Автор: Смирнова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 7 "Колосок"
Населённый пункт: город Петровск Саратовская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Образование игровой ситуации по ФЭМП: "Легкий - Тяжелый"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами
формирования элементарных математических
представлений в старшей группе «Легкий-тяжелый»
:
Цель
формировать
представления
дошкольников
о
понятиях
«
–
»
тяжелее
легче
.
на основе непосредственного сравнения предметов
:
Образовательные задачи
формировать
представление
о
весе
предметов
и
способах
его
;
измерения
.
закреплять умение понимать соотношение рядом стоящих чисел
:
Развивающие задачи
,
развивать
познавательные
интересы
логическое
мышление
дошкольников
;
,
способствовать
формированию
мыслительных
операций
умению
;
аргументировать свои высказывания
.
развивать у детей умение решать проблемные ситуации
:
Воспитательные задачи
,
;
воспитывать умение работать в подгруппах помогая друг другу
.
поощрять интерес к математическим заданиям
:
,
,
Демонстрационный материал
мультимедийное оборудование
экран
,
три
одинаковых
кастрюльки
с
разным
количеством
крупы
,
.
математические весы весы детские с чашами
:
,
,
:
,
Раздаточный материал вата камешки три ведерка пустое с водой и с
,
,
песком пластмассовый и металлический шарики бруски деревянные и
,
,
,
,
пластмассовые пакетики с крупой опилками землей и солью детские
,
,
пластиковые вешалки для одежды тесьма заготовки для изготовления
(
,
весов
обрезанные донышки пластиковых бутылок для безопасности
),
.
оклеить скотчем острые края
резиновые и мягкие игрушки
:
Ход занятия в старшей группе детского сада
:
,
Воспитатель Ребята сейчас я вам расскажу занимательную историю про
.
обезьянок и слона
(
№ 1
).
В далекой Африке жили обезьянки Слайд
обезьянки
Однажды они захотели отправиться в кругосветное путешествие и
(
№ 1
),
построили воздушный шар Слайд
обезьянки и воздушный шар
но сначала решили испытать его
(
№ 2
Слайд
обезьянки в воздушном
).
шаре
,
.
Сели в корзину воздушного шара обрубили веревку и полетели
(
№ 3
Полетали немного и приземлились на полянку
Слайд
обезьянки в
).
воздушном шаре
,
На полянку к обезьянкам подошел слон увидел воздушный шар и стал
(
просить обезьянок разрешить ему полетать на воздушном шаре Слайд
№ 3
,
).
обезьянки в воздушном шаре появляется слон
.
,
Согласились обезьянки Влез слоненок в корзину воздушного шара
,
(
№ 4
обрубил веревку а шар не взлетает Слайд
слон не может взлететь в
).
воздушном шаре
,
? (
№ 5
)
Никак не могут понять обезьянки в чем дело
Слайд
знак вопроса
:
,
? (
Воспитатель
Ребята как вы думаете почему шар не взлетает
ответы
)
детей
:
,
,
Воспитатель
Конечно
обезьянки легче слона
а слон тяжелее двух
,
.
,
обезьян поэтому шар не мог взлететь Как вы думаете можно помочь
?
? (
)
друзьям А как это сделать
ответы детей
:
?
Воспитатель
Какой же воздушный шар должны построить
друзья
(
).
ответы детей
:
(
)
Воспитатель Пока друзья
слон и обезьянки готовят свой летательный
,
.
аппарат к полету мы приготовим для них кашу
(
.
На столах стоят три одинаковые кастрюльки Одна из них доверху
,
-
,
-
.
наполнена крупой вторая
до половины третья
на треть Все кастрюли
).
закрыты крышками
:
,
,
Воспитатель Ребята на столах стоят по три одинаковых кастрюльки но
.
,
,
в них разное количество еды Для слона самая тяжелая кастрюлька для
,
,
.
большой обезьянки кастрюлька полегче чем у слона А для маленькой
-
.
обезьянки
самая легкая кастрюлька Как мы можем определить в какой
,
? (
)
кастрюльке сколько каши не открывая их
ответы детей
:
,
Воспитатель Чтобы узнать для кого какая кастрюлька нужно взять их в
.
?
руки и определить по весу Давайте попробуем Подойдите к столам и
,
,
,
,
определите
где
чья кастрюлька
но не забудьте
что крышки мы не
.
открываем
(
-
,
,
работа в тройках
дети взвешивают кастрюльки руками определяя
кому какая предназначена и ставят
кастрюльки перед картинками
).
животных
:
,
.
Воспитатель
Теперь давайте проверим правильно ли мы определили
(
.)
?
дети поднимают крышки с кастрюль
Почему вы так думаете
,
Конечно ведь одна кастрюлька
,
полная вторая кастрюлька заполнена
,
.
наполовину а третья кастрюлька практически пустая
:
,
!
Воспитатель
Молодцы ребята Правильно определили для кого какая
!
кастрюлька
,
,
,
Дети напомните мне что же нужно сделать чтобы слоненок тоже смог
? (
)
,
летать на воздушном шаре
ответы детей Конечно надо сделать для
,
,
,
него большую корзину а самое главное большой воздушный шар ведь
(
№6
).
слон тяжелее обезьянок Слайд
разные воздушные шары
,
,
?
(
Ребята
посмотрите
какой из
шаров
подойдет
для
слона
дети
выбирают из предложенных шаров самый большой и корзину самую
).
большую
,
,
Посмотрим правильно ли вы выбрали шар сможет ли слон на нем
? (
№7-8
).
полететь
Слайды
слон взлетает
,
Полетал слон и приземлился на полянку к друзьям
все были очень
! (
№9
).
рады
Слайд
слон и обезьянки радуются
Вот мы с вами и помогли
.
друзьям
:
,
,
Воспитатель
Скажите
дети а как еще мы можем определить какой
,
? (
).
предмет легче а какой тяжелее
ответы детей
.
Сейчас я вам покажу ещё один способ Подойдите к столам и возьмите в
.
?
?
руки комочек ваты и камешек
Что легче
Что тяжелее
Сейчас мы
.
.
проверим Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату
Что
?
.
?
произошло А теперь подуйте на камешек Легко ли с ним справиться
? (
).
,
,
.
Почему
ответы детей Значит камень тяжелее ваты а вата легче камня
«
».
Физминутка Камень и пушинка
«
»,
Под аудиозапись дети по словесному сигналу воспитателя
пушинка
,
бегают врассыпную на носочках по залу
а по словесному сигналу
«
» -
.
воспитателя
камень
присаживаются на корточки
:
,
,
Воспитатель
Ребята
вы уже
знаете
как
сравнивать
предметы по
.
,
,
тяжести На столах стоят разные предметы определите какие из них
,
(
тяжелые а какие легкие и выставите их в порядке возрастания
дети
).
работают в тройках
1)
:
,
Сравнение по тяжести одинаковых ведёрок с ракушками и с водой с
,
(
,
водой и с
песком
с
ватой и с
орешками
дети поднимают
их
).
сравнивают
2)
:
,
Сравнить
по
тяжести
шарики
пластмассовый
деревянный
и
;
:
;
:
,
стеклянный конусы деревянный и пластмассовый кубики один пустой
.
а другой с водой
3)
:
,
Сравнение по тяжести пакетиков с солью и крупой с опилками и
.
песком
:
,
Воспитатель
Ребята
с
помощью чего
можно
узнать
точный
вес
?
?
,
предметов
А где вы встречали весы
Посмотрите вот у меня весы
.
сейчас мы взвесим пакетик с опилками и ватными шариками Как вы
,
?
?
думаете что легче А что тяжелее
.
А ещё бывают математические весы На них можно взвесить цифры
(
).
сравнение с помощью математических весов
:
,
,
?
Воспитатель
Ребята а как вы считаете можно ли сделать весы самим
,
.
Самые простые весы можно сделать
самим я
вас
научу
Показ
и
изготовление
весов
из
вешалок
и
заранее
сделанных
заготовок
(«
»
,
корзиночки из донышек бутылок
).
тесьма
:
!
Воспитатель
Весы готовы Сейчас мы можем взвесить наши игрушки
(
,
воспитатель предлагает выбрать детям игрушки которые они будут
).
взвешивать
:
,
,
,
Воспитатель Вот мы с вами как настоящие исследователи разобрались
,
что предметы бывают легкие и тяжелые
,
научились определять что
,
,
легче а что тяжелее и даже сами сделали весы
.
.
.
Итог Рефлексия
А теперь давайте вспомним, что мы сегодня исследовали?
Почему слон не смог взлететь на воздушном шаре?
С помощью чего можно взвесить предметы?
Какое задание было самым трудным? Самым интересным?