Напоминание

Рукотворные памятные места Горномарийского района Республики Марий Эл


Автор: Токтарев Николай Аркадьевич
Должность: Преподаватель, студент
Учебное заведение: Марийский аграрный колледж (филиал) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Населённый пункт: Ежово
Наименование материала: Доклад
Тема: Рукотворные памятные места Горномарийского района Республики Марий Эл
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Марийский аграрный колледж(филиал)

ФГБОУ «Марийский государственный университет»

Доклад

Рукотворные памятные места Горномарийского

района Республики Марий Эл

Выполнил: Лобастов Матвей Сергеевич

Группа В-11, специальность 36.02.01«Ветерина -

рия»

Руководитель: Токтарев Николай Аркадьевич

Цель. Показать рукотворные памятные места и роль человека в создании и сохра-

нении исторических памятников.

Задачи. Описать некоторые памятные места, понять истинную картину памятных

мест и установить значение памятных мест Горномарийского района.

Горномарийский район расположен на юго - западе республики. Район-

ный центр г. Козьмодемьянск. Большая часть района находится на правобережье

Волги (на «Горной стороне»), и часть - на левобережье Волги и Ветлуги. В Горно-

марийском районе выявлено 119 объектов культурного наследия (памятников ис-

тории и культуры). Из них 15 – памятники архитектуры регионального значения,

79 – памятники археологии регионального значения и 25 – памятники местного

значения (бюсты, обелиски). На государственной охране регионального (респуб-

ликанского) значения состоят 94 памятника

Посредине дороги на развилке Козьмодемьянск-Виловатово-Картуково

стоит памятник национальному герою Акпарсу, княжившему в тяжелые времена

во время совместной борьбы русских и марийцев против ига казанского ханства

на этих землях. Это место недалеко от села Пепкино, на перекрестке дорог. Ак-

парс родился в конце 15 – начале 16 века в д. Нуженалы Горномарийского района

и был сотным князем горных марийцев. Проявил себя как дальновидный политик

и дипломат в период московско-казанского противостояния. Выступал за добро-

вольное присоединение к Российскому государству.

Легенда о взятии Казани.

«Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предло-

жил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к кре-

пости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатыва-

ют пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп.

Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, соби-

рается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разру-

шена, Казань взята. Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было:

«марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а

жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого

марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала»». Отсю-

да символизм памятника – Акпарс изображен с гуслями, как символ духовного ве-

личия идеи единения на началах согласия и дружбы народов России.

Встреча Акпарса с царем Иваном Грозным.

«Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса.

В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его

родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый ис-

ход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу

золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным -

орла) жеребца, дорогое седло и саблю». Его именем назывались земли, занимав-

шие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского района на

обоих берегах Волги – Акпарсова сотня (см. легенду о взятии казани).

Место захоронения Акпарса выбрали согласно всем канонам того времени.

Могилу Акпарса можно найти в Горномарийском районе Республики Марий Эл.

На пригорке, который в народе называют «Йымын нер», что близ села Картуково,

издавна располагался старинный языческий могильник. Он находится как раз че-

рез небольшую речку от деревни Нуженалы, которая является родиной Акпарса.

Ось земли

На площадке рядом с памятником так же был обнаружен столб с множе-

ством указателей и камень, гласивший, что это «Ось земли».

Священный камень.

«Для каждого человека место, где он родился, его отчий дом кажется центром

Вселенной. И весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца – это горный

край, земля Акпарса. Этот перекресток является географическим центром Горно-

марийского района. Его координаты 56°12’54’’с.ш. 45°33’17’’ в.д. Если из данной

точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадем на бескрайние

просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей нет ни единого островка.

Отправляясь в дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути,

в далеких краях. И сила притяжения земли горномарийской поможет вам возвра-

титься на родную землю!».

Солнечные часы.

Надпись на часах гласит « …для достижения точности показаний Гномон

(стрелку) располагают наклоном строго к северу под углом, равному широте рас-

положения часов, в нашем случае 56°12’54’’с.ш. Настройка часов так же очень

проста. Когда солнце находится в зените, отбрасываемая тень от Гномона показы-

вает истинный полдень. Время, показываемое солнечными часами, может не сов-

падать с принятым временем, т.к. мы живем не по истинному времени, которое

для каждой местности свое, а по принятому для определенной части страны. Для

нашей местности расхождение истинного времени от принятого московского со-

ставляет 90 минут. Для нашей местности 12 часов соответствует 13 часам 30 ми-

нутам московского времени. 2013г.»

Пепкинский курган.

Сам курган представляет собой ритуальное захоронение со сложной струк-

турой. Это единственный в своем роде, уникальнейший памятник абашевской

культурно-исторической общности (II тыс. лет до н.э). Абашевцы это древние

скотоводы степной полосы, занимающие в эпоху бронзы обширные территории

Подонья, Приуралья и Среднего Поволжья. По заключениям экспертов, это брат-

ское захоронение мужчин-воинов, погибших в результате внезапного нападения.

Возможно даже, что все они принадлежали одному роду. Мужчины были в воз-

расте 18-25 лет.

Выводы.

Главная задача памятников – это сохранение памяти. Без прошлого нет бу-

дущего. Они бывают разные, но, без сомнения, все из них созданы не зря, каждый

несёт свою смысловую нагрузку.

Памятники – это чрезвычайно важные объекты культурного достояния, они

способны передать все краски, характер героя, события и, разумеется, донести

важнейшие исторические аспекты.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники