Напоминание

"Основные аспекты становления профессиональных качеств выпускника"


Автор: Прилепко Лариса Петровна
Должность: Преподаватель ветеринарных дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: город Бирюч Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные аспекты становления профессиональных качеств выпускника"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Основные аспекты становления профессиональных качеств

выпускника

Прилепко Л.П.,

ОГАПОУ «Бирючанский техникум»

г. Бирюч, Белгородская область

В современном обществе растут и ужесточаются требования к

профессиональной подготовке специалистов.

Перед каждым работодателем стоит задача найти специалиста,

который действительно способен справляться с порученной ему работой.

Такому сотруднику недостаточно обладать необходимым

образованием и исполнять должностные инструкции – он должен уметь

справляться с возможными внештатными ситуациями, уметь расположить к

себе людей или быть способным пойти на риск.

Сегодня к выпускникам профессиональных образовательных

учреждений общество предъявляет достаточно серьёзные требования

- обязательное освоение общих и профессиональных компетенций.

Выпускник должен:

- обладать большим багажом знаний;

- применять на практике полученные знания для решения разнообразных

проблем;

-

работать

с

различной

информацией,

анализировать,

обобщать,

аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении

проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,

гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Основная цель профессионального образования – подготовка

квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля,

конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего

своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности,

готового

к

постоянному

профессиональному

росту

и

социальной

мобильности.

Педагогическая практика подтверждает, что профессионально

значимые качества можно развивать. Необходимо создавать такие условия,

чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а

личность - из состояния развития в фазу творческого саморазвития.

Следовательно, формировать профессионально значимые качества

необходимо еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной

деятельности в техникуме. Анализ образовательного процесса в различных

техникумах страны даёт основание утверждать, что за сравнительно короткие

сроки своего существования в них накопился ряд существенных недостатков,

которые,

наряду

с

факторами

социально-экономического

характера

негативно отражаются на формировании личностных и профессиональных

качеств студентов, востребованных на рынке труда:

Формирование профессионально-важных качеств. В.А. Бодров, С.Г.

Вершловский, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.

подчеркивают,

что

профессиональное

становление

человека

-

это

длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы).

Несмотря на расхождение в их названиях, количестве, возрастных

границах, все исследователи выделяют:

1) Стадию подготовки к выбору профессии;

2) Стадию профессиональной подготовки;

3) Стадию профессиональной деятельности.

Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от

успешного похождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится

стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное

становление студента, формируются профессионально важные качества,

необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие

своей личности средствами профессионального обучения и т.д. Данная

стадия относится как раз ко времени обучения в учебном заведении.

А.Б. Каганов представляет профессиональное становление студентов в

виде последовательного прохождения трех этапов

- переходного (1-2 семестр);

накопительного (2-4 семестр);

определяющего (4-8 семестр).

Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится

специалистом[2,3].

Таким образом, в процессе освоения деятельности параллельно идут и

развитие значимых качеств и студента и формирование его индивидуального

стиля работы. В результате очень разные по личным качествам студенты

могут

с

равным

успехом

заниматься

одним

и

тем

же

видом

профессиональной деятельности.

Многие профессионально важные качества формируются в процессе

обучения в высшей школе с помощью различных методов обучения: деловые

игры, решение ситуационных задач, мозговой штурм, методы проектов и т.п.

Решающую роль в формировании у студентов профессиональных качеств

играет выполнение ими специальных заданий, отражающих требование

модели и профессиограммы.

Студенты овладевают теоретическими знаниями и практическими

навыками по итогам освоения профессионального модуля и прохождения

производственной практики на предприятиях области. Результатом освоения

профессионального модуля является сдача экзамена, а по результатам

практик

студенты

сдают

квалификационный

экзамен

по

освоенным

профессиональным и общим компетенциям.

У студентов возникают трудности, связанные с нехваткой знаний для

выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией в среде

опытных

специалистов

на

этапе

освоения

компетенций.

Перед

преподавателем стоит задача не только подготовить студентов теоретически

по

предложенным

компетенциям,

но

и

развить

социально

ориентированную

личность

каждого

обучающегося

для

полноценной

реализации его потенциала.

Для эффективного формирования профессиональных

компетентностей мы внедряем в практику современные образовательные

технологии,

активирующие

учебный

процесс.

Эти

технологии

носят

самостоятельный характер или являются частью традиционных технологий

обучения,

тренингов,

деловых

игр.

Преподаватели

нашего

учебного

заведения строят обучение в соответствии со следующими принципами:

приобретение

теоретических

знаний,

развитие

практических

умений,

формирование необходимого в профессиональных ситуациях адекватного

поведения.

В компетентностном подходе также большое внимание уделяется

самостоятельной работе, которая включает выполнение домашних заданий,

подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной

литературы.

Таким

образом,

рост

профессиональной

компетенции

предлагает, кроме выполнения указаний преподавателя, и самостоятельный

поиск наиболее эффективных способов обучения.

Одной из особенностей образования в системе СПО является

практико-ориентированное

пространство.

Учебные

практики

играют

огромную роль для реализации практико-ориентированного подхода и

формирования компетенций, направлены на формирование у студентов

практических профессиональных умений, приобретение первоначального

практического

опыта

и

последующего

освоения

ими

общих

и

профессиональных компетенций по избранной специальности.

Задачами практики являются:

- закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и

навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;

- освоение общих и профессиональных компетенций, необходимых для

будущей профессиональной деятельности;

- осознание мотивов и ценностей в избранной профессии;

-

ознакомление

и

усвоение

методологии

и

технологии

решения

профессиональных задач (проблем);

- овладение профессионально-практическими умениями, производственными

навыками передовыми методами труда.

Таким образом, компетентностный подход в подготовке

квалифицированных специалистов в системе СПО в современных реалиях –

это реакция профессионального образования на изменившиеся социально –

экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной

экономикой.

Список литературы:

1.Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. / В.А. Бодров. –

Москва: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

2.Буланова-Топоркова, М. Педагогика и психология высшей школы: Учебное

пособие. / М. Буланова-Топоркова - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

3.Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. / М.И. Дьяченко, Л.А.

Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с.



В раздел образования