Автор: Нестерович Александра Валентиновна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида Д/С №15 "Алёнка" Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: конспект Тема: "Зимнее путешествие" Раздел: дошкольное образование
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе.
Составила: Нестерович Александра Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ Д/С
комбинированного вида №15 «Алёнка», г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край.
Тема: «Зимнее путешествие»
Интеграция
образовательных
областей:
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».
Виды
детской
деятельности:
игровая,
познательно-исследовательская,
коммуникативная.
Образовательные цели: формировать умение составлять небольшой рассказ на тему,
предложенную логопедом (с опорой на мнемосхему); упражнять в умении выражать свои
мысли
полным
предложением,
правильно
согласовывая
слова;
учить
составлять
развернутое предложение, используя мнемосхему, упражнять в правильном использовании
предлогов в, на, под за; упражнять детей в назывании детенышей диких животных с
опорой на мнемосхему; упражнять детей в назывании признаков зимы с опорой на
мнемосхему; закрепить правила поведения в лесу;
Развивающие
цели:
развивать
мелкую
моторику
рук;
развивать
фонематический
анализ
(умение
определять
первый
звук
в
слове);
развивать
координацию
речи
с
движениями; развивать чувство ритма;
Воспитательные
цели:
воспитывать
у
детей
чувства
взаимопомощи
и
взаимовыручки, бережное отношение к природе.
Планируемые
результаты:
умеет
составлять
небольшой
рассказ
с
опорой
на
мнемосхему;
понимает
смысл
предлогов
в,
на,
под,
за
и
правильно
их
использует;
определяет первый звук в словах; знает признаки зимы; называет детенышей диких
животных; знает и соблюдает правила безопасного поведения в лесу.
Материалы и оборудование: мнемосхемы «Правила поведения в лесу», «Признаки
зимы»,
«Детеныши»,
«Белка»;
следы
диких
животных
(волка,
зайца,
белки),
мягкие
игрушки (волк, заяц, белка), ель, корзинка, су-джоки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово учителя-логопеда.
Логопед: Здравствуйте! Очень рада вас видеть! Давайте улыбнемся и поделимся друг с
другом хорошим настроением.
Ребята,
а
у
Старичка-Лесовичка
стряслась
беда:
он
заболел.
Надо
отнести
ему
малиновое варенье, чтоб он скорее поправился. Вы пойдете со мной?
2. Упражнение «Правила поведения в лесу»
Логопед: Но сначала нам нужно вспомнить правила поведения в лесу, а поможет нам в
этом схема-подсказка (слайд- мнемосхема «Правила поведения в лесу»).
(Дети проговаривают, что в лесу нельзя трогать домики животных, мусорить, ломать
ветки, разжигать костер)
3. Логоритмическое упражнение «Тропа»
Логопед: Теперь нам можно отправляться в путешествие. Вставайте за мной, нас ждет
долгая дорога.
Па-па-па – прямо в лес ведет тропа.
Пу-пу-пу – изучали мы тропу.
Пы-пы-пы – не сбивались мы с тропы.
Па-па-па – привела нас в лес тропа.
(Под музыку дети вместе с логопедом идут по группе и проговаривают слова)
4. Упражнение «Признаки зимы »
Логопед: Ребята, посмотрите… следы. Если мы угадаем чьи, то узнаем, кто здесь
спрятался. Чьи это следы? (волчьи). Правильно, посмотрите, кто это? (логопед показывает
волка).
Волк: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, волк.
Логопед: Волк что-то спрашивает у меня… (логопед подносит игрушку к уху). Ну
конечно, они знают. Ребята, волк спрашивает, знаете ли вы какое сейчас время года (волк
спорит с логопедом). И это наши дети знают… Ребят, а теперь волк хочет, чтобы вы
рассказали ему о признаках зимы вот по этой схеме (слайд - мнемосхема «Признаки
зимы»).
Дети проговаривают (с опорой на мнемосхему):
1.
Зимой солнце светит, но не греет.
2.
Зимой идет снег.
3.
Зимой люди надевают теплую одежду.
4.
Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика.
Логопед: Вот видишь, волк, я же говорила, что наши ребята все знают.
Волк хвалит детей.
Логопед: А нам пора идти дальше. До свидания, волчок.
Волк: До свидания, ребята.
К Лесовичку нам нужно – идем дорогой дружно,
Идем дорогой дружно, дорогой непростой.
(Вместе с логопедом дети идут по группе и проговаривают слова)
5.
Упражнение «Назови детенышей дикого животного»
Логопед: Посмотрите… следы. Если угадаем чьи, узнаем, кто здесь спрятался. Чьи это
следы? (заячьи). А вот и заяц.
Заяц: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, заяц.
Заяц: Как мне скучно одному на пенечке сидеть. Поиграете со мной? А вы знаете, как
зовут моих детенышей? (зайчата) А теперь давайте скажем полным предложением вот по
этой
схеме
(демонстрирует
мнемосхему
«Детеныши»):
У
зайца
зайчата.
А
давайте
расскажем и о других диких животных? (дети проходят к столу) У каждого из вас своя
схема, посмотрите на нее внимательно. Назовите детенышей того дикого животного,
которое будет в вашей схеме.(слайды)
(Дети по очереди называют: У ежа ежата. У белки бельчата и т.д.)
Заяц хвалит детей.
Логопед: А нам пора идти дальше.
Заяц: До свидания, ребята.
Дети: До свидания, заяц.
К Лесовичку нам нужно – идем дорогой дружно,
Идем дорогой дружно, дорогой непростой.
(Вместе с логопедом дети идут по группе и проговаривают слова)
6.
Упражнение «Попрыгунья белка»
Логопед: Посмотрите… следы. Если угадаем чьи, узнаем, кто здесь спрятался. Чьи это
следы? (беличьи). А вот и белка.
Белка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, белка.
Белка: Поиграете со мной?
Дети: да
Белка: тогда садитесь скорее на пенечки. (Логопед ведет диалог с белкой, сажает ее то
на елку, то под елку, то прячет за елку, а дети проговаривают: Белка сидит на елке. Белка
сидит под елкой. Белка спряталась за елку.)
Белка хвалит детей.
7. Упражнение «Назови первый звук в слове»
Логопед: Белка, какая ты быстрая, стремительная. Наши ребята тоже очень шустрые,
скажи слово, а они тебе сразу назовут в нем первый звук.(слайды)
(аист, улитка, молоко, кот, помидор, хлеб, ириска, облако, нос, тарелка)
Логопед: Белочка, посмотри, ты поспешила и корзинку уронила.
8. Пальчиковая гимнастика с су-джоками
Логопед: Ой, белочка, а что это у тебя в корзинке?
Белка: су-джоки.
Логопед: Можно мы поиграем с ними? Ребята, подставляйте скорее ладошки
В них су-джок вам положу
Поиграть с ним разрешу
Посмотрите внимательно, как будем играть: надевать на пальчик и снимать.
Мы су-джоками играем,
Пальчики мы развиваем.
Речь и пальчики дружны,
Очень в жизни всем важны.
(дети выполняют пальчиковую гимнастику, проговаривая слова)
Логопед: Белка, спасибо тебе за такую интересную игру, сейчас я помогу тебе собрать
все су-джоки в корзинку… А нам пора идти дальше. До свидания, белка.
Белка: До свидания, ребята
К Лесовичку нам нужно – идем дорогой дружно,
Идем дорогой дружно, дорогой непростой.
(Вместе с логопедом дети идут по группе и проговаривают слова)
9. Знакомство с мнемосхемой «Белка»
Логопед: Ребята, посмотрите, дом Лесовичка. Давайте постучим. (Стучат в дверь)
Лесовичок (появляется из-за ширмы): Кто там?
Дети: это мы, ребятки
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, зачем пожаловали?
Дети:
Здравствуй,
мы
тебе
малиновое
варенье
принесли,
чтоб
ты
поскорее
выздоравливал.
Лесовичок: Спасибо вам большое. А долго ко мне добирались, кого встретили по
дороге (дети отвечают, перечисляя: волка, зайца, белку).
Лесовичок: А больше всего люблю с белкой играть. Она такая пушистая, веселая,
забавная. У меня и рассказ про нее есть. Вот только прочитать я его не могу: в нем нет
слов, одни только картинки.(слайд)
Логопед: Лесовичок, а мы с ребятами умеем такие рассказы читать, сейчас поможем
тебе. (Лесовичок передает схему)
Логопед:
Ребята,
посмотрите,
что
здесь
нарисовано
(дети
проговаривают
каждый
элемент схемы)
10. Составление рассказа логопедом (с опорой на мнемосхему)
Логопед: Ребята, послушайте, что у нас получилось.
Белка – дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик – дупло. Белка
маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый.
Зимой белка питается семенами сосновых и еловых шишек, а летом – желудями,
орехами, ягодами и грибами. Белка – самый шустрый лесной зверек.
11. Составление рассказа детьми (с опорой на мнемосхему)
а) коллективное рассказывание
б) ребенок полностью составляет рассказ
Логопед: Лесовичок, тебе понравился наш рассказ?
Лесовичок: да, очень.
Логопед: А нам пора возвращаться в сад, а ты больше не болей.
Лесовичок: да как же не болеть, такие морозы, солнышко совсем не греет.
Логопед: Ребята, давайте подарим Лесовичку солнышко, оно будет согревать его своим
теплом (берет поднос), возьмите по лучику.
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко
И согрей своим теплом
Лесовичка немножко
Лесовичок, мы дарим тебе наше волшебное солнышко.
Лесовичок: спасибо большое
Логопед: до свидания.
Лесовичок: до свидания.
Логопед: Па-па-па – в детский сад ведет тропа.
Пу-пу-пу – изучали мы тропу.
Пы-пы-пы – не сбивались мы с тропы.
Па-па-па – привела нас в сад тропа.
(Под музыку дети вместе с логопедом идут по группе и проговаривают слова)
12. Итог занятия
Логопед: Вам понравилось наше путешествие? Какое доброе дело мы с вами сделали?
(дети отвечают) Мы молодцы, теперь Лесовичок обязательно быстро поправится.