Напоминание

"Развитие навыков исторического анализа в процессе проведения семинарских занятий


Автор: Кузьменко Андрей Федорович
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков исторического анализа в процессе проведения семинарских занятий
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование интегративного метода

в процессе преподавания истории

(

о п и с а н и е

о п ы т а )

История – это особая область образования. Здесь своя

специфика и свои трудности. Не так давно произошел переход к

концентрической структуре исторического образования. При всех

преимуществах новой структуры исторических курсов осталась

нерешенной проблема эффективного усвоения учебного материала.

Новая структура предусматривает повторное прохождение курса

истории в 10-11-х классах на более высоком теоретическом уровне.

Выпускник девятилетней (основной) школы получает законченное

историческое образование и в школе третьей ступени, опираясь на

полученный

фактический

материал,

начинает

эти

факты

самостоятельно анализировать, отстаивая свою точку зрения. Так

планировалось, однако, практика показала: нельзя анализировать

факты и вести дискуссию, хорошо не усвоив учебный материал.

Прежде чем выйти на анализ исторических фактов, их необходимо

тщательно усвоить, обобщить и систематизировать, умение вести

дискуссию невозможно без целостного восприятия исторических

процессов и явлений. Не секрет, что, как бы хорошо не был усвоен

фактический материал, он имеет свойство быстро забываться.

Поэтому в любом случае учащимся придется возвращаться к

пройденному

материалу,

а

уже

потом

оценивать

его

и

интерпретировать.

Обобщающие блок-схемы в состоянии выполнить роль

трамплина для быстрого перехода на проблемно-теоретический

уровень исторического образования в 10-11-х классах, являются

средством, способствующим прочности запоминания и понимания

изучаемого материала. К сожалению, все новые учебники писались не

для концентрической, а для линейной системы исторического

образования, причем, информативная насыщенность их такова, что

учащиеся самостоятельно усвоить материал не в состоянии. Блок-

схемы, по моему мнению, могут стать методическим инструментом,

позволяющим делать серьезные теоретические обобщения.

Переход к концентрической

системе породил еще одну

серьезную

проблему

-

неадекватности

изучаемого

материала

психологическим особенностям возраста ученика. Для изучения и

осмысления целого ряда проблем и понятий (а иногда и событий)

необходим

определенный

уровень

социальной

возрастной

и

психологической зрелости. Переход к концентрической системе

привел

к

смещению

многих

исторических

курсов

без

учета

возрастных особенностей школьников, к резкому увеличению объема

учебного материала. Проблема адаптации исторических курсов

целиком и полностью легла на плечи учителей истории, которые

вынуждены разрабатывать различные схемы, чтобы разъяснить

учащимся наиболее сложные для восприятия исторические факты и

события. Как известно, подключение зрительного восприятия в

несколько раз повышает степень усвоения информации. Частичное

использование блок-схем в 5-8 классах поможет учащимся хорошо

усвоить некоторые темы проблемного характера.

Таким образом, применение блок-схем на уроках истории

поможет решить следующие проблемы, связанные с переходом к

концентрической структуре исторического образования:

● проблему адаптации исторических курсов с учетом возрастных и

психологических

особенностей

школьников

(активизация

логического мышления, умение выявить причинно-следственные

связи);

● проблему эффективного усвоения учебного материала в связи с

резким

увеличением

его

объема

(целостное

зрительное

восприятие учебного материала);

1

● проблему перехода на проблемно-теоретический уровень второго

исторического

концентра

в

10-11-х

классах

(обобщение

и

систематизация знаний по истории).

При этом я не забываю, что формирование знаний, умений и

навыков – это не самоцель, а важнейшее средство воспитания

высоконравственной творческой личности. Воспитание и обучение

достигают цели, если организуются на фоне четкой, добросовестной

работы учеников, в атмосфере дружелюбия, уважения к истине,

которую предстоит открыть.

Процесс открытия, на мой взгляд, должен проходить

естественно

и

органично,

на

основе

взаимотворчества,

взаимопомощи, взаимоконтроля.

учитель

ученик ученик

Ведущая педагогическая идея моего опыта – обеспечение

эффективного усвоения знаний старшеклассниками через целостное

восприятие

исторического

материала,

его

обобщение

и

систематизацию.

Цель – на основе модульной технологии помочь учащимся в

развитии способностей логически мыслить, анализировать, применять

знания на практике.

Я

понимаю,

что

передать

знания,

умения

и

навыки

невозможно, ибо это не реальные объекты, существующие вне

человека, а особые психологические качества учеников, которые

формируются в процессе их собственной деятельности. Отсюда

задачи:

организовать

и

руководить

деятельностью

учащихся

по

переработке полученной информации в собственные личностные

знания;

создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы

наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и

систематизации знаний, отрабатывая умения и навыки.

Для решения поставленных задач использую такие методы:

по

степени

активности

познавательной

деятельности:

репродуктивные,

объяснительно-иллюстративные,

проблемно-

обобщающие, частично-поисковые, исследовательские;

2

по

источнику

полученных

знаний:

словесные,

наглядные,

практические;

по

логическому

подходу:

индуктивные,

дедуктивные,

аналитические, синтетические.

Остановлюсь на поэтапном описании технологии своего

опыта.

Блок-схемное моделирование начинается с выделения, так

называемых,

информационных

матриц,

каждая

из

которых

представляет

собой

наиболее

важные

исторические

факты

изучаемой темы. Выделение матриц может осуществляться самим

учителем

при

объяснении

учебного

материала,

либо

самими

учащимися в ходе самостоятельной работы с текстом учебника.

Количество выделенных матриц может быть различным и зависит от

выбора самих учащихся. Если учащиеся пропустят и не зафиксируют

матрицы,

имеющие

существенное

значение

для

блок-схемного

моделирования, учитель обязан указать на этот пропуск и включить

учащихся в поиск недостающих матриц. Информационная матрица

является первичным элементом тематической блок-схемы и включает

в себя наиболее важные аспекты учебного материала.

Все матрицы фиксируются учащимися в тетради и для

удобства

конструирования

пронумеровываются.

Допускается

использовать матрицы и без нумерации, чтобы считывание блок-

схемы происходило автоматически.

На втором этапе блок-схемного моделирования начинается

поиск так называемых первичных матриц, которые положат начало

логической цепочке в тематической блок-схеме. Первичная матрица

может включить в себя объективные причины или предпосылки

изучаемого события, например:

В

ряде

случаев

первичные

матрицы

могут

отражать

непосредственные причины исторического события, являющегося

предметом изучения на данном уроке. Для темы «Активная внешняя

3

* засуха 1949 г.

* суровые природно-климатические

условия Сибири

* проливные дожди и ранние морозы в

1600-1603 гг.

* эпидемия чумы в 1579-1583 гг.

политика России в XVI в.» первичные матрицы будут выглядеть

следующим образом:

Выделив все первичные матрицы, учащиеся расставляют их в

определенном порядке, чтобы графически обозначить стержень блок-

схемы.

На третьем этапе блок-схемного моделирования учащиеся

начинают

поиск,

так

называемой,

модульной

матрицы.

При

упрощенной блок-схеме модульной матрицей может быть сама тема

изучаемого материала, например:

При усложненном варианте моделирования модульной матрицей

будет непосредственная причина изучаемого события или повод к

нему. Например, для Отечественной войны 1812 года модульная

матрица – «Обострение экономических и политических противоречий

между

Россией

и

Францией».

В

данном

случае

первичными

матрицами будут:

Модульная матрица является ключевой, так как помогает правильно

соединить оставшиеся матрицы и не нарушить логическую цепочку.

4

*

необходимость

возврата

русских

земель,

захваченных

Великим

княжеством

Литовским

*

необходимость

пресечения

агрессивных действий со стороны

Казанского и Астраханского ханств

*

необходимость

борьбы

за

выход к Балтийскому морю

*Северная война 1700-1721 гг.

*церковная

реформа

патриарха

Никона

*восстание Степана Разина

*

нарушение

Россией

условий континентальной

блокады

* таможенная война между

Россией и Францией после

Тильзитского мира

* захват Наполеоном

Ольденбургского

герцогства

* создание Наполеоном на территории

Герцогства Варшавского военных складов и

размещение в нем французских войск

На четвертом этапе моделирования учащиеся осуществляют

расстановку,

так

называемых,

детализированных

матриц

с

обозначением

причинно-следственных

связей

между

ними.

Расстановка детализированных матриц осуществляется в логической

последовательности, путем исключения матриц, не подходящих друг

другу по смыслу и содержанию. Количество детализированных

матриц может быть сведено к минимуму, если в их использовании не

будет острой необходимости. Содержание блок-схемы от такого

сокращения ничуть не пострадает, хотя и уменьшится немного ее

смысловая нагрузка.

Последний этап блок-схемного моделирования заключается в

расстановке, так называемых, обобщающих матриц. Эти матрицы

включают в себя главные выводы и обобщение по изучаемой теме,

положительные и отрицательные последствия того или иного

исторического события. Например, для темы «Опричнина Ивана IV

Грозного» обобщающие матрицы будут выглядеть следующим

образом:

Выделив

обобщающие

матрицы,

учащиеся

могут

судить

о

завершенности

или

незавершенности

изученного

исторического

явления или процесса, определить возможные варианты развития

исторических событий, лучше понять исторические закономерности в

развитии отдельных стран и народов и прийти, в конечном итоге, к

целостному восприятию отдельных исторических процессов.

Блок-схемное

моделирование

предусматривает

определенную систему знаков и сокращений. Они используются с

целью экономии времени на уроке и не должны включать в себя

5

*

усиление

самодержавной

власти Ивана IV Грозного

* ликвидация последних очагов

удельного сепаратизма

тяжелый хозяйственный кризис в 70-80-х

гг. XVI в. вследствие террора спричников

* размещение

военных гарнизонов

в городах

* реквизиции

продовольствия

и фуража

* массовое

партизанское

движение

графические символы, чтобы не затруднять считывание блок-схемы.

Примерная система сокращений:

стремление – стремл.

хозяйственный – хоз.

экономический – эк.

сельское хозяйство – с/х

хозяйство – хоз-во

освободительный – освобод.

образование – образов.

необходимость – необх.

расширение – расшир.

создание – созд.

Матрицы располагаются в блок-схеме в определенном

порядке,

чтобы

хорошо

просматривался

стержень

блок-схемы.

Стрелками

обозначаются

причинно-следственные

связи

между

отдельными матрицами. Например,

преобразование гос.

аппарата

Северная война

1700-1721 гг.

создание регулярной

армии и флота

потребность

государства в

значительных

финансовых средствах

меры Петра I по

увеличению числа

налогоплательщиков

замена подворного

налогообложения

подушным

резкое увеличение числа

налогоплательщиков

увеличение доходов

государства в 3 раза

Считывание блок-схемы не представляет особой трудности,

поскольку информация, находящаяся в матрицах, не дается в

зашифрованном

виде.

Блок-схема

является

не

опорным,

а

сопроводительным конспектом и может стать новым способом

подачи учебного материала, содержащегося в школьных учебниках.

Блок-схемы являются незаменимым средством для обобщения и

систематизации знаний по истории.

Можно было убедиться, что вся работа с учащимися

строится на

принципах: целенаправленности, научности, связи

6

обучения

с

жизнью,

систематичности

и

последовательности,

наглядности,

доступности,

интегрированного

подхода,

воспитывающего и развивающего обучения. Проблематичным для

меня оказалось выполнение принципа сознательности и активности,

так

как

столкнулся

с

нежеланием

отдельных

учащихся

самостоятельно анализировать исторические факты и моделировать

исторический процесс на основе изучаемого материала. Приходится

преодолевать трудности в вычленении главного в учебном материале,

определении

закономерностей

и

особенностей

исторических

событий, явлений, процессов.

Руководствуясь

требованиями

принципа

прочности,

стремлюсь включить каждого ученика в деятельность по добыванию

систематизации, обобщению, закреплению знаний и их применению

на практике.

В результате старшеклассники овладевают определенными

логическими общеучебными умениями и навыками:

1.

Рассмотрение информации, выявление различий, установление

существенных и несущественных свойств.

2.

Выделение известных понятий.

3.

Установление определенных признаков и значения понятия.

4.

Определение причинно-следственной зависимости.

5.

Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило, приведение

примеров, контрпримеров.

6.

Формирование вывода прямого, обратного или гипотезы.

7.

Обобщение учебного материала.

8.

Блок-схемное моделирование изучаемого учебного раздела или

темы.

Для интенсификации учебной работы каждого ученика и

координации ее в соответствующем направлении существует система

учета и контроля знаний учащихся:

1.

Ученики имеют 2 или 3 тетради:

-

рабочая, в которой выполняются задания на уроке и дома;

-

черновая (вспомогательная), в ней составляются рабочие схемы,

записывается анализ ответов товарищей;

-

словарь исторических понятий и терминов.

2.

Формы проверки знаний:

7

а) индивидуальная

-

работа с текстовыми заданиями на рабочем месте;

-

задания по картам;

-

задания по составленным блок-схемам;

-

развернутый ответ у доски.

б) парная (взаимопроверка);

в) групповая (обсуждение вопроса или проблемы);

г) фронтальная (зачеты, контрольные работы, тестирование).

О тестировании хочу сказать подробнее. Тестирование

является одним из видов контроля

знаний. Тестовые задания

использую на экзаменах, зачетных уроках, контрольных срезах, а

также

для

проверки

домашнего

задания.

При

тестировании

объектами проверки являются исторические факты, даты, имена,

термины,

причинно-следственные

связи

событий.

Тестирование

позволяет осуществить быстрый опрос ученика, выявить степень

усвоения учебного материала, произвести самопроверку знаний.

3.

Веду индивидуальный журнал, где имеются списки всех учащихся,

осуществляю своеобразный контроль за ростом знаний каждого

ученика, записываю темы творческих и индивидуальных работ с

одаренными детьми, пробелы в знаниях учащихся с более низким

уровнем знаний.

Для контроля знаний учащихся использую рейтинговую

систему. Рейтинг является показателем успеваемости ученика и

определяется по трем критериям на основе широкой шкалы отметок.

При определении рейтинга учитываю не только знание учебного

материала, но и его понимание. Использование рейтинговой системы

позволило более объективно подойти к оценке знаний учащихся,

контролировать знания каждого ученика и класса в целом, показать

реальное положение школьника в классе, его успеваемость по

отдельным предметам и в целом. Рейтинговая система заставляет

учащегося отказаться от поверхностных знаний, так как простое

воспроизведение учебного материала не дает высокого рейтинга.

Рейтинговая система стимулирует активность школьников на уроках,

позволяет заинтересовать их в результатах учебной деятельности.

8

Представленный

опыт

работа

не

одного

года,

а

кропотливый многолетний труд, который позволяет добиваться

глубоких и прочных знаний учащихся.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

9

10

Аналитические данные подтверждают успех реализации

предложенной технологии, основанной на методах и приемах

«педагогики

сотрудничества»,

направленной

на

развитие

познавательной

активности,

навыков

самостоятельной

работы

учащихся и позволяющей достичь высокого уровня обучения.

11



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники