Напоминание

Учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в общеобразовательной школе


Автор: Чень Надежда Ростиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№5 г. Щигры Курской области
Населённый пункт: г. Щигры
Наименование материала: статья
Тема: Учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей

детей в общеобразовательной школе.

В работе с обучающимися

необходимо учитывать не только

физические способности детей, но и индивидуальные психологические

особенности. Индивидуальными личностными характеристиками обладает

каждый

ребёнок

(интеллектуальной

деятельностью,

индивидуально-

личностными способностями, работоспособности уровнем самооценки и т.

д.). Важно так же не забывать о возрастных особенностях детей, так как

каждый период жизни ребёнка характеризуется общими чертами.

В настоящее время возрастных периодизаций существует множество.

Основными авторами являются Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б.

Эльконин, Ж. Пиаже и многие другие.

Л.С. Выготский заложил основы понимания возрастных детских

кризисов, а перестройку социальной ситуации назвал основным содержанием

каждого из них. Лев Семёнович полагал, что после выхода из этих кризисов,

родители получают совершенно другого ребёнка.

Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного

развития:

1) кризис новорожденности;

2) младенческий возраст (2—12 месяцев);

3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);

4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);

5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);

6) кризис 13 лет;

7) пубертатный возраст (14–18 лет);

8) кризис 17 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что «...критический период вызывает

появление

соответствующего

новообразования

и

представляет

собой

генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:

1) от 1,5 до 2 лет – период развития символического и допонятийного

мышления;

2) от 4 до 7–8 лет – период формирования наглядно-образного

мышления;

3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций;

4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления.

Общепринятой

является

периодизация

Ананьева Бориса

Герасимовича

-

выдающегося

психолога

ХХ

столетия,

основателя

Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.

Он выделяет несколько периодов развития личности человека:

1) преддошкольный возраст (3–5 лет);

2) дошкольный возраст (5–7 лет);

3) младший школьный возраст (7—11 лет);

4) подростковый возраст (11–15 лет);

5) ранняя юность возраст (15–18 лет);

6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года).

(Ананьев)

Данные периоды характеризуются совокупностью многих факторов,

которые выступают в качестве его показателей.

Предшкольный период – это кризис 3-х лет, который не имеет чётких

временных границ. В этот период у ребёнка проявляется упрямство,

своеволие, строптивость, протест. Прежде всего, в этот период взрослым

нужно

использовать

игровые

приёмы

в

общении.

Поощрять

самостоятельность и активно помогать в обучении навыкам общения со

сверстниками.

Второй период – это дошкольный возраст. Посредствам игры ребёнок

овладевает

разными

видами

деятельности;

происходит

интенсивное

интеллектуальное развитие, а самое главное – формируется готовность к

обучению в школе.

Период младшего школьного возраста характеризуется готовностью к

учебной

деятельности

(уровень

психологического,

психического

и

интеллектуального развития определяет способность учиться). У детей

активно формируется эстетическое восприятие, понятие норм поведения в

обществе, а так же нравственно-эстетическое отношение к жизни.

Но в этот период существуют и свои сложности: ребёнок попадает в

новый коллектив, в котором устанавливаются определённые правила. С

большим трудом дети привыкают к новому распорядку дня, к требованиям

при выполнении заданий, установлении прочных связей с одноклассниками и

учителями.

Четвёртый этап – подростковый возраст. Самое важное для ребёнка в

этот период – это общение со сверстниками. Учебная, спортивная,

творческая и трудовая деятельность – являются ведущими у подростков. В

своих

исследованиях

советский

и

российский

педагог

и

психолог,

специалист в области возрастной и педагогической психологии Д.И.

Фельдштейн обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что

происходитGзамена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две,

следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество».

(Фельдштейн)

В

этот

период

взрослым

следует

поощрять

познавательную

мотивацию и интересы к различным видам деятельности, а также учитывать

обострённые чувства собственного достоинства ребёнка.

Период ранней юности формируется стремление к независимости и

самоопределению.

Именно

этот

период

завершается

этап

созревания

личности.

Старшеклассники пытаются построить свою дальнейшую стратегию в

жизни. В основном учебные заведения выбираются не столько личными

интересами, сколько выгодой этой профессии или же возможностью

поступления на бюджетной основе.

Все эти периоды являются важнейшими в формировании личности

человека.

Три фактора, как выделяет Д. Б. Эльконин, обусловливают эти

периоды:

1) форма отношений в которые вступает ребёнок с взрослыми; т.е.

определенная социальная ситуация развития;

2) основные или ведущие типы деятельности;

3) основные психические новообразования.

Также

Даниил

Борисович

выделил

шесть

ведущих

видов

деятельности:

1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;

2) предметно-манипулятивную деятельность;

3) ролевую игру;

4) учебную деятельность;

5) интимно-личное общение;

6) учебно-профессиональную деятельность.

В

настоящее

время

образование

особое

внимание

уделяет

психологическому

воспитанию

школьников.

Это

обуславливает

необходимость изучать личность обучающегося и учитывать не только

возрастную психологию, но и уметь соотносить знания с реальным

поведением ребёнка, который имеет свой характер, свои интересы и

способности. Большое влияние на него оказывает семья, друзья, приятели,

поэтому

педагогу

необходимо

учитывать

возрастные

и

личностные

особенности учащихся.

Самое главное в успешной деятельности ребёнка – это личная

мотивация,

которую

способен

сформировать

интересный

урок

или

увлекательное занятие. Кроме того, школьник должен понимать и выполнять

требования,

но

самое

главное,

он

должен

видеть

результат

своей

деятельности.

Однако любой предмет необходимо начинать в определённый период

развития ребёнка.

«...Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее

благоприятные, сроки. Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и

слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения

развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного

развития»

(Касвинов)

Практика

показывает,

что

в

молодом

возрасте

быстрее

идёт

физическое развитие человека, поэтому в данный период ребёнок с большим

успехом и интересом занимается гимнастикой или хореографией. Именно

поэтому детей в подобные кружки отдают с 3-4 лет.

С более раннего возраста детей следует приобщать к музыке, тем

самым развивая его слух и вокальные способности.

К 7-и годам ребёнок достигает такого уровня развития, который

определяет его готовность к обучению в школе. Младший школьник должен

взять на себя новые обязанности, которые лежат в основе учебной

мотивации.

На этом этапе у ребёнка формируется нравственное-эстетическое

отношение к жизни, которое остаётся с ним в почти неизменном виде

навсегда.

Развитие

форм

мышления

обеспечивают

ребёнку

усвоение

различных знаний, и вместе со способностью к обучению возникает

комплекс некоторых трудностей.

Как было сказано выше, у школьника меняется привычный режим

дня, учитель руководит деятельностью обучающегося, а так же его окружают

одноклассники. Многие дети часто не справляются с ситуацией и учителю,

как и родителям, необходимо оказать ребёнку поддержку, проявить

понимание, а игнорирование проблемы может нанести психологическую

травму, что несомненно повлияет на его дальнейшую жизнь.

Учитель должен учитывать особенности школьника: усидчивость,

способность к рефлексии, произвольность и многое другое. Кроме того,

следует выделить ведущую деятельность обучающегося, которая включает в

себя умение решать задачи, приобретение новых знаний и др.

Согласно

А.

Н.

Леонтьеву

«ведущая деятельность

это

такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения

в психических процессах и психологических особенностях личности на

данной стадии его развития».

Алексей Николаевич выделял три признака ведущей деятельности:

1) создаются другие, частные виды деятельности;

2) формируется интеллект, представляющий собой совокупность

различных функций (сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенци-

онных);

3) формируется сама личность субъекта деятельности.

(Леонтьев)

Ребёнок в начальной школе учится читать, писать, работать на

компьютере, решать сложные задачи и контролировать своё поведение и

эмоции. И огромною роль имеет учитель, так как у обучающегося

происходит смена главенствующих авторитетов, при которой родитель

уходит как бы на второй план. Следует отметить, что в такой ситуации не

стоит винить ребёнка, ведь это непонимание способно закрепить приоритет

учителя.

Учителю следует сделать упор на игровой деятельности, которая

развивает интерес к обучению. Кроме того, основной мотивацией для

ребёнка становится положительный результат его деятельности. А на данном

этапе ребёнку необходима похвала и поощрение.

В среднем школьном возрасте очень важным для ребёнка является

общение со сверстниками.

В среднем школьном возрасте ребёнок активно приобщается к

социальной деятельности. Появляются новые предметы, которые ведут

другие педагоги, а это означает, что авторитет первого учителя постепенно

стирается. Школьник начинает приспосабливаться к новым условиям жизни,

выделять для себя интересные направления, интересуется творческой

деятельностью.

Кроме

того

у

обучающегося

возникает

стремление

участвовать в общественно значимой работе. Такая социальная активность у

подростка обусловлена принятием этических и моральных норм, ценностей,

существующих во взрослых отношениях.

Д. И. Фельдштейн выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в

признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в

социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже

имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность

показать себя, выразить свои силы.

Подросток в этот период старается действовать соответственно

собственным соображениям о добре и зле и отвергает . Руководствоваться

собственными мыслями и переживаниями и отвергает командный стиль

взаимоотношений. Такое поведение объясняет резкие смены настроения и

упрямство в общении с взрослыми. Из-за этих факторов у обучающегося

могут

возникать

проблемы

в

школе

дисциплиной.

Часто

ученики

отказываются отвечать, даже если знают ответ. Очень важно в данный

период понимать интерес подростка к различным видам деятельности и

способствовать развитию умственной деятельности подростка.

После перехода в старшие классы, перед подростком возникает

множество проблем, связанных с самоопределением. Какие экзамены

выбрать? В какое учебное заведение поступить? Эти вопросы волнуют

каждого

выпускника

школы,

последующие

действия

которого

будут

направлены на формирование нового образа жизни. В этот период ключевое

значение

приобретает

ценностно-ориентационная

активность,

которая

обусловлена стремлением к независимости.

Согласно И. С. Кону «современная психология ставит вопрос об

автономии

выросших

детей

конкретно,

разграничивая

поведенческую

автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его

касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право

иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей),

моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные

взгляды и фактическое наличие таковых)».

Доверительные отношения, дружба или любовь являются основными

компонентами этого периода.

Однако проблемы и непониманий со стороны сверстников и

родителей могут влиять на школьника негативным образом. Согласно

статистике именно в этом возрасте дети знакомятся сигаретами и алкоголем.

Чаще всего это происходит из-за не совсем сформированного характера

(боятся быть непонятыми, не знают, как сказать «нет»). Многие именно в

этот период перестают заниматься тем, что нравится, так как это может быть

не «популярно» в кругу сверстников.

Кроме

того

у

старшеклассника

возникает

качественно

новое

содержание учебной деятельности: социальные и узколичные мотивации.

Основным внутренним мотивом является ориентация на результат, а не

освоение новых знаний. Такие элементы как креативность, анализ различных

ситуаций, самостоятельность и личностное самоопределение, формируют

своеобразную форму учебной деятельности.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста –

это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также

искать и находить средства для ее реализации.

Старшеклассник способен оценивать свои возможности,

решать

трудные жизненные задачи, самостоятелен, активно выражает своё мнение и

отстаивает свою точку зрения. В данный период завершается становление

личности ребёнка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники