Напоминание

«Богатыри земли русской. Патриотическое воспитание дошкольников на примерах защитников Отечества»


Автор: Милентенкова Галина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: р. п. Дергачи Саратовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Богатыри земли русской. Патриотическое воспитание дошкольников на примерах защитников Отечества»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Тополек» р.п.Дергачи

Методическая разработка

«Богатыри земли русской.

Патриотическое воспитание дошкольников на примерах

защитников Отечества»

Воспитатель: Милентенкова

Галина Николаевна

2022

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

В наше время стала очень актуальной проблема формирования

чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей

дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и

актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложится в души ребят, в

их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно,

чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей

Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу

нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное

творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои,

которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного

возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы

социальной

справедливости,

прославляют

русских

богатырей

как

защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период

дошкольного детства важно сформировать у детей представление о

богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему

Отечеству.

Воспитывать у детей стремление быть похожими на былинных

богатырей, «богатырей современности», учить гордиться историей своей

страны.

Допустим, что богатыри – это защитники Отечества от врагов, воины,

обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и

сейчас их нет. А что, если богатырь – это пример великого русского

человека, побуждающего быть преданным своей Родине, своему Отечеству.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный

и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку

и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие

нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от

родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают,

какими впечатлениями обогатят.

Приобщение

к

народным

праздникам

и

традициям

важная

особенность патриотического воспитания детей. В процессе работы над

праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники патриотической тематики, я одновременно

стараюсь и учить, и воспитывать детей.

Есть в нашей жизни события, которые переполняют душу радостью,

безмерной гордостью и счастьем за всех людей, за всю страну. Таким

событием является день Победы нашего великого народа над фашисткой

Германией в 1945 году. 77 лет прошло с того дня, но память о нем живет в

сердцах всего нашего народа. Для того чтобы в сердцах подрастающего

поколения не осталось не одного сомнения в правильности, справедливости и

значимости этого дня, мною проводилась планомерная, систематическая

работа в данном направлении.

С детьми в группе были проведены мероприятия, посвященные

Великой Победе с демонстрационным материалом. Мы беседовали о

подвигах

советских

людей,

знакомили

с

названиями

и

достопримечательностями городов – героев Великой Отечественной войны.

С воспитанниками велась дистанционно работа с библиотекой, где

детей познакомили с жизнью нашего посёлка во время войны. Музыкальный

руководитель рассказал детям о песнях, с которыми мы победили,

просмотрели презентацию «Песни военных лет», прослушали военные песни,

многие из которых они знают и с удовольствием подпевали: «Катюша»,

«Смуглянка». Во время прослушивания военных песен, дети прониклись

смыслом и болью тех страшных военных лет. Они поняли насколько важно

жить в мире и согласии, и как страшна война и ее последствия. Проводились

экскурсии в музей боевой славы в СОШ №1, в краеведческий музей, к

памятникам.

Казалось бы, разве могут дети этого возраста понять, что такое война,

боль, про которую рассказывают им взрослые и ветераны. Оказывается,

могут. Они слышат и понимают глубину и смысл стихов, песен и музыки

военных лет.

Я

считаю,

что

проведение

подобных

мероприятий

важно

и

необходимо в воспитании подрастающего поколения. У них формируется

уважение

к

защитникам

Родины,

чувство

гордости

за

свой

народ,

вырабатываются нравственно – патриотические чувства, формируются

элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны.

Есть такая профессия - Родину защищать. Военнослужащих так и

называют – защитники Отечества. Недаром День защитника Отечества

считается у нас одним из самых почитаемых, поистине всенародных,

праздников.

С целью расширения представления детей о российской армии;

воспитания

дошкольников

в

духе

патриотизма,

любви

к

Родине;

формирование

стремления

быть

сильными,

смелыми

защитниками

Отечества, с детьми

была проведена беседа о военных профессиях. В

доступной стихотворной форме знакомила ребят с различными родами

войск. Большие эмоции у детей вызвали наши ракетные войска, атомные

подводные лодки и танки, пограничники и летчики.

В группе был создан мини-музей боевой техники. Вместе с

родителями, ребята принимали активное участие в выставке боевой техники.

В мини-музее имелась современная

форма воина-защитника и

предметы, которые необходимы солдату. Дети с удовольствием примеряли

форму, пробовали пробежать, проползти в противогазе. Знакомились с

предметами, которые были необходимы воинам-защитникам и во время ВОВ

и в настоящее время в армии – фляжка, котелок, противогаз.

Ребята с удовольствием разгадывали кроссворды и загадки о военных

профессиях и боевой технике, работали с раскрасками боевой техники и

воинов различных родов войск, слушали песни о вооруженных силах России.

С

целью

воспитания

чувства

уважения

к

российской

армии,

защитникам

Отечества,

любви

к

Родине,

формирования

интереса

к

двигательной

активности

и

физической

деятельности,

развитию

коммуникативных способностей было проведено спортивное развлечение

«Зарница». В жарких соревнованиях будущие защитники проходили полосу

препятствий, чтобы донести в штаб «секретный пакет». Все ребята активно

болели и поддерживали своих товарищей. Заряд бодрости, веселья и море

положительных эмоций получили все.

Незабываемыми

были

и

праздники,

и

развлечения

с

папами

воспитанников.

Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания

у дошкольников чувства патриотизма, формирования у детей гордости за

славных защитников Отечества. Это праздник всех людей, которые стоят на

страже нашей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и

отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые

вырастут и станут защитниками Отечества.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое

разделяют взрослые и дети. Всю предпраздничную неделю, в нашей группе

проходили занятия, посвященные этому празднику. Мы читали стихи,

рассказы, проводили беседы, смотрели мультфильмы, разучивали песни,

посвященные дню Защитника Отечества, с большим удовольствием дети

готовили подарки своим папам.

У воспитанников подготовительной группы было проведено

спортивное развлечение с папами «Вперед, мальчишки!» Это мероприятие

носило соревновательный характер. Ребята читали стихи, отгадывали

загадки, соревновались с папами в силе и ловкости.

Все участники проявили большую активность, подарили друг другу

хорошее настроение, радость общения и улыбки, показали какие они ловкие,

выносливые, смелые. Ребята поняли: чтобы завоевать победу – мало быть

просто физически сильным. Необходимо при этом обладать силой воли, быть

организованным и собранным, ловким и находчивым.

Наши

воспитанники,

показали

себя

настоящими

защитниками

Родины. На таких воинов всегда можно положиться, они сберегут мир!

Работа с детьми по патриотическому воспитанию велась и через

ознакомление

с

художественной литературой.

Знакомство с книгами

познавательного

и

художественного

характера,

иллюстративно

дидактическим материалом.

Использованы произведения устного народного творчества, так как

оно является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются

различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются

положительные качества людей.

В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, оформлены

папки-передвижки, на которых размещена информация для родителей.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране

более эффективна, если установлена тесная связь детей с родителями. Они не

только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные

участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми

участвовали при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые

стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей»;

в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «День Победы».

Для родителей были проведены консультации на темы: «Праздник в

дом

пришел»,

«Роль

семейных

традиций

и

обычаев

в

воспитании

подрастающего

поколения»,

«Нравственно-патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

музыки»,

«Формирование

гражданско

патриотической позиции детей дошкольного возраста».

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей

познавательную активность, стремление узнавать как можно больше,

применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять

активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем

вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов.

Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие

на личность ребенка на много лет вперед.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,

решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная

систематическая работа, использование разнообразных средств и методов

воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых

за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать

основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления

любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет

знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена

кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к

приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что

задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если

ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным

символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет

патриотом своей страны.



В раздел образования