Автор: Милентенкова Галина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: р. п. Дергачи Саратовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Богатыри земли русской. Патриотическое воспитание дошкольников на примерах защитников Отечества»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Тополек» р.п.Дергачи
Методическая разработка
«Богатыри земли русской.
Патриотическое воспитание дошкольников на примерах
защитников Отечества»
Воспитатель: Милентенкова
Галина Николаевна
2022
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство!
В наше время стала очень актуальной проблема формирования
чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей
дошкольного возраста любви к своей Родине, одна из важнейших и
актуальнейших задач во все времена, ведь то, что заложится в души ребят, в
их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно,
чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей
Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Эту работу
нельзя реализовать полноценно, не привлекая в неё устное народное
творчество. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои,
которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети дошкольного
возраста не очень много о них знают. Былины воспроизводят идеалы
социальной
справедливости,
прославляют
русских
богатырей
как
защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот. За период
дошкольного детства важно сформировать у детей представление о
богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему
Отечеству.
Воспитывать у детей стремление быть похожими на былинных
богатырей, «богатырей современности», учить гордиться историей своей
страны.
Допустим, что богатыри – это защитники Отечества от врагов, воины,
обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и
сейчас их нет. А что, если богатырь – это пример великого русского
человека, побуждающего быть преданным своей Родине, своему Отечеству.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный
и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку
и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие
нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают,
какими впечатлениями обогатят.
Приобщение
к
народным
праздникам
и
традициям
–
важная
особенность патриотического воспитания детей. В процессе работы над
праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
Организуя праздники патриотической тематики, я одновременно
стараюсь и учить, и воспитывать детей.
Есть в нашей жизни события, которые переполняют душу радостью,
безмерной гордостью и счастьем за всех людей, за всю страну. Таким
событием является день Победы нашего великого народа над фашисткой
Германией в 1945 году. 77 лет прошло с того дня, но память о нем живет в
сердцах всего нашего народа. Для того чтобы в сердцах подрастающего
поколения не осталось не одного сомнения в правильности, справедливости и
значимости этого дня, мною проводилась планомерная, систематическая
работа в данном направлении.
С детьми в группе были проведены мероприятия, посвященные
Великой Победе с демонстрационным материалом. Мы беседовали о
подвигах
советских
людей,
знакомили
с
названиями
и
достопримечательностями городов – героев Великой Отечественной войны.
С воспитанниками велась дистанционно работа с библиотекой, где
детей познакомили с жизнью нашего посёлка во время войны. Музыкальный
руководитель рассказал детям о песнях, с которыми мы победили,
просмотрели презентацию «Песни военных лет», прослушали военные песни,
многие из которых они знают и с удовольствием подпевали: «Катюша»,
«Смуглянка». Во время прослушивания военных песен, дети прониклись
смыслом и болью тех страшных военных лет. Они поняли насколько важно
жить в мире и согласии, и как страшна война и ее последствия. Проводились
экскурсии в музей боевой славы в СОШ №1, в краеведческий музей, к
памятникам.
Казалось бы, разве могут дети этого возраста понять, что такое война,
боль, про которую рассказывают им взрослые и ветераны. Оказывается,
могут. Они слышат и понимают глубину и смысл стихов, песен и музыки
военных лет.
Я
считаю,
что
проведение
подобных
мероприятий
важно
и
необходимо в воспитании подрастающего поколения. У них формируется
уважение
к
защитникам
Родины,
чувство
гордости
за
свой
народ,
вырабатываются нравственно – патриотические чувства, формируются
элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны.
Есть такая профессия - Родину защищать. Военнослужащих так и
называют – защитники Отечества. Недаром День защитника Отечества
считается у нас одним из самых почитаемых, поистине всенародных,
праздников.
С целью расширения представления детей о российской армии;
воспитания
дошкольников
в
духе
патриотизма,
любви
к
Родине;
формирование
стремления
быть
сильными,
смелыми
–
защитниками
Отечества, с детьми
была проведена беседа о военных профессиях. В
доступной стихотворной форме знакомила ребят с различными родами
войск. Большие эмоции у детей вызвали наши ракетные войска, атомные
подводные лодки и танки, пограничники и летчики.
В группе был создан мини-музей боевой техники. Вместе с
родителями, ребята принимали активное участие в выставке боевой техники.
В мини-музее имелась современная
форма воина-защитника и
предметы, которые необходимы солдату. Дети с удовольствием примеряли
форму, пробовали пробежать, проползти в противогазе. Знакомились с
предметами, которые были необходимы воинам-защитникам и во время ВОВ
и в настоящее время в армии – фляжка, котелок, противогаз.
Ребята с удовольствием разгадывали кроссворды и загадки о военных
профессиях и боевой технике, работали с раскрасками боевой техники и
воинов различных родов войск, слушали песни о вооруженных силах России.
С
целью
воспитания
чувства
уважения
к
российской
армии,
защитникам
Отечества,
любви
к
Родине,
формирования
интереса
к
двигательной
активности
и
физической
деятельности,
развитию
коммуникативных способностей было проведено спортивное развлечение
«Зарница». В жарких соревнованиях будущие защитники проходили полосу
препятствий, чтобы донести в штаб «секретный пакет». Все ребята активно
болели и поддерживали своих товарищей. Заряд бодрости, веселья и море
положительных эмоций получили все.
Незабываемыми
были
и
праздники,
и
развлечения
с
папами
воспитанников.
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания
у дошкольников чувства патриотизма, формирования у детей гордости за
славных защитников Отечества. Это праздник всех людей, которые стоят на
страже нашей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и
отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые
вырастут и станут защитниками Отечества.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое
разделяют взрослые и дети. Всю предпраздничную неделю, в нашей группе
проходили занятия, посвященные этому празднику. Мы читали стихи,
рассказы, проводили беседы, смотрели мультфильмы, разучивали песни,
посвященные дню Защитника Отечества, с большим удовольствием дети
готовили подарки своим папам.
У воспитанников подготовительной группы было проведено
спортивное развлечение с папами «Вперед, мальчишки!» Это мероприятие
носило соревновательный характер. Ребята читали стихи, отгадывали
загадки, соревновались с папами в силе и ловкости.
Все участники проявили большую активность, подарили друг другу
хорошее настроение, радость общения и улыбки, показали какие они ловкие,
выносливые, смелые. Ребята поняли: чтобы завоевать победу – мало быть
просто физически сильным. Необходимо при этом обладать силой воли, быть
организованным и собранным, ловким и находчивым.
Наши
воспитанники,
показали
себя
настоящими
защитниками
Родины. На таких воинов всегда можно положиться, они сберегут мир!
Работа с детьми по патриотическому воспитанию велась и через
ознакомление
с
художественной литературой.
Знакомство с книгами
познавательного
и
художественного
характера,
иллюстративно
–
дидактическим материалом.
Использованы произведения устного народного творчества, так как
оно является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются
различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются
положительные качества людей.
В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, оформлены
папки-передвижки, на которых размещена информация для родителей.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране
более эффективна, если установлена тесная связь детей с родителями. Они не
только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные
участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми
участвовали при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые
стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей»;
в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «День Победы».
Для родителей были проведены консультации на темы: «Праздник в
дом
пришел»,
«Роль
семейных
традиций
и
обычаев
в
воспитании
подрастающего
поколения»,
«Нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольников
средствами
музыки»,
«Формирование
гражданско
–
патриотической позиции детей дошкольного возраста».
Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей
познавательную активность, стремление узнавать как можно больше,
применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять
активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем
вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов.
Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие
на личность ребенка на много лет вперед.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная
систематическая работа, использование разнообразных средств и методов
воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых
за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать
основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления
любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет
знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена
кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к
приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что
задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если
ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным
символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет
патриотом своей страны.