Напоминание

«Руководство дидактическими играми по ознакомлению старших дошкольников с общественно установленными сенсорными эталонами в практике работы воспитателя ДОУ»


Автор: Масликова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125
Населённый пункт: г.Новокузнецк , Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Руководство дидактическими играми по ознакомлению старших дошкольников с общественно установленными сенсорными эталонами в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Руководство дидактическими играми по ознакомлению старших

дошкольников с общественно установленными сенсорными эталонами

в практике работы воспитателя ДОУ»

Масликова Юлия Александровна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно

переоценить.

Именно

этот

возраст

наиболее

благоприятен

для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение

полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон

дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других

свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью,

скульптурой.

Малыша

окружает

природа

со

всеми

ее

сенсорными

признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок,

даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все

это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического

руководства

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию,

совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление

со

свойствами

предметов

составляет

основное

содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так

как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для

формирования

зрительных

представлений

о

предметах

и

явлениях

действительности.

Правильное

восприятие

формы,

величины,

цвета

необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от

него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой

деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового

восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь

составной

частью

работы

по

развитию

речи,

обучению

грамоте

и

музыкальному воспитанию дошкольников.

Специально

организованные

дидактические

игры

-

хорошее

дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными

представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами:

геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с

рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими

игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки,

башенки, шары, кубики.

В

содержании

дидактических

игрушек

выражены

особенности

природы, быта, того ли иного народа, национального характера.

Виды дидактических игр:

Игры - забавы.

Настольно - печатные.

Словесные.

Музыкальные.

Обязательным элементом дидактических игр является:

Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игр.

Классификация игр (С.Л. Новоселова):

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх

основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и

анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

углубление и обобщение знаний; развитие сенсорных способностей;

активизация психических процессов (память, внимание, мышление,

речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям

воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе

организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и

других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим; определение количества играющих;

подготовка необходимого материала для выбранной игры;

подготовка к игре самого воспитателя (он должен изучить и осмыслить

весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка

к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и

явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой

задачи).

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет

использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе

которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает

внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на

чёткое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра

не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят

подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра.

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется

возрастом детей, уровнем их подготовки, ложностью дидактической задачи,

игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих

(советом, вопросом, напоминанием).

Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве

ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её

эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в

самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов

воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через

преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и

обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также

интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её

подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в

достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс

проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в

поведении

и

характере

детей

и,

значит,

правильно

организовать

индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры

в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать

её новым материалом в последующей работе.

Успешное

руководство

дидактическими

играми,

прежде

всего,

предусматривает отбор и продумывание их программного содержания,

чёткое

определение

задач,

определение

места

и

роли

в

целостном

воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами

обучения.

Оно должно быть направлено на развитие и поощрение

познавательной

активности,

самостоятельности

и

инициативы

детей,

применение

ими

разных

способов

решения

игровых

задач,

должно

обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность

прийти на помощь товарищам.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой

деятельности у

более

старших детей

(4-6лет) достигается

тем,

что

воспитатель

ставит

перед

ними

усложняющиеся

задачи,

не

спешит

подсказывать

игровые

действия.

Игровая

деятельность

дошкольников

становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение

результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников

руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось

соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они

переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения

поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по

содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но,

используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и

развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие

обучения на занятиях и в дидактической игре.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное

сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с

игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности

относятся:

1)

предметы,

которыми

играют

дети

и

которые

составляют

материальный центр игры;

2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо

выделяющие

назначение,

основные

признаки

предметов,

свойства

материалов;

3)

наглядный

показ,

пояснение

словами

игровых

действий

и

выполнение игровых правил.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет

внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт.

Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению

разнообразными

формами

обучения,

способствует

совершенствованию

игровых действий.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного

расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми

инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах

установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время,

прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость

описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и

выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её

продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая

игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых

детям игр и создаёт новые - полезные и увлекательные.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а

возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться

результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством

активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность

дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и

являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в

игровой форме.

Таким образом, соединение в дидактических играх обучающей задачи,

наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более

планомерно использовать эти игры для развития и воспитания детей.

Рассмотрим подробно некоторые дидактические игры.

Игра «Сложи узор» (Б. Никитин)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика

окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и

даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры

напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят

давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида

заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из

кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок

узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры

из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую

работу.

Используя разное число кубиков и разные не только по цвету, но и по

форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять

сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, с целью развития

внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с

уровнем их умений и навыков. Командам дается задания разной сложности.

Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур

(работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур.

Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о

порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в

преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя

отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети

анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении

конструктивного замысла. К каждому занятию готовится новая интересная

таблица. Задание такого характера:

Назовите самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Развивают детей в нескольких направлениях:

вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их

положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает

умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость

руки», умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на

глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок

размером 100Х100 мм, толщиною 1,5 - 2 мм. В центре каждой из них

вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы

и размера, но другого цвета.

Набор состоит из следующих фигур:

Круг (диаметр - 50 мм).

Квадрат (сторона - 40 мм).

Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).7. Трапеция

(основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой

угол).

Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два

противоположных угла - 90 градусов).

Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

«Найди вкладыши к рамкам и вставь их»

Цель - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно

закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же

формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного

совмещения.

« Обведи контур фигуры»

Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по

вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно -

звездочку. Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного

труднее, чем рамки. Карандаш легко «отъезжает» от вкладыша, а на углах

фигуры особенно. Получаются «хвостики», которые портят сразу вид

контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по

вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но,

чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его

делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую

ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко

упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат

доберется до конца?

«Раскрась фигуру цветным карандашом»

Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После

того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу,

ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная

трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур,

водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный

«секрет», узнав который малыш станет делать контур с четкими границами.

Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи

самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур

становится широким, в 3 - 4 мм, и тогда внутреннюю часть можно

закрашивать уже смело.

« Сделай фигуру с двойным контуром»

Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например:

эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный

контур (просвет - 2 - 3 мм).

«Сделай орнамент из фигур»

Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно

делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным

контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их

частично друг на друга, или располагая отдельно. Здесь широкий простор для

фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать

несколько образцов.

«Узнай фигуру на ощупь»

Ребенку завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой

рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру

и говорит, как она называется.

Правильно! - одобрительно встречают «зрячие» узнавание фигуры, и

малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным,

печальным тоном говорят «налево», и ребенок кладет ее слева.

«Вставь вкладыши в рамки на ощупь»

Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно

после того, как дети узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е

задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур,

сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь

может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на

земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем

животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с

завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз

можно дать только 1 -- 3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их

число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

«Разложи рамки и вкладыши по сортам»

Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям,

которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники,

шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре.

Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд -

четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т. д.

Это

задание

на

классификацию

фигур

дает

представление

о

возможности

такого

подхода,

о

выделении

такого

признака

для

классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов,

очень разных фигур.

Предложенные игры и упражнения М. Монтессори, Б.П. Никитина,

А.И. Сорокиной , используемые в работе с детьми позволили мне добились

положительной динамики в формировании сенсорной культуры у старших

дошкольников.

Воспитательно - образовательное содержание таких игр формируется в

виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а

реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и

правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка.

Дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной

целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Список литературы

1.

Божович Л.И. Этапы формирования личностного опыта//Вопросы

психологии, №4, 1978.- 214 c.

2. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.-199 c.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры

ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -232c.

4.Муханова К. ,Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников//Дошкольное

воспитание, №4, 1994.-275c.

5.Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981. - 72с

6.Сенсорное воспитание в детском саду/Под. Ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н.

Аванесовой, 2-е изд. - М.,1981.-214с.

7.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы):

пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

8.Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития

и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания

в детском саду. М., 1965, с. 7.

9.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.-276с.



В раздел образования