Автор: Токтарев Николай Аркадьевич
Должность: Преподаватель, студент
Учебное заведение: Марийский аграрный колледж (филиал) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Населённый пункт: Ежово
Наименование материала: Доклад
Тема: Рукотворные памятные места Горномарийского района Республики Марий Эл
Раздел: среднее профессиональное
Марийский аграрный колледж(филиал)
ФГБОУ «Марийский государственный университет»
Доклад
Рукотворные памятные места Горномарийского
района Республики Марий Эл
Выполнил: Лобастов Матвей Сергеевич
Группа В-11, специальность 36.02.01«Ветерина -
рия»
Руководитель: Токтарев Николай Аркадьевич
Цель. Показать рукотворные памятные места и роль человека в создании и сохра-
нении исторических памятников.
Задачи. Описать некоторые памятные места, понять истинную картину памятных
мест и установить значение памятных мест Горномарийского района.
Горномарийский район расположен на юго - западе республики. Район-
ный центр г. Козьмодемьянск. Большая часть района находится на правобережье
Волги (на «Горной стороне»), и часть - на левобережье Волги и Ветлуги. В Горно-
марийском районе выявлено 119 объектов культурного наследия (памятников ис-
тории и культуры). Из них 15 – памятники архитектуры регионального значения,
79 – памятники археологии регионального значения и 25 – памятники местного
значения (бюсты, обелиски). На государственной охране регионального (респуб-
ликанского) значения состоят 94 памятника
Посредине дороги на развилке Козьмодемьянск-Виловатово-Картуково
стоит памятник национальному герою Акпарсу, княжившему в тяжелые времена
во время совместной борьбы русских и марийцев против ига казанского ханства
на этих землях. Это место недалеко от села Пепкино, на перекрестке дорог. Ак-
парс родился в конце 15 – начале 16 века в д. Нуженалы Горномарийского района
и был сотным князем горных марийцев. Проявил себя как дальновидный политик
и дипломат в период московско-казанского противостояния. Выступал за добро-
вольное присоединение к Российскому государству.
Легенда о взятии Казани.
«Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предло-
жил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к кре-
пости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатыва-
ют пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп.
Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, соби-
рается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разру-
шена, Казань взята. Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было:
«марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а
жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого
марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала»». Отсю-
да символизм памятника – Акпарс изображен с гуслями, как символ духовного ве-
личия идеи единения на началах согласия и дружбы народов России.
Встреча Акпарса с царем Иваном Грозным.
«Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса.
В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его
родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый ис-
ход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу
золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным -
орла) жеребца, дорогое седло и саблю». Его именем назывались земли, занимав-
шие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского района на
обоих берегах Волги – Акпарсова сотня (см. легенду о взятии казани).
Место захоронения Акпарса выбрали согласно всем канонам того времени.
Могилу Акпарса можно найти в Горномарийском районе Республики Марий Эл.
На пригорке, который в народе называют «Йымын нер», что близ села Картуково,
издавна располагался старинный языческий могильник. Он находится как раз че-
рез небольшую речку от деревни Нуженалы, которая является родиной Акпарса.
Ось земли
На площадке рядом с памятником так же был обнаружен столб с множе-
ством указателей и камень, гласивший, что это «Ось земли».
Священный камень.
«Для каждого человека место, где он родился, его отчий дом кажется центром
Вселенной. И весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца – это горный
край, земля Акпарса. Этот перекресток является географическим центром Горно-
марийского района. Его координаты 56°12’54’’с.ш. 45°33’17’’ в.д. Если из данной
точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадем на бескрайние
просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей нет ни единого островка.
Отправляясь в дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути,
в далеких краях. И сила притяжения земли горномарийской поможет вам возвра-
титься на родную землю!».
Солнечные часы.
Надпись на часах гласит « …для достижения точности показаний Гномон
(стрелку) располагают наклоном строго к северу под углом, равному широте рас-
положения часов, в нашем случае 56°12’54’’с.ш. Настройка часов так же очень
проста. Когда солнце находится в зените, отбрасываемая тень от Гномона показы-
вает истинный полдень. Время, показываемое солнечными часами, может не сов-
падать с принятым временем, т.к. мы живем не по истинному времени, которое
для каждой местности свое, а по принятому для определенной части страны. Для
нашей местности расхождение истинного времени от принятого московского со-
ставляет 90 минут. Для нашей местности 12 часов соответствует 13 часам 30 ми-
нутам московского времени. 2013г.»
Пепкинский курган.
Сам курган представляет собой ритуальное захоронение со сложной струк-
турой. Это единственный в своем роде, уникальнейший памятник абашевской
культурно-исторической общности (II тыс. лет до н.э). Абашевцы это древние
скотоводы степной полосы, занимающие в эпоху бронзы обширные территории
Подонья, Приуралья и Среднего Поволжья. По заключениям экспертов, это брат-
ское захоронение мужчин-воинов, погибших в результате внезапного нападения.
Возможно даже, что все они принадлежали одному роду. Мужчины были в воз-
расте 18-25 лет.
Выводы.
Главная задача памятников – это сохранение памяти. Без прошлого нет бу-
дущего. Они бывают разные, но, без сомнения, все из них созданы не зря, каждый
несёт свою смысловую нагрузку.
Памятники – это чрезвычайно важные объекты культурного достояния, они
способны передать все краски, характер героя, события и, разумеется, донести
важнейшие исторические аспекты.