Автор: Некипелова Жанна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: итоговое занятие по развитию речи в средней группе
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Кемеровская область - Кузбасс Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации г. Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Аленький цветочек» г. Юрги»
В гостях у сказки
ООД в средней группе
Итоговое занятие по развитию речи
Подготовила:
Ж.А. Некипелова
воспитатель
Юргинский ГО 2022
Цель: Закрепление и обобщение знаний по развитию речи у детей
посредством квест-технологии.
Задачи:
1) Образовательные:
- Закрепить знание сказки «Колобок», «Курочка Ряба»;
- закреплять умения детей оформлять речевое высказывание, умение
подбирать антонимы к прилагательным; формировать умение понимать и
оценивать поступки героев;
- формировать умение отгадывать загадки, используя характерные признаки
объектов;
- формировать навык употреблять существительные с обобщающим
значением (мебель, овощи, животные и т.д);
- формировать умение четко проговаривать чистоговорки.
2) Развивающие:
- расширять словарь детей путём подбора антонимов, развивать навыки
словообразования прилагательных от существительных.
- умение двигаться в соответствии со словами;
3) Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, к русскому народному фольклору
(сказкам);
- воспитывать культуру поведения: умение слушать взрослых, сверстников,
не перебивать друг друга, не выкрикивать.
Интеграция образовательных областей:
1.
Социально-коммуникативное развитие;
2.
Познавательное развитие;
3.
Речевое развитие;
4.
Художественно-эстетическое развитие;
5.
Физическое развитие.
Оборудование: Картинки: Колобок, Заяц, Лиса, Волк, Медведь;
картинки по сказке «Колобок», конверты с заданием, мячик
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказке, показ.
Словесные: вопросы, рассказывание, чтение загадки.
Предварительная работа: разучивание физминутки; чтение и пересказ
сказки «Колобок»; рисование по сказке.
ХОД образовательной деятельности
В.: Добрый день, ребята! У меня замечательное настроение, я очень рада
видеть вас, ваши красивые глаза! Мне хочется своим настроением
поделиться с вами. Для того, чтобы нам настроиться на работу, давайте
улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения путём
прикосновения к ладошке соседа, и подарим свою улыбку.
Ребята, вы любите сказки? Кто вам их читает? А вы хотели бы оказаться в
сказке?
Предлагаю детям отправится в путешествие, в гости к сказке.
Дети идут за воспитателем, проговаривая слова и выполняя движения.
Подвижное упражнение «Полянка»
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
Прямо в сказку попадём!
В.: Посмотрите, ребята, на какой интересной полянке мы оказались.
Что и кого вы здесь видите? (Ответы детей)
В.: Точно, мы с вами попали в сказку. Только вот в какую?
Вспомните, в каких сказках героями были дед и бабка. Ответы детей.
(«Лиса и волк», «Курочка ряба», «Сказка о золотой рыбке», «Колобок»,
«Репка», и т.д.)
В.: Молодцы. Вы много сказок знаете. А чтобы узнать, в какой же сказке мы
оказались, отгадайте загадку:
Из муки он был печён,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок).
Все верно, ребята. Мы оказались в сказке «Колобок».
Ребята, а наш Колобок, почему то грустный. Как вы думаете, почему он
такой грустный? (ответы детей).
– Конечно, ему грустно, ведь все, кого он встретил, хотели его съесть.
Давайте вспомним, а кого встретил Колобок на лесной дорожке? (Ответы
детей).
– Как вы думаете, Колобок был послушный или нет, когда он убежал от
дедушки и от бабушки?
– Почему с ним случились такие неприятности?
– Могут ли дети гулять без сопровождения взрослых? Почему? А можно ли
разговаривать на улице с незнакомцами?
Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать Колобку, чтобы избежать
неприятностей, и он улыбался? (Ответы детей)
Мы с вами отправимся к героям сказки, и будем выполнять их задания. За
каждое правильно выполненное задание, они нам будут давать часть пазла,
который мы с вами сложим. А что на нем, мы увидим в конце занятия.
А чтобы нам с вами было легко выполнять задания, сделаем разминку для
язычка.
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
На-на-на – наступила вновь весна
Не-не-не-очень рады мы весне
Ну-ну-ну-очень ждали мы весну
Ко-ко-ко-солнце светит высоко
Чи-чи-чи-у солнца теплые лучи
Ег-ег-ег-на полях растаял снег
Чьи-чьи-чьи-звонкие бегут ручьи
Ди-ди-ди-весенние идут дожди
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Цы-цы-цы-голосистые скворцы
Ол-ол-ол у березы белый ствол
Очки-очки-очки-распустились почки
Рень-рень-рень-зацвела в саду сирень
Ты-ты-ты-на клумбе выросли цветы
Вот покатился Колобок… (Дети стоят в кругу, передают колобок по кругу,
как он оказывается у воспитателя, загадывает загадку про героя)
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверёк живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (Зайка)
– Правильно, это заяц. (Достаю конверт с заданием)
– А Зайчик нам задание принёс: хочет, чтобы мы ему помогли подобрать
слова с противоположным значением.
Д/И «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов)
Мягкий – твердый;
Сладкий – горький;
Толстый – худой;
Голодный – сытый;
Длинный – короткий;
Веселый – грустный;
Тяжелый – легкий;
Трусливый – храбрый;
Высокий - низкий;
Острый - тупой;
Горячий - холодный;
Больной – здоровый.
Ребята, а зайчик еще хочет узнать, как вы умеете слушать и определять
звуки. Он приготовил для вас скороговорки
Д/у
«Назови звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы
должны определить, что это за звук.
В шалаше шуршали мыши.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами
чеpтёж.
– Молодцы, ребята, всё правильно назвали. Зайчик пропустил нашего
Колобка, и вручил ему одну часть паззла.
Покатился наш Колобок дальше.
Рыщет там и рыщет тут.
Серым все его зовут.
Он в охоте знает толк,
Потому что это – волк. (Конверт с заданием).
Волк вам тоже принёс своё задание. Давайте попробуем выполнить.
Д/И «Назови одним словом»
Береза – липа – рябина – дуб; (леревья)
Корова – волк – лошадь – медведь; (животные)
Тарелка – вилка – стакан – кастрюля; (посуда)
Синица – воробей – аист – ворона; (птицы)
Стол – кресло – шкаф – диван; (мебель)
Ромашка – роза – василек – пион. (цветы)
Кукла – юла - пирамидка – машинка. (игрушки)
Ребята волк хочет, чтобы вы назвали признаки весны.
Д/И «Назови признаки весны»
И с заданием волка вы справились! Молодцы! (вручает еще один паззл)
И покатился Колобок дальше (мяч по кругу). А навстречу ему…
Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна.
И давай в лесу реветь…
Все зовут его… (медведь).
Медведь тоже принёс вам задание: Мишка очень любит слушать сказки,
рассматривать картинки. Ну вот беда, все картинки у Мишки перепутались.
Ребята, помогите Мишке расставить картинки по порядку и расскажите по
этим картинкам сказку.
Д/И «Расскажи сказку»
Ребята, вы устали, предлагаю отдохнуть
Динамическое упражнение «Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Повороты головы влево-вправо.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.
Покатился Колобок дальше (мяч по кругу), а навстречу ему:
– Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (ЛИСА)
– Лиса, ребята, очень хочет Колобка съесть, но мы поможем ему – выполним
все задания лисички, чтобы она его не съела. (Достаю конверт).
Лисичка очень ласковая и любит говорить ласковые слова.
Д/И «Скажи ласково»
Стол – столик;
Шапка – шапочка;
Пирог – пирожок;
Ковер – коврик;
Зуб – зубик;
Санки – саночки;
Лиса – лисонька, лисичка;
Кукла – куколка.
Ребята, Лисичка не хочет нас отпускать. Она просит нас поиграть с ней.
Поиграем? (ответы детей)
Д/И с мячом «Подскажи словечко»
Дети стоят по кругу. Воспитатель поочередно бросает мяч и задает вопрос.
Сова летает, а кролик….?
Петух кукарекает, а гусь…?
У коровы теленок, а у лисы….?
Сок из яблока яблочный, а из моркови…?
Книга бумажная. а стакан ….?
Медведь живет в берлоге, а белка в…..?
Лисичке очень понравилось, как вы с ней играли. Она вручает нам последний
паззл.
А теперь на доске собираем паззлы вместе.
– Дети, Как, вы думаете, что изменило его настроение? (ответы детей).
- Мы помогли Колобку, и наше путешествие подошло к концу и нам
необходимо вернуться в детский сад.
Подвижное упражнение «Полянка»
Мы с лесной полянки вышли.
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
В детский садик попадём!
Рефлексия
- Вам понравилось наше путешествие в сказку? У Колобка настроение
поменялось, а у вас?
- Что запомнилось больше всего?
- Чьё задание было интереснее всего выполнять?
- Вам хочется с кем-либо поделиться своими впечатлениями?
Вы сегодня сделали много добрых дел. Откройте свои «гнездышки-
ладошки», и выпустите в воздух свою доброту. Пусть она разлетается над
нами, гостями, над городом, над нашей Родиной, над нашей планетой Земля.
Пусть всему миру будет хорошо от нашей нежности и доброты.
Ребята, за то, что вернули Колобку хорошее, радостное настроение, он вам
передал небольшие раскраски по сказкам.
Ребята садятся за столы раскрашивать.