Авторы: Петрова Людмила Ивановна, Гайворонская Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с № 132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения"
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми
дошкольного возраста с нарушениями зрения
Петрова Л.И. - воспитатель,
Гайворонкая Н.В.- воспитатель,
МДОУ «ЦРР-д/с №132» г.Магнитогорска
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью
проведения оздоровительной работы
с дошкольниками с нарушениями
зрения в ДОУ для сохранения и укрепления их здоровья, а также для
компенсации имеющихся у них нарушений.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении
Жан Жак Руссо
Ни для кого не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей в
стране рождается всё меньше. И, пройдя жизненный путь от детского сада и до
периода взросления, человек не становится здоровее.
В настоящее время задачи по оздоровлению ребенка – дошкольника и
культивированию здорового образа жизни являются приоритетными в программе
модернизации
российского
образования.
Они
отражены
в
Федеральных
государственных
требованиях
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования. Одним из средств решения обозначенных
задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим
педагогический процесс современного детского сада.
Одним
из
проявлений
своеобразия
физического
развития
детей
с
нарушением зрения
является
неравномерность развития.
У таких
детей
наблюдается
значительное
отклонение
от
нормы
состояния
двигательного
аппарата. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных
отклонений в двигательных актах. Таким образом, процессы психофизического
развития также сдвигаются во времени и замедляются.
Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным
средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение
зрения.
Что же такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая
технология
-
это
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:
медико-профилактические
Медико-профилактическая
деятельность
обеспечивает
сохранение
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием
медицинских средств.
(Мониторинг
здоровья,
организация
профилактических
мероприятий,
рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда,
контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН).
физкультурно-оздоровительные
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие
и
укрепление
здоровья
ребенка.
(Двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные
и спортивные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники).
технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
(Тренинги, релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия).
валеологического просвещения родителей
Это
информационно-просветительская
деятельность,
выражается
в
формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в
знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию
в дошкольном учреждении, привлечении их к участию в различных совместных
физкультурных досугах и праздниках.
(Дни
открытых
дверей,
выступления
на
родительских
собраниях,
консультации, информационные стенды, ширмы, памятки, презентации, буклеты и
т.д.).
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду,
которые делятся на четыре группы:
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.
Технология эстетической направленности.
3.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
4.
Коррекционные технологии.
Взаимодействие педагогов с семьей по вопросам охраны и укрепления
здоровья детей (информационные стенды для родителей, освещающие вопросы
оздоровления
детей
без
лекарств;
информационные
стенды
медицинских
работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение
родителей к участию в физкультурно – массовых мероприятиях ДОУ; проведение
консультаций, бесед с родителями по вопросам здоровьесбережения) способствует
укреплению здоровья дошкольников.
Благодаря регулярному использованию здоровьесберегающих технологий
педагогами
ДОУ на различных занятиях и в разных видах деятельности
у
дошкольников
повышается острота зрения, развиваются
глазодвигательные
функции и
бинокулярное зрение. Совершеннее становится общая, мелкая,
артикуляционная моторика и координация движений. Нормализуется речевое
дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая и
познавательная активность детей. Улучшается психоэмоциональное самочувствие,
соматические показатели здоровья дошкольников также улучшаются.
Список литературы:
1.Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: Сфера, 2008. – 160с.
2.Галанов А. С. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. - М.: Сфера,
2005. – 95с.
3.Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. Книга-тренажер
для сохранения детского зрения. - М.: Эксмо, 2003. – 48с.
4. Здоровьесберегающее
образование: Аспекты озраны зрения у детей.
Методические рекомендации / авт. – сост. З.П. Малева. – Челябинск: Челябинский
институт
дополнительного
профессионального
образования
педагогических
работников, 2001. – 56с.
5.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению
детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для медработников и
воспитателей. - М.: АРКТИ, 2002. – 61с.
6.Моргунова
О.Н. Физкультурно-оздоровительная
работа
в
ДОУ.
Практическое пособие - Воронеж: Учитель, 2005. -127с.