Напоминание

Проблемы воспитания подростка


Автор: Сырыгина Валентина Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БПОУ УР "Сарапульский политехнологический техникум"
Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртия
Наименование материала: Поговорим о наболевшем.
Тема: Проблемы воспитания подростка
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Поговорим о наболевшем.
Мат - обычное явление российской повседневности. Большинство наших сограждан часто слышат его на улицах, в транспорте, в других общественных местах. Лучше спросить, кто не ругается. Идут по улице подростки. Громкие голоса. Сначала слышна брань. Подходят ближе. Теперь можно разобрать и «просто нормальные», цензурные слова и обороты. Но последних всё-таки меньше… А вот взрослые мужчины идут. Тихо о чём-то говорят. И как-то естественно у них получается, что каждое пятое слово оказывается нецензурным…Семиклассницы мимо прошмыгнули. Щебечут о своём. И словечки, однообразно знакомые, непринуждённо так лепят и лепят. Догадались какие? Да, именно те самые, нецензурные. Выходит, ругаются все. По данным ВЦИОМ лишь 5% россиян говорят сегодня на правильном русском языке. Более 60% употребляют ненормативную лексику, а 28% используют компьютерный язык, а ещё 20% говорят вообще на своём специфическом сленге. Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Сквернословие, скверные слова - так издавна в русском народе именовали матерщинщину. Корень идет от слова "скверна". В словаре великорусского языка Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное". (1)
Я считаю, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Итак, факт налицо: дети ругаются матом. Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребления этих выражений. Как показали исследования психологов, для детей трех–пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с другими понятиями. В возрасте пяти–семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев, против того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.) Все это дети употребляют произвольно, то есть осознанно, по желанию. К восьми годам и до десяти-двенадцатилетнего возраста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением). В определенный период детства это даже помогает осваивать мир: арго в какой-то степени берет на себя две главные функции языка — коммуникативную и когнитивную (познавательную). Обратите внимание: в основном в кругу обсуждения — половая система человека, функция воспроизведения потомства и генитальная тематика, то есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от человека завесой тайны и считалось «сакральным»: детородная функция, процесс оплодотворения выливались в фаллический культ плодородия — вспомните Древнюю Грецию, Китай и Египет. Неосознанная попытка упростить эти понятия, чтобы они стали «своими», «доступными», делается детьми на уровне вульгаризмов. У детей это выражено просто, как дом на бумаге: «нарисуем — будем жить». И «нельзя» сразу становится «можно». Понарошку. Как игра. И не надо думать и напрягаться. Эдакий «фаст-фуд» языка — быстро и невкусно, как еда на ходу.
К двенадцати–четырнадцати годам ребята используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах — мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства. Потому — не волнуйтесь, тетя Света, перерастет ваше чадо нужду в словесном мусоре. Если, конечно, будет расширять свой кругозор и повышать эрудицию. И расти вне оценки «дрянь такая» — во избежание формирования комплексов. И если очень повезет — общаться в нормальной социокультурной среде. Но это уже другой разговор. (2) Проблемы употребления подростками, молодёжью бранных слов давно вышла за рамки вопросов коррекционно-педагогической работы с дезадаптированними и педагогически запущенными детьми. В настоящее время «вирус сквернословия» поражает детей не только из группы риска, но семей в полнее благополучных. Эта злободневная тема пока не получила достаточного отражения в педагогической рефлексии. Тема борьбы с ненормативной лексикой в ученической среде весьма актуальна. Речевое поведение формируется ещё в дошкольном возрасте. По свидетельству американского психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, поскольку им свойственно впитывать всё новое и неизведанное. Между тем дурной пример подают сами взрослые. «Дети усваивают определённый словарь товарищей по играм непосредственно от нас» - утверждает А. Фромм, обращаясь к родителям. Если нецензурное выражения появились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла.(3) Используемая литература: 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. 2. А.С. Макаренко «Книга для родителей» Саратовское книжное издательство, 1953, Стр336 3. Аллан Фромм - АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Бранные слова 270. М.: 000 "Фирма "Издательство ACT", 2000


В раздел образования