Авторы: Санникова Надежда Викторовна, Москвичева Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 76"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей 5 лет.
Тема: Пять Ключей
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Четыре ключа»
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• речевое развитие.
Цель: формирование элементарных математических представлений,
коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умение считать в пределах 5, закрепить знания о цифровом
ряде от 1 до 5;
- упражнять детей в счёте, закрепить количественный и порядковый счёт.
2. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:
круг, квадрат, треугольник.
3. Закреплять знания цветов.
4. Закреплять знания о частях суток.
Развивающие:
• развивать внимание и память;
• развивать умение правильно пользоваться обобщающими
понятиями (классификация).
Воспитательные:
• воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и
взрослыми;
• воспитывать интерес к математике, самостоятельность, целеустремленность,
умение доводить начатое дело до конца.
Демонстрационный материал:
Сундучок, четыре ключа, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой,
фланелеграф (пять уточек с цифрами от 1 до 5.) Обручи (красного, желтого,
зеленого цвета).
Раздаточный материал:
Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник.) ежики,
грибочки
.
Методические приёмы:
Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра,
физкультминутка, , эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.
Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды
появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того,
как вы встряхнёте или взболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем
их. (Здороваются с гостями).
Ну а теперь, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
Станем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется утро доброе начнется – Доброе утро!!!!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка и странное
письмо. На конверте написано: Детский сад, ребятам средней группы №2 от
Доктора Айболита.
Сейчас я вам его прочитаю
«Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста.
В Африке заболели зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался
в путь, но злые пираты отобрали у меня мой сундучок! Они закрыли
сундучок на четыре замка, а ключи бросили в озеро. Если вы согласны мне
помочь, вам предстоит выполнить четыре задания. За каждое правильно
выполненное задание вы получите ключ. Собрав все четыре ключа, вы
сможете открыть сундучок с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился
в путь, но меня ждут больные зверята. Очень на вас надеюсь! Как
справитесь с заданием волшебную воду пришлите мне! Айболит».
Воспитатель открывает посылку, вынимает сундучок и разглядывает его
вместе с детьми.
Воспитатель: Ребятки, поможем Айболиту? (ответ детей)
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь к озеру. А чтобы нам было веселее в
пути, я предлагаю петь песенку:
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
Раз, два, раз, два,
Шагают наши ножки.
Задание 1. Ребята, посмотрите в озере плавают уточки. У каждой из уточки
есть свой номер, уточки играли и перепутались. Теперь не знают, как же им опять
вернуться на свое место. Давайте внимательно рассмотрим с вами уточек и
расположим их в порядке возрастания от 1 до 5.
- Молодцы! Справились, вот и первый ключик! Наше путешествие
продолжается.
Вставайте друг за другом
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
Раз, два, раз, два,
Шагают наши ножки.
А вот и второе задание.
(Дети садятся на стульчики полукругом перед ними мольберт).
Итак, ребята! Вот мы и дошли до следующего задания.
Ребята, сейчас я вам прочту загадки про части суток, а вам нужно отгадать,
когда это бывает:
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(утро)
Воспитатель показывает картинку «утро»
- Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг
просыпается: и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.
- Что вы делаете утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад,
делаю зарядку, завтракаю).
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(день)
- Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду
играют, гуляют, обедают.
Воспитатель показывает картинку «день»
- А что вы делаете днём? (Ответы детей).
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
(вечер)
- Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть.
Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.
- Что вы делаете вечером? (Возвращаюсь домой из детского сада, гуляю,
смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
Воспитатель показывает картинку «вечер»
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
(ночь)
- Когда это бывает? (дети отвечают ночью)
- Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену
солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (спим).
- Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,
вечер- 3, ночь-4).
- Сколько частей в сутках? (четыре)
Воспитатель: Молодцы! Вот второй ключик за правильные ответы. А теперь
отправляемся дальше в путь.
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
Раз, два, раз, два,
Шагают наши ножки.
Задание 3
Ребятки вам нужно пройти к своим столам. Садитесь, спинки держим ровно,
ножки убрали под стол. (Здоровье сбережение - осанка). Перед вами в тарелочках
лежат картинки видите? А теперь слушайте внимательно задание
Выложите картинки с изображением ежиков. (Воспитатель выкладывает
ежиков на фланелеграфе). Сколько ежиков у вас получилось. (Ответ детей).
Правильно. А чем ежи любят лакомиться? Правильно грибочками. Давайте
угостим ежиков грибами. (Дети выкладывают грибочки). Всем ли ежикам
хватило грибочков? (нет). Сколько у нас грибочков? (четыре) а сколько ежиков?
(пять) Что же нам сделать, чтобы ежиков и грибочков стало поровну? Правильно,
нужно добавить один грибочек или убрать одного ежика. Давайте представим, что
один ежик убежал. Что у нас получилось теперь? (одинаковое количество ежиков
и грибочков).
Молодцы ребятки! Задание выполнено! Вот и третий ключ.
Воспитатель: а сейчас нам пора отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
"Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ну что ребятки, отдохнули! Пора приступать к следующему
заданию.
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
Раз, два, раз, два,
Шагают наши ножки.
Задание 4
Ребята, а вот и следующее задание.
3. Дидактическая игра: «Найди свой домик»
Ребята посмотрите, что это тут у меня? – правильно геометрические фигуры (на
подносе лежат фигуры, круг, квадрат, треугольник.)
Каждый берите себе фигурку и надевайте на шею.
Ребята посмотрите на полу лежат три обруча: красный, желтый, зеленый – это
ваши домики. Теперь внимательно посмотрите на свои фигуры, какого они у вас
цвета и запомните. Сейчас, как только заиграет музыка вы идете гуляете в
рассыпную по группе, как только музыка перестанет играть, вы бежите к домику
такого цвета, какого цвета у вас на шеи фигурка, т.е. если у вас красный
треугольник вы бежите в домик красного цвета. Понятно?
После того, как все дети заняли места в домиках воспитатель, идет
проверять…. Молодцы справились!
Теперь слушайте следующее задание, посмотрите в каждый домик я ложу
геометрическую фигуру. В первый домик квадрат, во второй треугольник, в
третий –круг. Как только заиграет музыка вы ребята, идете гулять по группе,
когда музыка заканчивается, вы занимаете места в своих домиках, но теперь не по
цвету, а по геометрическим фигурам. Вы идете в тот домик в котором лежит такая
же геометрическая фигура как у вас. Понятно?
- Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.
Воспитатель: За правильно выполненное задание мы получаем
четвертый ключ.
Итак, ребятки, сколько у нас ключей? (четыре).
Сейчас нам предстоит открыть замок сундучка, открыть его и достать
волшебную воду.
Дети с воспитателем открывают сундучок и достают волшебную воду. (Она
прозрачная).
Воспитатель: По-моему, это обыкновенная вода. Подождите, тут еще записка.
«Если баночку взболтать вода станет волшебной. Пришлите срочно
волшебную воду мне в Африку.
-Ребятки давайте взболтнем нашу баночку и посмотрим, что, же получилось…
(взбалтываем, вода меняет цвет) Вот это да!!! И правда вода волшебная. Давайте
быстрее эту волшебную воду отправим доктору Айболиту.
Вот и подошло к концу наше приключение ребята. Вам понравилось? А что вам
понравилось больше всего (ответы детей).
А давайте свами вспомним какие задания мы сегодня с вами проходили?
1. Располагали рыбок по порядку от 1 до 5.
2. Отгадывали загадки и рассматривали картинки про части суток.
3. Сравнивали количество ежиков и грибочков.
4. Находили домики сначала по цветам, а по том по форме геометрических
фигур.
Ой ребятки я же до конца не дочитала письмо, сейчас прочту… тут еще
написано, что для вас детишки, в сундучке сюрприз, от доброго доктора
Айболита! Волшебные витаминки, кто их скушает будет самым здоровым
ребенком! Будьте здоровы!
Давайте попрощаемся с гостями.