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать:
«Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить
всегда, когда они зовут ребенка. После того, как ребенок ее усвоит, можно
эту фразу расширить: «Саша, иди сюда», «Иди сюда, малыш» и т.п. Давая
что-нибудь малышу, нужно произносить: «Дима, на!» Прося что-нибудь у
него, следует говорить: «Дима, дай».
Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в
лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша.
Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести
примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, на зывает
каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам
рефлекторно повторяет эти слова.
Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му» (корову), «На
мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит:
Дай «му»!
С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у
глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет
общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий,
чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним
человека, у него самого непроизвольно также складываются губки. Пусть это
будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при
многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по
губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие
имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может
овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться
остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует
развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить
громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок
и т. д.
Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и
слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это
длительная и кропотливая работа. Нельзя бросать начатое дело на половине
пути. Если что то не получается, то необходимо консультироваться у
специалистов. Со временем вы увидите положительный результат Вашей
кропотливой работы. Вам всегда могут оказать помощь врачи сурдологи,
сурдопедагоги, учителя - дефектологи, логопеды, если Вы своевременно
обратитесь за консультацией.