Автор: Викулина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125
Населённый пункт: г.Новокузнецк , Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Использование графических упражнений в рамках предшкольной подготовки воспитанников в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Использование графических упражнений в рамках предшкольной
подготовки воспитанников в практике работы воспитателя ДОУ»
Викулина Ирина Александровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Преемственность – основное условие существования системы
образования,
которая
включает
постановку
и
решение
учебно-
воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего
совершенствования в школе и появилась с возникновением общественного
дошкольного воспитания и особенно острой стала в последние годы, когда
большинство
детей
приходит
в
школу
из
детского
сада.
Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий
детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения
уровня подготовки ребенка к школе.
Занятия рисованием, лепкой,
аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение
результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и
навыки, необходимые в учебной деятельности.
Целенаправленная организация изобразительной деятельности способна
оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших
дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:
развитие мелкой моторики рук
умение работать по образцу
способность концентрировать свое внимание на важном
умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих
случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге
следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и
рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка
лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку -
большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без
напряжения).
В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом
каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках,
пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения
1
букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения
движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения
задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в
различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при
этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги,
но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в
письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий
для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое
сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду
создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание
детей к поставленной задаче,
стимулируют мышление, воображение,
фантазию.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее
важно,
мощным
средством,
повышающим
работоспособность
коры
головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки,
силуэтных штриховок.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с
нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки
ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и
поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения
задания не переворачивается.
Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками.
Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение
не изменяется.
2
Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный
рисунок.
Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
вертикальные (сверху вниз)
горизонтальные (слева направо)
Наклонные
«клубочками» (круговые движения руки)
полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки
вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка
выполнения их размер уменьшается.
В рамках подготовки к школьному обучения моим воспитанникам очень
нравятся графические диктанты. Графические диктанты очень полезны для
детей. Особенно они хороши для подготовки ребёнка к началу обучения в
школе. Такого мнения придерживаются и детские психологи, и воспитатели
детских садов, и сами преподаватели. Регулярные занятия рисованием по
клеточкам способствуют развитию у воспитанников многих качеств и
навыков. Если говорить коротко, то графические диктанты помогают:
развитию пространственного воображения и логического мышления;
тренировке памяти, внимания и наблюдательности;
выработке усидчивости и аккуратности;
развитию мелкой моторики пальцев рук;
улучшению координации движений;
развитию глазомера;
подготовке определённых участков коры головного мозга и рук к
освоению письма.
Помимо этого ребенок учится ориентироваться в пространстве и
сосредотачиваться на определённом объекте. Ну, а разгадывая в процессе
занятий загадки, повторяя скороговорки или вспоминая стихи, малыш
параллельно и совершенно естественным образом развивает память, речь,
увеличивает словарный запас и просто расширяет кругозор.
3
После подборки графических диктантов приступайте к подготовке.
Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную
работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно
подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо
направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в
первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где
правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и
бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все
графические диктанты.
Чтобы
приучить ребёнка к школьной тетради, подготовьте графические
диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка.
И так: перед вами лежит задание
графического
диктанта,
карандаш. Перед ребёнком листок
в клетку или тетрадь, ластик и
простой карандаш. На листе у
ребёнка, с вашей помощью или
без неё, изображена в указанном
месте, точка отсчёта. Объясните,
что
с
этой
точки
начинают
рисовать линии (вправо, влево,
вниз и вверх), в том направлении
и
с
тем
количеством
клеток,
которое
вы
назовёте.
Теперь
приступайте,
возле
названного
задания, а они указаны в строчку,
ставьте точку карандашом, чтобы
не забыть на чём вы закончили
диктовку, не запутать ребёнка и,
конечно же, себя. Следите за тем,
что
делает
ребёнок.
Подсказывайте,
если
малыш
путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться,
количество клеток.
4
Обводилки
Задания и упражнения из раздела
«Обводилки» в нескучной форме
помогут ребенку подготовить руку к
письму. Очень важно тренировать
мелкую моторику, умение правильно
держать карандаш, способность
вписывать фигуры в ограниченное
пространство, рисовать точно по
линиям, не выходя за контуры. Для
выполнения заданий Вам необходим
принтер и 20 минут времени
каждый день!
Штриховки
Штриховка — это проведение
параллельных линий, не выходящих
за контур фигур. Существуют
различные виды штриховки:
горизонтальная, вертикальная, по
диагонали, волнистыми, ломаными
линиями и т. д. Важно следить за
тем, чтобы штриховые линии были
параллельны и не выходили за
контур рисунка. Штриховку
рисунков горизонтальными,
вертикальными и наклонными
линиями можно выполнять в разных
направлениях: справа налево и слева
направо, сверху вниз и снизу вверх.
Выполняя штриховку, ребёнок учится проводить линии, не отрывая руки от
листка. Этот навык очень пригодится при обучении письму.
Первые прописи
Ребенок дошкольного возраста должок ориентироваться на листе бумаги в
линейку. Это один из показателей готовности ребенка к овладению навыком
письма и развития мелкой моторики и координации движений руки. На
начальном этапе предложите ребенку рисовать и писать на широких
5
линейках, а затем можно перейти к
прописыванию на более узких.
Следите за тем, чтобы ребенок не
выходил за пределы строчек.
Косая разлиновка листа поможет
малышу научиться писать с
правильным наклоном.
Занятия совсем не скучные,
поэтому дети занимаются с
удовольствием и в игровой форме
осваивают очень ценные навыки.
Изобразительная
деятельность
позволяет решить многие задачи
обучения и воспитания, но так как
процесс работы в детских садах по
данному
направлению
построен
крайне неэффективно, это мешает
формированию
необходимых
навыков
самообслуживания,
развитию практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.
Очень важно помнить, что развитие тонкой моторики стимулирует развитие
интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими
упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться
писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.
Послушный карандаш.
Упражнения.
Упражнения и задания из цикла
«Послушный
карандаш»
для
тренировки
моторики
и
подготовки
руки
ребенка
к
письму.
6
Литература
1.
Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях
по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с.
2.
Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. 262с.
3.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших
дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 12-13.
4.
Варкки Н., Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное
воспитание. 2003. № 6. С. 57-59.
5.
Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – М., 2004.
326с. .
6.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.,
2002. 134с.
7.Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1993. 316с.
8. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное
воспитание. 2004. № 2. С. 48-52.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1980. 422с.
10. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5 – 7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2001. 234с.
11. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления //
Дошкольное воспитание. 1997. № 4. С. 23-25.
12. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму.
Методическое пособие, – СПб.,1999. 318с.
13. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе / Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб, 1999. 277с.
7
8