Автор: Суркова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 детский сад общеразвивающего вида "Снежинка"
Населённый пункт: Камчатский край, п. Усть-Камчатск
Наименование материала: Эссе
Тема: "Полезные советы о воспитании"
Раздел: дошкольное образование
автор: Суркова Любовь Сергеевна
МБДОУ№6 детский сад общеразвивающего вида “Снежика” п. Усть-Камчатск
Дневник молодого советчика-лайфхакера. Полезные советы о воспитании.
«Не требуйте от ребёнка невозможного,
сначала попробуйте сами доесть эту кашу»
Г. Остер
Быстротечно время… Оглядываясь назад, перелистываешь страницы прошлого,
анализируя свою жизнь: ещё маленькой девочкой я не по-детски серьёзно играла с
куклами, рассаживала их в ряд, мы считали, учили буквы и правила поведения.
Зачитываясь в то время популярнейшей книгой Григория Остера «Вредные советы», я
старалась воспитывать моих подопечных и чему-то их научить. Так педагогика увлекла
меня.
Школа, педколледж и первый опыт – воспитатель в детском доме. Начальное
музыкальное образование побуждало к творчеству, пробуя себя в роли музыкального
руководителя, я попадаю на стажировку к Бурдюковой Стелле Владимировне. Эта встреча
стала судьбоносной. И вот пять лет за плечами. Педагогика не даёт расслабиться: обучая,
ты сам ищешь новые формы работы, стремишься к познанию.
Первый опыт в районном конкурсе «Воспитатель года» – удивительное и яркое событие,
некая ступень в осознании самой себя. Какие-то выводы уже сделаны. накоплен кое-какой
багаж знаний и умений, и хочется многим поделиться. Тут сразу на ум пришли советы
Остера, эти искромётные ироничные шедевры, которые эти годы неотступно следовали за
мной.
Кто-то из мудрецов сказал: «Есть три лекарства на земле – природа, любовь и чувства
юмора!» Природа она вокруг нас: Камчатка самое красивое место на планете; Любовь – я
сама, а чувство юмора помогает сгладить острые углы, на которые мы натыкаемся , идя по
жизни…
Итак, советы, или лайфхаки, как модно сейчас называть, не от Остера, а от Сурковой
Любови Сергеевны.
Если конкурс, воспитатель, прячься срочно под подушку!
И сиди там очень тихо, чтоб никто и не нашёл…
Ни к чему тебе награды, испытанья? Очень надо!
Отсидитесь под корягой, так и пенсия придёт!
Любой конкурс – это всегда вызов и возможности. Вызов профессионализму и
возможность шире раскрыть себя, свою деятельность и те идеи, которыми живешь. А
успех складывается из работы команды, которая поддерживает собственных усилий, и
удача тут не помешает.
Если вас ребята просят поиграть в игру крутую,
Ты сиди на стуле ровно, будто занята сейчас!
И не прыгай, и не бегай, ни на что не соглашайся!
В роль кого-то не вживляйся, а то ногу подвернёшь!
Меньше серьёзности, больше игры: подходите к решению любой проблемы через
игру.
Ведь духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры.
«Без этого он – засушенный цветок»
Если балуется чадо – будь с ним строгим, воспитатель!
Наводящие вопросы, ты ему не задавай!
Ещё что хотите? Думать?
Развивать мышленье? Нет уж!
Дал приказ и выполняйте! Ничего не объясняй!
Вопрос вместо указания: однажды я поняла, что почти всегда обращаюсь к детям в
повелительном наклонении: встань, завяжи, возьми, подойди, отойди. Перестроить свои
привычки оказалось делом не одного дня. А это непременно следовало сделать, так как
общение с помощью вопросов предполагает более уважительное отношение к ребенку,
это общение на равных, не с позиции взрослого. Плюс он дает ребенку возможность
выбрать: согласиться или отказаться. Но стоит учесть, что когда мы спрашиваем, то
можем получить отказ, и нужно уважать право ребенка не согласиться с вами.
Если вдруг ребёнок плачет или что переживает,
Ты сухим холодным тоном, прикажи ему остыть!
Будьте мумией с ребёнком и эмоции гасите!
А то будет темперамент, ну совсем без тормозов!
Разрешите сердиться. Один малыш хочет взять у другого мальчика паровозик, а тот не
дает. Ребенок начинает сердиться, плакать. В такой ситуации важнее озвучить, что
чувствует в данной ситуации малыш и просто пожалеть его, обнять. Ему пока сложно
справиться с отказом, преодолеть свой гнев, необходимо проговорить его эмоции.
Если дети на занятьях, захотели отдохнуть,
Расшумелись, раскричались, дело делать не хотят.
Ты расслабься, воспитатель, тоже отдыхай в то время,
А наладить дисциплину можно будет и потом!
Учите видеть границы дозволенного: рамки и границы должны быть в жизни детей. Они
служат им защитой и опорой. Так, катание с горки – любимая забава детей. В нашем саду
действует правило: на горку залезаем по ступенькам, скатываемся по одному. Ждем, пока
отойдет скатившийся. Мы озвучиваем правило и следим за выполнением. Если нарушил
договоренность – покататься сможешь только в следующую прогулку. Нарушители
пробовали кричать, ругаться, плакать – все зря. Зато на следующий день каждый ждал
очереди, скатывался, отходил и вставал в очередь заново.
Если где-то на Погодном
Вы идёте по сугробам
В магазин зашли какой-то
Вы же тоже человек!
То не думай воспитатель,
Что тебя никто не видит,
Дети все вокруг всё те же,
И следят все за тобой,
Можешь громко возмущаться
И вести себя развязно,
Ты ж уже не на работе,
Можно и побыть собой!
Быть примером — это ответственно! Это работать, в том числе над собой. Умение не
отступать перед трудностями, всегда следовать правилам часто становится кирпичиком в
закладке нашего поведения.
Если дети разбросали игры, кубики, игрушки,
И нарезали бумагу, и рассыпали везде!
Ты добавь туда обрезки
Клеем всё залей обильно,
Пластилином вмаж в дорожки,
Вот весёлая игра!
От хаоса к порядку. За 5 лет, что работаю в детском саду, я вывела для себя ДВЕ
ИСТИНЫ: ПЕРВАЯ заключается в том, что в основе каждого поступка ребенка лежит
благое намерение.
ВТОРАЯ ИСТИНА для меня в том, что с любым ребенком можно договориться.
«Договориться» и «настоять на своем» — это не одно и то же. Дети любят договариваться.
Но и взрослым необходимо быть готовым к компромиссу. Я считаю, что договориться
можно практически в любой ситуации. Для этого надо быть открытым к диалогу и
захотеть увидеть потребность ребенка.
Всё что делает ребёнок- Всё тебе назло! Запомни!
Что его ты не попросишь – Будет всё наоборот!
Этот маленький негодник -Хочет сделать только хуже!
А проникнуться в проблему – Это точно не твоё!
Каждый поступок ребёнка всегда идёт из лучших побуждений.
Когда я только начала работать в детском саду, мне казалось, что любовь и доверие детей
очень сложно завоевать. Я использовала много разных способов. Но со временем поняла:
если хочешь, чтобы дети тебя любили, нужно проявлять уважение к их ценностям и
желаниям, потому что каждый поступок ребёнка всегда совершается из лучших
побуждений. Просто иногда он проявляет свои желания не в лучшей форме.
Григой Остер только подтверждает это своим изречением. «Чтобы ходить по земле
достаточно просто любить!» А по поводу советов-лайфхаков, как говорят сегодня,
подчеркивает: «Когда есть родители и дети, которые любят друг друга, никаких советов и
не нужно!» Заметили сколько раз в предыдущих фразах фигурирует слово «Любовь»? Так
вот это и есть тот стержень, на котором держатся все советы. Или напротив, рассыпаются
в ничто. Старцы говорят, «Готовя ребёнка к жизненным трудностям смотрите не оторвите
ему уши, только через любовь, и только через любовь, возможно применение всех
советов.
Любовь к детям, любовь к профессии, любовь к делу, которым ты занимаешься — есть
проводник в науке, называемой педагогикой.