Автор: Чень Надежда Ростиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№5 г. Щигры Курской области
Населённый пункт: г. Щигры
Наименование материала: статья
Тема: Учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование
Учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей
детей в общеобразовательной школе.
В работе с обучающимися
необходимо учитывать не только
физические способности детей, но и индивидуальные психологические
особенности. Индивидуальными личностными характеристиками обладает
каждый
ребёнок
(интеллектуальной
деятельностью,
индивидуально-
личностными способностями, работоспособности уровнем самооценки и т.
д.). Важно так же не забывать о возрастных особенностях детей, так как
каждый период жизни ребёнка характеризуется общими чертами.
В настоящее время возрастных периодизаций существует множество.
Основными авторами являются Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б.
Эльконин, Ж. Пиаже и многие другие.
Л.С. Выготский заложил основы понимания возрастных детских
кризисов, а перестройку социальной ситуации назвал основным содержанием
каждого из них. Лев Семёнович полагал, что после выхода из этих кризисов,
родители получают совершенно другого ребёнка.
Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного
развития:
1) кризис новорожденности;
2) младенческий возраст (2—12 месяцев);
3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);
4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);
5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);
6) кризис 13 лет;
7) пубертатный возраст (14–18 лет);
8) кризис 17 лет.
Д. Б. Эльконин считал, что «...критический период вызывает
появление
соответствующего
новообразования
и
представляет
собой
генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».
Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:
1) от 1,5 до 2 лет – период развития символического и допонятийного
мышления;
2) от 4 до 7–8 лет – период формирования наглядно-образного
мышления;
3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций;
4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления.
Общепринятой
является
периодизация
Ананьева Бориса
Герасимовича
-
выдающегося
психолога
ХХ
столетия,
основателя
Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.
Он выделяет несколько периодов развития личности человека:
1) преддошкольный возраст (3–5 лет);
2) дошкольный возраст (5–7 лет);
3) младший школьный возраст (7—11 лет);
4) подростковый возраст (11–15 лет);
5) ранняя юность возраст (15–18 лет);
6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года).
(Ананьев)
Данные периоды характеризуются совокупностью многих факторов,
которые выступают в качестве его показателей.
Предшкольный период – это кризис 3-х лет, который не имеет чётких
временных границ. В этот период у ребёнка проявляется упрямство,
своеволие, строптивость, протест. Прежде всего, в этот период взрослым
нужно
использовать
игровые
приёмы
в
общении.
Поощрять
самостоятельность и активно помогать в обучении навыкам общения со
сверстниками.
Второй период – это дошкольный возраст. Посредствам игры ребёнок
овладевает
разными
видами
деятельности;
происходит
интенсивное
интеллектуальное развитие, а самое главное – формируется готовность к
обучению в школе.
Период младшего школьного возраста характеризуется готовностью к
учебной
деятельности
(уровень
психологического,
психического
и
интеллектуального развития определяет способность учиться). У детей
активно формируется эстетическое восприятие, понятие норм поведения в
обществе, а так же нравственно-эстетическое отношение к жизни.
Но в этот период существуют и свои сложности: ребёнок попадает в
новый коллектив, в котором устанавливаются определённые правила. С
большим трудом дети привыкают к новому распорядку дня, к требованиям
при выполнении заданий, установлении прочных связей с одноклассниками и
учителями.
Четвёртый этап – подростковый возраст. Самое важное для ребёнка в
этот период – это общение со сверстниками. Учебная, спортивная,
творческая и трудовая деятельность – являются ведущими у подростков. В
своих
исследованиях
советский
и
российский
педагог
и
психолог,
специалист в области возрастной и педагогической психологии Д.И.
Фельдштейн обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что
происходитGзамена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две,
следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество».
(Фельдштейн)
В
этот
период
взрослым
следует
поощрять
познавательную
мотивацию и интересы к различным видам деятельности, а также учитывать
обострённые чувства собственного достоинства ребёнка.
Период ранней юности формируется стремление к независимости и
самоопределению.
Именно
этот
период
завершается
этап
созревания
личности.
Старшеклассники пытаются построить свою дальнейшую стратегию в
жизни. В основном учебные заведения выбираются не столько личными
интересами, сколько выгодой этой профессии или же возможностью
поступления на бюджетной основе.
Все эти периоды являются важнейшими в формировании личности
человека.
Три фактора, как выделяет Д. Б. Эльконин, обусловливают эти
периоды:
1) форма отношений в которые вступает ребёнок с взрослыми; т.е.
определенная социальная ситуация развития;
2) основные или ведущие типы деятельности;
3) основные психические новообразования.
Также
Даниил
Борисович
выделил
шесть
ведущих
видов
деятельности:
1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;
2) предметно-манипулятивную деятельность;
3) ролевую игру;
4) учебную деятельность;
5) интимно-личное общение;
6) учебно-профессиональную деятельность.
В
настоящее
время
образование
особое
внимание
уделяет
психологическому
воспитанию
школьников.
Это
обуславливает
необходимость изучать личность обучающегося и учитывать не только
возрастную психологию, но и уметь соотносить знания с реальным
поведением ребёнка, который имеет свой характер, свои интересы и
способности. Большое влияние на него оказывает семья, друзья, приятели,
поэтому
педагогу
необходимо
учитывать
возрастные
и
личностные
особенности учащихся.
Самое главное в успешной деятельности ребёнка – это личная
мотивация,
которую
способен
сформировать
интересный
урок
или
увлекательное занятие. Кроме того, школьник должен понимать и выполнять
требования,
но
самое
главное,
он
должен
видеть
результат
своей
деятельности.
Однако любой предмет необходимо начинать в определённый период
развития ребёнка.
«...Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее
благоприятные, сроки. Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и
слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения
развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного
развития»
(Касвинов)
Практика
показывает,
что
в
молодом
возрасте
быстрее
идёт
физическое развитие человека, поэтому в данный период ребёнок с большим
успехом и интересом занимается гимнастикой или хореографией. Именно
поэтому детей в подобные кружки отдают с 3-4 лет.
С более раннего возраста детей следует приобщать к музыке, тем
самым развивая его слух и вокальные способности.
К 7-и годам ребёнок достигает такого уровня развития, который
определяет его готовность к обучению в школе. Младший школьник должен
взять на себя новые обязанности, которые лежат в основе учебной
мотивации.
На этом этапе у ребёнка формируется нравственное-эстетическое
отношение к жизни, которое остаётся с ним в почти неизменном виде
навсегда.
Развитие
форм
мышления
обеспечивают
ребёнку
усвоение
различных знаний, и вместе со способностью к обучению возникает
комплекс некоторых трудностей.
Как было сказано выше, у школьника меняется привычный режим
дня, учитель руководит деятельностью обучающегося, а так же его окружают
одноклассники. Многие дети часто не справляются с ситуацией и учителю,
как и родителям, необходимо оказать ребёнку поддержку, проявить
понимание, а игнорирование проблемы может нанести психологическую
травму, что несомненно повлияет на его дальнейшую жизнь.
Учитель должен учитывать особенности школьника: усидчивость,
способность к рефлексии, произвольность и многое другое. Кроме того,
следует выделить ведущую деятельность обучающегося, которая включает в
себя умение решать задачи, приобретение новых знаний и др.
Согласно
А.
Н.
Леонтьеву
«ведущая деятельность
—
это
такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения
в психических процессах и психологических особенностях личности на
данной стадии его развития».
Алексей Николаевич выделял три признака ведущей деятельности:
1) создаются другие, частные виды деятельности;
2) формируется интеллект, представляющий собой совокупность
различных функций (сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенци-
онных);
3) формируется сама личность субъекта деятельности.
(Леонтьев)
Ребёнок в начальной школе учится читать, писать, работать на
компьютере, решать сложные задачи и контролировать своё поведение и
эмоции. И огромною роль имеет учитель, так как у обучающегося
происходит смена главенствующих авторитетов, при которой родитель
уходит как бы на второй план. Следует отметить, что в такой ситуации не
стоит винить ребёнка, ведь это непонимание способно закрепить приоритет
учителя.
Учителю следует сделать упор на игровой деятельности, которая
развивает интерес к обучению. Кроме того, основной мотивацией для
ребёнка становится положительный результат его деятельности. А на данном
этапе ребёнку необходима похвала и поощрение.
В среднем школьном возрасте очень важным для ребёнка является
общение со сверстниками.
В среднем школьном возрасте ребёнок активно приобщается к
социальной деятельности. Появляются новые предметы, которые ведут
другие педагоги, а это означает, что авторитет первого учителя постепенно
стирается. Школьник начинает приспосабливаться к новым условиям жизни,
выделять для себя интересные направления, интересуется творческой
деятельностью.
Кроме
того
у
обучающегося
возникает
стремление
участвовать в общественно значимой работе. Такая социальная активность у
подростка обусловлена принятием этических и моральных норм, ценностей,
существующих во взрослых отношениях.
Д. И. Фельдштейн выделяет три стадии подросткового периода:
1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в
признании взрослых;
2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в
социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже
имею право, я могу, я должен»;
3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность
показать себя, выразить свои силы.
Подросток в этот период старается действовать соответственно
собственным соображениям о добре и зле и отвергает . Руководствоваться
собственными мыслями и переживаниями и отвергает командный стиль
взаимоотношений. Такое поведение объясняет резкие смены настроения и
упрямство в общении с взрослыми. Из-за этих факторов у обучающегося
могут
возникать
проблемы
в
школе
дисциплиной.
Часто
ученики
отказываются отвечать, даже если знают ответ. Очень важно в данный
период понимать интерес подростка к различным видам деятельности и
способствовать развитию умственной деятельности подростка.
После перехода в старшие классы, перед подростком возникает
множество проблем, связанных с самоопределением. Какие экзамены
выбрать? В какое учебное заведение поступить? Эти вопросы волнуют
каждого
выпускника
школы,
последующие
действия
которого
будут
направлены на формирование нового образа жизни. В этот период ключевое
значение
приобретает
ценностно-ориентационная
активность,
которая
обусловлена стремлением к независимости.
Согласно И. С. Кону «современная психология ставит вопрос об
автономии
выросших
детей
конкретно,
разграничивая
поведенческую
автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его
касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право
иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей),
моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные
взгляды и фактическое наличие таковых)».
Доверительные отношения, дружба или любовь являются основными
компонентами этого периода.
Однако проблемы и непониманий со стороны сверстников и
родителей могут влиять на школьника негативным образом. Согласно
статистике именно в этом возрасте дети знакомятся сигаретами и алкоголем.
Чаще всего это происходит из-за не совсем сформированного характера
(боятся быть непонятыми, не знают, как сказать «нет»). Многие именно в
этот период перестают заниматься тем, что нравится, так как это может быть
не «популярно» в кругу сверстников.
Кроме
того
у
старшеклассника
возникает
качественно
новое
содержание учебной деятельности: социальные и узколичные мотивации.
Основным внутренним мотивом является ориентация на результат, а не
освоение новых знаний. Такие элементы как креативность, анализ различных
ситуаций, самостоятельность и личностное самоопределение, формируют
своеобразную форму учебной деятельности.
Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста –
это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также
искать и находить средства для ее реализации.
Старшеклассник способен оценивать свои возможности,
решать
трудные жизненные задачи, самостоятелен, активно выражает своё мнение и
отстаивает свою точку зрения. В данный период завершается становление
личности ребёнка.