Напоминание

"Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"


Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 с «Углубленным изучением предметов эстетического цикла»
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: Статья "Изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Тема: "Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в

условиях реализации ФГОС

Кузнецова Т.Н., учитель ИЗО

МБОУ СОШ №13 с «Углубленным изучением

предметов эстетического цикла»

город Ноябрьск ЯНАО

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.

(Антон Павлович Чехов)

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает

тебе стать самим собой.

(Михаил Аркадьевич Светлов)

Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является

эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у

учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству,

созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой

деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное

назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом

образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей

осваивать культуру, участвовать в создании культуры.

Новизна стандарта второго поколения для образовательной области «Искусство»

заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей

художественного образования, для которых приоритетом являются:

формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,

расширение кругозора,

развитие образного, ассоциативно-критического мышления,

приобретение личностного художественно-творческого опыта,

выбор путей собственного культурного развития.

Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в

комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления

личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является

актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с

возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.

При реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» педагогам

необходимо учитывать данную проблему современного общества.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего

образования (ФГОС ООО) преподавание изобразительного искусства в школе должно

основываться на культурологическом подходе.

Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в

системе взаимоотношений «ученик- учитель-общество-государство», вводят новые

понятия. Задача каждого педагога - все эти «теоретические» положения превратить в

современные уроки русского языка, литературы, математики, истории, иностранного

языка, изобразительного искусства. Для многих учебных дисциплин стандарты стали

«новшествами», но учителя изобразительного искусства в силу специфики своего

предмета и ранее работали в соответствии с теми требованиями, которые появились в

новых стандартах. Урок изобразительного искусства никогда не существовал без

деятельностного и личностного подхода. Рисунок, живопись, скульптура, линейно

конструктивный рисунок, проектирование, компьютерная графика, ДПИ и прочие

результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда

результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства

всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с

музейной педагогикой. Работа с одаренными детьми и инклюзивная педагогика,

внеурочная деятельность – это всегда было уделом учителя изобразительного искусства.

Приятным новшеством стала только обязательная техническая оснащенность учителя

ИЗО (компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам) и

появление учебников и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.

Но для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям

профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой

научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки

учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая

практика и т.п.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические

технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в

реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях

включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми

потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся

способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Владеть ИКТ- компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-

компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность

соответствующей области человеческой деятельности).

Изменения в преподавании предмета «Изобразительное искусство» коснулись не только

содержания художественного образования, но и конструирования урока. Известно, что

при реализации ФГОС ООО одной из главных задач школы становится формирование у

обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В ФГОС ООО определены

следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Предметные результаты освоения курса ИЗО:

в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и

общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных

в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры

пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность

представлений о ведущих музеях России и региона);

в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в

художественно-творческой деятельности - характер, эмоциональное состояние и

свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих

ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной

художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового

и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным

традициям своего и других народов);

в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о

художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные

результаты художественно-творческой деятельности);

в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и

средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование

новых образов с использованием средств изобразительного искусства и

компьютерной графики).

И все-таки что же является результатом метапредметного обучения?

- Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его

познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете не как о

закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся.

- Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень

развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации,

рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и

позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.



В раздел образования