Автор: Дорожкина Елена Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: г.Тамбов Тамбовская область
Наименование материала: Консультация для педагогв
Тема: «Использование народного фольклора, как средство развития речи, в работе с детьми дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад «Медвежонок»
Консультация на тему:
«Использование народного фольклора, как
средство развития речи, в работе с детьми
дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель Дорожкина Е.Г.
г. Тамбов
2021 г.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное
звено в общей системе образования. Овладение родным языком является
одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном
дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества,
носитель памяти и информации. Дети овладевают родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень
важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей,
для общения, для выражения своих мыслей.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же
такое фольклор?
Фольклор — это устное народное творчество, народная мудрость, народные
знания. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии
ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания
национального характера мышления, нравственности, патриотизма,
эстетического самосознания и, конечно же, развитии речи.
Фольклор раскрывает красоту русского языка, выраженную в песнях,
припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках,
пословицах и поговорках; обогащает словарный запас детей; развивает
связную речь.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на
развитие речи детей:
- обогащая словарь
- развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух,
- давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду, ласковый
говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у
взрослого, использующего образный язык народного поэтического
творчества для выражения своей заботы, нежности и веры в ребенка.
Народный фольклор многообразен и включает в себя много интересного:
колыбельные, потешки, считалки, загадки, игры, пословицы, сказки,
скороговорки и многое другое.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и
средствами речевого развития дошкольников можно использовать этот
богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем
возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов,
словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки,
почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию
фонематического слуха.
С помощью потешек, пестушек так же развивается фонематический слух,
так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются
несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Во время режимных моментов: в момент одевания или раздевания детей
можно использовать песенки-пестушки, небылицы шутливого содержания.
Одевание на прогулку
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Обед
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем "спасибо".
Умывание
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли?
ДА!!! И теперь мы чистые- Зайчики пушистые!
Перед сном
Мы немножечко поспим, Мы на спинке полежим,
Мы на спинке полежим и тихонько посопим.
Расчёсывание
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса. Расти коса, не путайся, маму, дочка, слушайся!
Таким образом, звучность, ритмичность, напевность, занимательность
пестушек и потешек привлекают детей, вызывают желание повторить,
запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи,
помогают воспитателям наладить эмоциональный контакт с детьми.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником
педагога. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое
имя, не изменяя его содержания.
Например:
«Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?
Димочка хороший! Ванечка пригожий!»
Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и
живой, расширяется словарный запас, развивается воображение.
Пословицы и поговорки используются в процессе повседневного общения с
детьми.
- подбодрить робкого: «Смелость города берет»;
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки
всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;
- кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации: «Где
много слов, там мало дела»
- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби
и саночки возить.»
Загадки.
Данный вид фольклора обогащает словарь детей за счет многозначности
слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления
об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и
грамматический строй русской речи.
Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими
жанрами народного творчества-сказками, песнями, пословицами.
Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб (пила)
В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речетатив
народной сказки.
В темной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы (пчелы в улье)
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово
как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только
языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные
способности.
Народные игры и праздники богаты образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Содержащийся в них фольклорный материал
способствует овладению родной речью, помогут ребенку научиться
выплескивать негативные эмоции, снять мышечное и эмоциональное
напряжение. Подвижные игры очень нравятся детям, а игры, подкреплённые
стихотворениями и закличками интересны вдвойне.
Пример:
«
У медведя во бору»
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает.
Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и
существует у всех народов с незапамятных времен.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь
обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям
излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры,
эпитеты и другие средства образной выразительности
Детям очень нравится соревноваться. С помощью фольклора можно
разнообразить любимые занятия в дошкольном учерждении.
Примеры:
- Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц»
- Игра по карточкам «Назови пословицу»
- Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а
дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а
другой ее заканчивает.
- Нарисуй пословицу
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и
называет пословицу.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте
является и выработка дикции. Помочь в этом может один из жанров
фольклора.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько
фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и
ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению,
проходят школу художественной фонетики.
Вывод:
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное
использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности
развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на
духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, обогащает
словарный запас детей, развивает артикуляционный аппарат.
Спасибо за внимание!