Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 с «Углубленным изучением предметов эстетического цикла»
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: Статья "Изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Тема: "Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в
условиях реализации ФГОС
Кузнецова Т.Н., учитель ИЗО
МБОУ СОШ №13 с «Углубленным изучением
предметов эстетического цикла»
город Ноябрьск ЯНАО
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.
(Антон Павлович Чехов)
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает
тебе стать самим собой.
(Михаил Аркадьевич Светлов)
Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является
эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у
учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству,
созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой
деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное
назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом
образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей
осваивать культуру, участвовать в создании культуры.
Новизна стандарта второго поколения для образовательной области «Искусство»
заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей
художественного образования, для которых приоритетом являются:
формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,
расширение кругозора,
развитие образного, ассоциативно-критического мышления,
приобретение личностного художественно-творческого опыта,
выбор путей собственного культурного развития.
Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в
комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления
личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является
актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с
возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.
При реализации содержания предмета «Изобразительное искусство» педагогам
необходимо учитывать данную проблему современного общества.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО) преподавание изобразительного искусства в школе должно
основываться на культурологическом подходе.
Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в
системе взаимоотношений «ученик- учитель-общество-государство», вводят новые
понятия. Задача каждого педагога - все эти «теоретические» положения превратить в
современные уроки русского языка, литературы, математики, истории, иностранного
языка, изобразительного искусства. Для многих учебных дисциплин стандарты стали
«новшествами», но учителя изобразительного искусства в силу специфики своего
предмета и ранее работали в соответствии с теми требованиями, которые появились в
новых стандартах. Урок изобразительного искусства никогда не существовал без
деятельностного и личностного подхода. Рисунок, живопись, скульптура, линейно
конструктивный рисунок, проектирование, компьютерная графика, ДПИ и прочие
результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда
результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства
всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с
музейной педагогикой. Работа с одаренными детьми и инклюзивная педагогика,
внеурочная деятельность – это всегда было уделом учителя изобразительного искусства.
Приятным новшеством стала только обязательная техническая оснащенность учителя
ИЗО (компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам) и
появление учебников и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.
Но для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям
профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой
научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая
практика и т.п.
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в
реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным;
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть ИКТ- компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-
компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой деятельности).
Изменения в преподавании предмета «Изобразительное искусство» коснулись не только
содержания художественного образования, но и конструирования урока. Известно, что
при реализации ФГОС ООО одной из главных задач школы становится формирование у
обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В ФГОС ООО определены
следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и
общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных
в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры
пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность
представлений о ведущих музеях России и региона);
в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности - характер, эмоциональное состояние и
свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих
ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной
художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового
и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего и других народов);
в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные
результаты художественно-творческой деятельности);
в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и
средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование
новых образов с использованием средств изобразительного искусства и
компьютерной графики).
И все-таки что же является результатом метапредметного обучения?
- Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его
познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете не как о
закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся.
- Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень
развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации,
рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и
позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.