Напоминание

"Зимнее путешествие"


Автор: Нестерович Александра Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида Д/С №15 "Алёнка"
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: конспект
Тема: "Зимнее путешествие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе.

Составила: Нестерович Александра Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ Д/С

комбинированного вида №15 «Алёнка», г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край.

Тема: «Зимнее путешествие»

Интеграция

образовательных

областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».
Виды

детской

деятельности:
игровая, познательно-исследовательская, коммуникативная.
Образовательные цели:
формировать умение составлять небольшой рассказ на тему, предложенную логопедом (с опорой на мнемосхему); упражнять в умении выражать свои мысли полным предложением, правильно согласовывая слова; учить составлять развернутое предложение, используя мнемосхему, упражнять в правильном использовании предлогов в, на, под за; упражнять детей в назывании детенышей диких животных с опорой на мнемосхему; упражнять детей в назывании признаков зимы с опорой на мнемосхему; закрепить правила поведения в лесу;
Развивающие

цели:
развивать мелкую моторику рук; развивать фонематический анализ (умение определять первый звук в слове); развивать координацию речи с движениями; развивать чувство ритма;
Воспитательные

цели:
воспитывать у детей чувства взаимопомощи и взаимовыручки, бережное отношение к природе.
Планируемые

результаты:
умеет составлять небольшой рассказ с опорой на мнемосхему; понимает смысл предлогов в, на, под, за и правильно их использует; определяет первый звук в словах; знает признаки зимы; называет детенышей диких животных; знает и соблюдает правила безопасного поведения в лесу.
Материалы и оборудование:
мнемосхемы «Правила поведения в лесу», «Признаки зимы», «Детеныши», «Белка»; следы диких животных (волка, зайца, белки), мягкие игрушки (волк, заяц, белка), ель, корзинка, су-джоки.
Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово учителя-логопеда.
Логопед: Здравствуйте! Очень рада вас видеть! Давайте улыбнемся и поделимся друг с другом хорошим настроением. Ребята, а у Старичка-Лесовичка стряслась беда: он заболел. Надо отнести ему малиновое варенье, чтоб он скорее поправился. Вы пойдете со мной?
2. Упражнение «Правила поведения в лесу»
Логопед: Но сначала нам нужно вспомнить правила поведения в лесу, а поможет нам в этом схема-подсказка (слайд- мнемосхема «Правила поведения в лесу»).
(Дети проговаривают, что в лесу нельзя трогать домики животных, мусорить, ломать ветки, разжигать костер)
3. Логоритмическое упражнение «Тропа»
Логопед: Теперь нам можно отправляться в путешествие. Вставайте за мной, нас ждет долгая дорога. Па-па-па – прямо в лес ведет тропа. Пу-пу-пу – изучали мы тропу. Пы-пы-пы – не сбивались мы с тропы. Па-па-па – привела нас в лес тропа. (Под музыку дети вместе с логопедом идут по группе и проговаривают слова)
4. Упражнение «Признаки зимы
» Логопед: Ребята, посмотрите… следы. Если мы угадаем чьи, то узнаем, кто здесь спрятался. Чьи это следы? (волчьи). Правильно, посмотрите, кто это? (логопед показывает волка). Волк: Здравствуйте, ребята. Дети: Здравствуй, волк. Логопед: Волк что-то спрашивает у меня… (логопед подносит игрушку к уху). Ну конечно, они знают. Ребята, волк спрашивает, знаете ли вы какое сейчас время года (волк спорит с логопедом). И это наши дети знают… Ребят, а теперь волк хочет, чтобы вы рассказали ему о признаках зимы вот по этой схеме (слайд - мнемосхема «Признаки зимы»). Дети проговаривают (с опорой на мнемосхему): 1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Зимой идет снег. 3. Зимой люди надевают теплую одежду. 4. Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика. Логопед: Вот видишь, волк, я же говорила, что наши ребята все знают. Волк хвалит детей. Логопед: А нам пора идти дальше. До свидания, волчок. Волк: До свидания, ребята. К Лесовичку нам нужно – идем дорогой дружно, Идем дорогой дружно, дорогой непростой. (Вместе с логопедом дети идут по группе и проговаривают слова)
5.

Упражнение «Назови детенышей дикого животного»
Логопед: Посмотрите… следы. Если угадаем чьи, узнаем, кто здесь спрятался. Чьи это следы? (заячьи). А вот и заяц. Заяц: Здравствуйте, ребята. Дети: Здравствуй, заяц. Заяц: Как мне скучно одному на пенечке сидеть. Поиграете со мной? А вы знаете, как зовут моих детенышей? (зайчата) А теперь давайте скажем полным предложением вот по этой схеме (демонстрирует мнемосхему «Детеныши»): У зайца зайчата. А давайте расскажем и о других диких животных? (дети проходят к столу) У каждого из вас своя схема, посмотрите на нее внимательно. Назовите детенышей того дикого животного, которое будет в вашей схеме.(слайды) (Дети по очереди называют: У ежа ежата. У белки бельчата и т.д.)
Заяц хвалит детей. Логопед: А нам пора идти дальше. Заяц: До свидания, ребята. Дети: До свидания, заяц. К Лесовичку нам нужно – идем дорогой дружно, Идем дорогой дружно, дорогой непростой. (Вместе с логопедом дети идут по группе и проговаривают слова)
6.

Упражнение «Попрыгунья белка»
Логопед: Посмотрите… следы. Если угадаем чьи, узнаем, кто здесь спрятался. Чьи это следы? (беличьи). А вот и белка. Белка: Здравствуйте, ребята. Дети: Здравствуй, белка. Белка: Поиграете со мной? Дети: да Белка: тогда садитесь скорее на пенечки. (Логопед ведет диалог с белкой, сажает ее то на елку, то под елку, то прячет за елку, а дети проговаривают: Белка сидит на елке. Белка сидит под елкой. Белка спряталась за елку.) Белка хвалит детей.
7. Упражнение «Назови первый звук в слове»
Логопед: Белка, какая ты быстрая, стремительная. Наши ребята тоже очень шустрые, скажи слово, а они тебе сразу назовут в нем первый звук.(слайды) (аист, улитка, молоко, кот, помидор, хлеб, ириска, облако, нос, тарелка) Логопед: Белочка, посмотри, ты поспешила и корзинку уронила.
8. Пальчиковая гимнастика с су-джоками
Логопед: Ой, белочка, а что это у тебя в корзинке? Белка: су-джоки. Логопед: Можно мы поиграем с ними? Ребята, подставляйте скорее ладошки В них су-джок вам положу Поиграть с ним разрешу Посмотрите внимательно, как будем играть: надевать на пальчик и снимать. Мы су-джоками играем, Пальчики мы развиваем. Речь и пальчики дружны, Очень в жизни всем важны. (дети выполняют пальчиковую гимнастику, проговаривая слова) Логопед: Белка, спасибо тебе за такую интересную игру, сейчас я помогу тебе собрать все су-джоки в корзинку… А нам пора идти дальше. До свидания, белка. Белка: До свидания, ребята К Лесовичку нам нужно – идем дорогой дружно, Идем дорогой дружно, дорогой непростой. (Вместе с логопедом дети идут по группе и проговаривают слова)
9. Знакомство с мнемосхемой «Белка»
Логопед: Ребята, посмотрите, дом Лесовичка. Давайте постучим. (Стучат в дверь) Лесовичок (появляется из-за ширмы): Кто там? Дети: это мы, ребятки Лесовичок: Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали?
Дети: Здравствуй, мы тебе малиновое варенье принесли, чтоб ты поскорее выздоравливал. Лесовичок: Спасибо вам большое. А долго ко мне добирались, кого встретили по дороге (дети отвечают, перечисляя: волка, зайца, белку). Лесовичок: А больше всего люблю с белкой играть. Она такая пушистая, веселая, забавная. У меня и рассказ про нее есть. Вот только прочитать я его не могу: в нем нет слов, одни только картинки.(слайд) Логопед: Лесовичок, а мы с ребятами умеем такие рассказы читать, сейчас поможем тебе. (Лесовичок передает схему) Логопед: Ребята, посмотрите, что здесь нарисовано (дети проговаривают каждый элемент схемы) 10.
Составление рассказа логопедом
(с опорой на мнемосхему) Логопед: Ребята, послушайте, что у нас получилось. Белка – дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик – дупло. Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый. Зимой белка питается семенами сосновых и еловых шишек, а летом – желудями, орехами, ягодами и грибами. Белка – самый шустрый лесной зверек.
11. Составление рассказа детьми
(с опорой на мнемосхему) а) коллективное рассказывание б) ребенок полностью составляет рассказ Логопед: Лесовичок, тебе понравился наш рассказ? Лесовичок: да, очень. Логопед: А нам пора возвращаться в сад, а ты больше не болей. Лесовичок: да как же не болеть, такие морозы, солнышко совсем не греет. Логопед: Ребята, давайте подарим Лесовичку солнышко, оно будет согревать его своим теплом (берет поднос), возьмите по лучику. Солнышко, солнышко, Загляни в окошко И согрей своим теплом Лесовичка немножко Лесовичок, мы дарим тебе наше волшебное солнышко. Лесовичок: спасибо большое Логопед: до свидания. Лесовичок: до свидания. Логопед: Па-па-па – в детский сад ведет тропа. Пу-пу-пу – изучали мы тропу.
Пы-пы-пы – не сбивались мы с тропы. Па-па-па – привела нас в сад тропа. (Под музыку дети вместе с логопедом идут по группе и проговаривают слова)
12. Итог занятия
Логопед: Вам понравилось наше путешествие? Какое доброе дело мы с вами сделали? (дети отвечают) Мы молодцы, теперь Лесовичок обязательно быстро поправится.


В раздел образования