Автор: Сырыгина Валентина Леонидовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: БПОУ УР "Сарапульский политехнологический техникум" Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртия Наименование материала: Поговорим о наболевшем. Тема: Проблемы воспитания подростка Раздел: среднее профессиональное
Поговорим о наболевшем.
Мат - обычное
явление российской повседневности. Большинство
наших
сограждан
часто
слышат
его
на
улицах,
в
транспорте,
в
других
общественных местах.
Лучше спросить, кто не ругается. Идут по улице подростки. Громкие
голоса. Сначала слышна брань. Подходят ближе. Теперь можно разобрать и
«просто нормальные», цензурные слова и обороты. Но последних всё-таки
меньше… А вот взрослые мужчины идут. Тихо о чём-то говорят. И как-то
естественно
у
них
получается,
что
каждое
пятое
слово
оказывается
нецензурным…Семиклассницы мимо прошмыгнули. Щебечут о своём. И
словечки,
однообразно
знакомые,
непринуждённо
так
лепят
и
лепят.
Догадались какие? Да, именно те самые, нецензурные. Выходит, ругаются
все.
По данным ВЦИОМ лишь 5% россиян говорят сегодня на правильном
русском языке.
Более 60% употребляют ненормативную лексику, а 28% используют
компьютерный язык, а ещё 20% говорят вообще на своём специфическом
сленге.
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями,
непристойными
словами,
бранью.
У
этого
явления
много
определений:
нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика,
лексика «телесного низа» и др.
Сквернословие,
скверные
слова
-
так
издавна
в
русском
народе
именовали
матерщинщину.
Корень
идет
от
слова
"скверна".
В
словаре
великорусского языка Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость,
все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и
духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал;
смрад,
вонь;
непотребство,
разврат,
нравственное
растление;
все
богопротивное". (1)
Я считаю, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в
себе
людей.
Грубость
позволяет
им
скрыть
собственную
уязвимость
и
защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте
равносильно полному поражению.
Итак, факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый
возраст
имеет
разную
мотивацию
употребления
этих
выражений.
Как
показали исследования психологов, для детей трех–пяти лет жаргонизмы не
являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с
другими понятиями. В возрасте пяти–семи лет основным мотивом выступает
бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.) Все
это дети употребляют произвольно, то есть осознанно, по желанию.
К восьми годам и до десяти-двенадцатилетнего возраста дети
прекрасно
«фильтруют»,
где
можно,
а
где
нельзя
ругаться.
Жаргон
употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления
«быть как взрослые» (по аналогии с курением). В определенный период
детства это даже помогает осваивать мир: арго в какой-то степени берет на
себя
две
главные
функции
языка
—
коммуникативную
и
когнитивную
(познавательную).
Обратите внимание: в основном в кругу обсуждения — половая
система
человека,
функция
воспроизведения
потомства
и
генитальная
тематика, то есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от
человека завесой тайны и считалось «сакральным»: детородная функция,
процесс оплодотворения выливались в фаллический культ плодородия —
вспомните
Древнюю
Грецию,
Китай
и
Египет.
Неосознанная
попытка
упростить эти понятия, чтобы они стали «своими», «доступными», делается
детьми на уровне вульгаризмов. У детей это выражено просто, как дом на
бумаге: «нарисуем — будем жить». И «нельзя» сразу становится «можно».
Понарошку. Как игра. И не надо думать и напрягаться. Эдакий «фаст-фуд»
языка — быстро и невкусно, как еда на ходу.
К двенадцати–четырнадцати годам ребята используют арго в основном
для выхода эмоций и в анекдотах — мат не удовлетворяет всех потребностей
культурного освоения пространства. Потому — не волнуйтесь, тетя Света,
перерастет
ваше
чадо
нужду
в
словесном
мусоре.
Если,
конечно,
будет
расширять свой кругозор и повышать эрудицию. И расти вне оценки «дрянь
такая» — во избежание формирования комплексов. И если очень повезет —
общаться в нормальной социокультурной среде. Но это уже другой разговор.
(2)
Проблемы употребления подростками,
молодёжью бранных слов давно
вышла
за
рамки
вопросов
коррекционно-педагогической
работы
с
дезадаптированними и педагогически запущенными детьми. В настоящее
время «вирус сквернословия» поражает детей не только из группы риска, но
семей в полнее благополучных. Эта злободневная тема пока не получила
достаточного
отражения
в
педагогической
рефлексии.
Тема
борьбы
с
ненормативной
лексикой
в
ученической
среде
весьма
актуальна.
Речевое
поведение
формируется
ещё
в
дошкольном
возрасте.
По
свидетельству
американского психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают
произносить бранные слова, поскольку им свойственно впитывать всё новое
и неизведанное. Между тем дурной пример подают сами взрослые. «Дети
усваивают определённый словарь товарищей по играм непосредственно от
нас» -
утверждает А. Фромм, обращаясь к родителям. Если нецензурное
выражения появились в речи младшего школьника, то велика вероятность,
что он просто не понимает негативного смысла.(3)
Используемая литература:
1.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -
Спб., 1863-1866.
2.
А.С. Макаренко «Книга для родителей» Саратовское книжное
издательство, 1953, Стр336
3.
Аллан Фромм - АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Бранные слова 270. М.:
000 "Фирма "Издательство ACT", 2000