Напоминание

ДОСТИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ ЧЕРЕЗ РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПЕРЕСМОТРА УСТОЯВШИХСЯ ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ


Авторы: Чекмарева Людмила Михайловна, Майер Софья Алексеевна
Должность: преподаватель, выпускница ТКПСТ специальность «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Учебное заведение: ГАПОУ ТО Тюменский колледж производственных и социальных технологий
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: ДОСТИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ ЧЕРЕЗ РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПЕРЕСМОТРА УСТОЯВШИХСЯ ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Чекмарёва Людмила Михайловна, к.э.н., доцент

Майер Софья, выпускница ТКПСТ,

специальность «Строительство и эксплуатация

автомобильных дорог и аэродромов»

ДОСТИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

ЧЕРЕЗ РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И ПЕРЕСМОТРА УСТОЯВШИХСЯ ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ

АННОТАЦИЯ:

В

данном

проекте

проанализированы

основные

причины

неэффективности

Российской

образовательной

системы,

рассмотрены

варианты

совершенствования образовательного процесса, предложен альтернативный взгляд на его

организацию,

а

также

проведена

взаимосвязь

между

качеством

образования

и

экономическим состоянием Российской Федерации и экономикой в целом.

ABSTRACT: In this project, the main reasons for the inefficiency of the Russian

educational system are analyzed, options for improving the educational process are considered, an

alternative view of its organization is proposed, and the relationship between the quality of

education and the economic state of the Russian Federation and the economy as a whole is drawn.

Ключевые слова: образование, экономика, система образования, экономическое

развитие, преобразование.

Keywords: education, economy, education system, economic development, transformation.

Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться.

Бертран Рассел

Образование и экономика неразрывно связаны друг с другом. Являясь элементами

духовной и экономической подсистем общественной жизни, они влияют не только друг на

друга, но и на общество в целом, заставляя его меняться и изменять темпы своего развития.

Деление сложноорганизованной системы общественной жизни на сферы (подсистемы)

является по большей части условным и выполняется для удобства, что в сущности может

указывать на тесную взаимосвязь подсистем и их интегрированность. Подобное явление

означает возможность изменения одной сферы посредством реформирования другой, за этим

закономерно следует, что положительные изменения в образовательной системе могут

привести к таким же положительным изменениям в экономике.

Образование – явление фундаментальное, основополагающий процесс, задающий

вектор развития для всех последующих процессов, поэтому реформирование именно этой

сферы способно привести к наиболее заметным положительным изменениям не только в

контексте образовательного процесса, но и вне его.

Экономика и образование, как было сказано ранее, неразрывно связаны и влияют друг

на друга. Данный тезис имеет хорошую доказательную основу в виде научной статьи И.Г.

Ершовой и Ю.В. Вертаковой «Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества

образования». Авторы выяснили и в своём труде изложили, что система образования

является

ведущим

фактором

производства,

становится

генератором

«человеческого

капитала», который эпоха рынка определяет, как основу экономического развития. Выявлено

так же, что экстенсивный путь развития,

основанный на увеличении количества

подготавливаемых специалистов, проигрывает интенсивному пути развитития, основанному

на

увеличении

качества

образования,

в

частности,

когда

дело

касается

подъёма

национального дохода.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: во-первых, между

экономикой и образованием действительно прослеживается прямая взаимосвязь, во-вторых,

повышение качества подготовки специалистов и их мотивации к учёбе остаётся важной

задачей как для образовательной сферы, так и для экономической.

Ошибки характерны для людей, потому любая система, созданная человеческим

обществом, не застрахована от ошибочных положений, заложенных в её фундамент.

Противников современной системы образования становится всё больше. Чем это вызвано?

Главенствующей проблемой является стандартизированность, из которой вытекают

проблемы поменьше, или несовершенства, негативно влияющие на учебно-познавательный

процесс и перекликающиеся друг с другом:

1. Сковывающая последовательность, приоритет программы над знанием.

Любое отклонение от программы, будь то отставание по темам или преждевременное

их прохождение, не приветствуется Системой, поскольку всё должно быть пройдено и

изучено в определенное время. При этом не имеет значения, все ли обучающиеся усвоили

необходимый материал.

Если же в знаниях появляется пробел (вызванный человеческими факторами, такими

как затянувшаяся смена преподавателя или, например, болезнь, а также независящими от

человека обстоятельствами, которые никак нельзя предупредить), то его восполнение

учебное заведение делает личной задачей обучающегося.

2. Отсутствие индивидуального подхода и альтернативы.

Преподаватель работает с классом/группой – некой общностью, элементы которой –

обучающиеся – имеют индивидуальные характеристики, а значит и подход к ученикам не

может быть одинаковым, таким, каким его нам утверждает система. Настоящее положение

дел

не

предусматривает

учёта

индивидуальных

черт

личности,

что

приводит

к

значительному снижению эффективности методов познания, предлагаемых учебными

заведениями. Ситуацию не улучшают и жесткие рамки правил проведения образовательного

процесса, лишающие его участников выбора более подходящего способа получения,

усвоения и применения знания.

3. Нагрузка.

В

силу

одного

действующего

стандартизированного

подхода

к

среднестатистическому ученику и неучёта многообразия уникальных черт каждого

обучающегося, нагрузка в учебных заведениях для одних учащихся может казаться

небольшой, для других – неподъёмной. В большинстве случаев это приводит к отвлечению,

не усвоению информации.

4. Трагедия преподавательского дела.

Люди, сознательно выбравшие профессию учителя и желающие качественно обучать

других и заинтересовать их в получении знаний, сталкиваются с невозможностью

осуществить свои планы, поскольку система и программа их сковывают и диктуют свои

условия,

что

ещё

важнее

в

большинстве

случаев

вообще

не

приветствуют

самодеятельности, либо допускают ее лишь в строго определенном виде.

5. Внеурочные вопросы.

2

Обсуждение организационных моментов на уроке, не связанных с темой, – сбитые

ценности и ориентированность не на обучение, а на внешнюю целостность и внешнее

благополучие учебного процесса, в то время как сущность теряет своё первоначальное

(образовательное) значение.

6. Незаинтересованность: обучающийся, обучающий.

Ригидная структура образовательной системы, практически не дающая выбора, либо

дающая лишь его видимость, может напрочь отбить желание учиться и обучать. Форма

организации занятий, нехватка времени, дополнительная нагрузка на преподавательский

состав, не связанная непосредственно с преподаванием, невозможность индивидуального

подхода к ученикам и учёта их особенностей, отсутствие или отмирание со временем цели

заинтересовать и замотивировать как таковой – всё это превращает образовательный процесс

в акт принуждения как отдающей знания стороны, так и принимающей их.

7. Оценки.

Важно помнить, что образовательное учреждение не гарантирует знания. Оно

гарантирует лишь оценку – их видимое выражение, якобы дающее нам исчерпывающее

представление об уровне компетентности отдельно взятого человека в сфере той или иной

учебной дисциплины. «Знания» сами по себе – абстрактны, и какой бы простой и логичной

не казалась мысль измерить их с помощью оценивания, мы не можем этого сделать, потому

что, во-первых, это бессмысленно, во-вторых, существующие многочисленные способы

обхода объективной оценки мешают этому.

8. О пути следования. Крайность. Сбитые ориентиры. Конфликт цели и средств.

Человек имеет в начале своего ученического пути два варианта действия: либо

человек примет правила системы, в которую он попал, и будет неукоснительно им следовать

(стараться), либо рано или поздно, под влиянием обстоятельств и формирования своего

собственного отношения к происходящему, выберет иной путь, который видимо может быть

в рамках системы, но по факту – вне её.

Первый путь, так называемая «крайность», рождает «правильных» отличников или

просто «правильных», которых объединяют не столько оценки (потому что оценки являются

ложным показателем и не значат ничего), сколько болезненное и гиперболизированное

отношение к процессу. Сюда входят «зубрилы», излишне переживающие из-за оценок

ученики, что значительно сказывается на их ментальном и физическом здоровье, и даже

покончившие с жизнью, ставшие жертвой экзаменов или, если быть точнее, страхом перед

ними, который не появился сам собой, а был навязан всё той же Системой. Травмирующие

события никогда не являлись целью образовательного процесса, - парадоксально лишь то,

что приводящий к таким событиям подход Система Образования как минимум не порицает,

как максимум – поощряет, потому что «учиться хорошо» - проповедуемая идея, стоящая во

главе угла, а печальные последствия, к которым она может привести, редко берутся во

внимание.

Для тех, кто избрал путь повиновения и строго исполнения всех предъявленных

требования учебного процесса, подобное отношение может грозить потерей себя как

личности в том смысле, что из-за попытки успеть «всё и всюду» и сделать это хорошо,

человек не только не может узнать себя и свои интересы в процессе деятельности, что

помогло бы ему найти подходящий под свой индивидуальный случай путь реализации своих

навыков и удовлетворения своих амбиций, но и в конечном итоге может закончить

достаточно плачевно, так никогда и не узнав, чем он может быть полезен миру.

3

Второй путь занят людьми, решившими не так серьёзно относиться к требованиям

образовательного процесса либо относиться к ним вовсе несерьёзно. Как ни странно, такой

подход зачастую оказывается даже более полезным и жизнеспособным, потому что его

сторонники умеют различать «главное» и «второстепенное», «важное» и «неважное» лично

для себя. Это упрощает процесс определения сферы своих интересов, выстраивание своего

профессионального пути и жизни в целом, потому что цели таких людей более ясные,

определенные. Вновь парадоксально, но такой подход, который, казалось бы, может

возыметь практическую пользу, не приветствуется Системой: любая деятельность (важно: в

данном случае обсуждается только допустимая деятельность, т.е. находящаяся в рамках

этического и уголовного прав), отличающаяся от предписанной («необходимо учиться

хорошо») будет замечена и наказана, потому что нигде не обозначена и никем не

предусмотрена, а значит является нежелательной. Она проблемна для Системы, её

последствия предугадать невозможно. Но именно такая деятельность по-настоящему ценна,

поскольку из противоположного ей набора однотипных шаблонных действий никогда не

получается чего-то качественно нового, ведущего к развитию.

Система образования искусственно, потому что придумана людьми, но основана на

естественной составляющей человека – тяге к познанию. Происходит несоответствие цели со

средствами: благородное стремление обучить/ся облачается в такую неудобоваримую форму.

9. Другая сторона Медали Взаимодействия.

Система Образования ставит в неудобное положение не только учеников, но и

преподавателей. Иначе говоря: ограничивает свободу воли, которую можно было бы

применить на благо, устанавливает множество правил, призванных поддерживать порядок,

но в итоге наносящих некоторую долю урона, вводит дополнительные обязанности, которые

не имеют непосредственного отношения к преподаванию в контексте передачи информации

от одного человека другому. Обучение – своего рода общение. Но когда обе его стороны-

участницы скованы ограничениями, роль преподавателя сводится к оцениванию и контролю,

то обучающая функция постепенно исчезает из профессионального арсенала, отмирает.

Все неблагоприятные издержки образовательного процесса, влияющие на учащихся, в

равной степени влияют и на педагогический состав.

Пути решения

«Что делать?», или оправдание.

Чёткого руководства, как ни странно, не будет. Во-первых, этим должна заниматься

обширная кооперация специалистов, заинтересованных в своём деле, с достаточным уровнем

компетенций, что позволит им свободно и легко ориентироваться в теме, принимать

наилучшие решения. Задача этой работы – лишний раз обратить внимание на то, что кажется

проблемным, и выдержать всю критику, если она будет, либо сгинуть под ее натиском. Во-

вторых, чёткое что-либо – это всегда ограничение, когда же оно порождено одним человеком

– ограничение в квадрате, которое, увы, не дает на выходе свободы, поэтому, быть может, и

хорошо, что никаких чётких рекомендаций не даётся. Образование, экономика – сферы

общественной жизни, а значит и влиять на них должно общество, сообща.

Что делать?

Все

предложения

можно

свести

к

применению

следующих

принципов:

самообразование,

отказ

от

принуждения,

заинтересованность,

добровольная

основа,

уважение, гуманизм, ответственность.

4

Здесь не даётся описаний результата претворения этих принципов в жизнь, потому

что, во-первых, образование – не та сфера, в которой можно утверждать что-то наверняка

(как и в любой другой сфере, состоящей из живых организмов, непредсказуемых в своем

поведении и исходе деятельности), во-вторых, каждый интуитивно понимает, к чему

предложения этого пункта могут привести, а их результат можно вывести через антитезу

положений пункта с недостатками Системы.

Устоявшийся уклад перевернуть нелегко, чего бы это ни касалось. Это тернистый

путь, ведущий к лучшему будущему, которое общество проходит, принимая форму единого

организма, многочисленные элементы которого вносят свой вклад в общее дело и делятся

своими мыслями касательно поднятого вопроса.

Если мы хотим, чтобы что-то развивалось, нужно просто позволить этому произойти.

Система не будет эволюционировать (т.е. становиться лучше) естественным (т.е. наиболее

благоприятным для неё) путём, если на постоянной основе будет подвергаться жесткому

контролю и влиянию извне.

Данная работа не столько призывает в срочном порядке реформировать систему

образования, сколько на первых порах ослабить оковы, раскрыть глаза и взглянуть на

ситуацию

здраво,

проникнуться

ей,

чтобы

стало

возможным

убрать

бесполезную

деятельность и ненужное принуждение, отнимающее ресурсы, с целью направить

сохранившуюся энергию человеческого капитала в более плодотворное русло, способное

принести пользу России.

Лучшее, что можно сделать и что сделать в наших силах, – постепенно убирать

помехи, мешающие познанию, но почему-то принятые на государственном уровне.

Система образования не гарантирует человеку знание. Знание человек гарантирует

себе сам.

Главный вывод. Развитие экономики.

Упразднение неэффективных функций системы образования приведёт к пересмотру и

изменению

учебного

процесса.

Снижение

принуждения,

повышение

личной

заинтересованности и внутренней мотивации с самого начала пути будет воспитывать и не

убивать в человеке интерес к познанию, принятию и усвоению интересующей его

информации, что благотворно скажется на его поиске себя в этом мире, поиске путей внести

свой вклад в общее развитие. Такой подход облегчит профессиональное становление,

обеспечит большую мобильность в современных реалиях. Общее личностное благополучие,

целенаправленность

и

сфокусированность

при

применении

навыков

и

умений

незамедлительно положительно скажется на экономике.

5



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники