Автор: Прилепко Лариса Петровна
Должность: Преподаватель ветеринарных дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: город Бирюч Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные аспекты становления профессиональных качеств выпускника"
Раздел: среднее профессиональное
Основные аспекты становления профессиональных качеств
выпускника
Прилепко Л.П.,
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
г. Бирюч, Белгородская область
В современном обществе растут и ужесточаются требования к
профессиональной подготовке специалистов.
Перед каждым работодателем стоит задача найти специалиста,
который действительно способен справляться с порученной ему работой.
Такому сотруднику недостаточно обладать необходимым
образованием и исполнять должностные инструкции – он должен уметь
справляться с возможными внештатными ситуациями, уметь расположить к
себе людей или быть способным пойти на риск.
Сегодня к выпускникам профессиональных образовательных
учреждений общество предъявляет достаточно серьёзные требования
- обязательное освоение общих и профессиональных компетенций.
Выпускник должен:
- обладать большим багажом знаний;
- применять на практике полученные знания для решения разнообразных
проблем;
-
работать
с
различной
информацией,
анализировать,
обобщать,
аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении
проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,
гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Основная цель профессионального образования – подготовка
квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего
своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности,
готового
к
постоянному
профессиональному
росту
и
социальной
мобильности.
Педагогическая практика подтверждает, что профессионально
значимые качества можно развивать. Необходимо создавать такие условия,
чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а
личность - из состояния развития в фазу творческого саморазвития.
Следовательно, формировать профессионально значимые качества
необходимо еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной
деятельности в техникуме. Анализ образовательного процесса в различных
техникумах страны даёт основание утверждать, что за сравнительно короткие
сроки своего существования в них накопился ряд существенных недостатков,
которые,
наряду
с
факторами
социально-экономического
характера
негативно отражаются на формировании личностных и профессиональных
качеств студентов, востребованных на рынке труда:
Формирование профессионально-важных качеств. В.А. Бодров, С.Г.
Вершловский, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.
подчеркивают,
что
профессиональное
становление
человека
-
это
длительный и динамичный процесс, имеющий определенные стадии (этапы).
Несмотря на расхождение в их названиях, количестве, возрастных
границах, все исследователи выделяют:
1) Стадию подготовки к выбору профессии;
2) Стадию профессиональной подготовки;
3) Стадию профессиональной деятельности.
Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от
успешного похождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится
стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное
становление студента, формируются профессионально важные качества,
необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие
своей личности средствами профессионального обучения и т.д. Данная
стадия относится как раз ко времени обучения в учебном заведении.
А.Б. Каганов представляет профессиональное становление студентов в
виде последовательного прохождения трех этапов
- переходного (1-2 семестр);
накопительного (2-4 семестр);
определяющего (4-8 семестр).
Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится
специалистом[2,3].
Таким образом, в процессе освоения деятельности параллельно идут и
развитие значимых качеств и студента и формирование его индивидуального
стиля работы. В результате очень разные по личным качествам студенты
могут
с
равным
успехом
заниматься
одним
и
тем
же
видом
профессиональной деятельности.
Многие профессионально важные качества формируются в процессе
обучения в высшей школе с помощью различных методов обучения: деловые
игры, решение ситуационных задач, мозговой штурм, методы проектов и т.п.
Решающую роль в формировании у студентов профессиональных качеств
играет выполнение ими специальных заданий, отражающих требование
модели и профессиограммы.
Студенты овладевают теоретическими знаниями и практическими
навыками по итогам освоения профессионального модуля и прохождения
производственной практики на предприятиях области. Результатом освоения
профессионального модуля является сдача экзамена, а по результатам
практик
студенты
сдают
квалификационный
экзамен
по
освоенным
профессиональным и общим компетенциям.
У студентов возникают трудности, связанные с нехваткой знаний для
выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией в среде
опытных
специалистов
на
этапе
освоения
компетенций.
Перед
преподавателем стоит задача не только подготовить студентов теоретически
по
предложенным
компетенциям,
но
и
развить
социально
–
ориентированную
личность
каждого
обучающегося
для
полноценной
реализации его потенциала.
Для эффективного формирования профессиональных
компетентностей мы внедряем в практику современные образовательные
технологии,
активирующие
учебный
процесс.
Эти
технологии
носят
самостоятельный характер или являются частью традиционных технологий
обучения,
тренингов,
деловых
игр.
Преподаватели
нашего
учебного
заведения строят обучение в соответствии со следующими принципами:
приобретение
теоретических
знаний,
развитие
практических
умений,
формирование необходимого в профессиональных ситуациях адекватного
поведения.
В компетентностном подходе также большое внимание уделяется
самостоятельной работе, которая включает выполнение домашних заданий,
подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной
литературы.
Таким
образом,
рост
профессиональной
компетенции
предлагает, кроме выполнения указаний преподавателя, и самостоятельный
поиск наиболее эффективных способов обучения.
Одной из особенностей образования в системе СПО является
практико-ориентированное
пространство.
Учебные
практики
играют
огромную роль для реализации практико-ориентированного подхода и
формирования компетенций, направлены на формирование у студентов
практических профессиональных умений, приобретение первоначального
практического
опыта
и
последующего
освоения
ими
общих
и
профессиональных компетенций по избранной специальности.
Задачами практики являются:
- закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и
навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
- освоение общих и профессиональных компетенций, необходимых для
будущей профессиональной деятельности;
- осознание мотивов и ценностей в избранной профессии;
-
ознакомление
и
усвоение
методологии
и
технологии
решения
профессиональных задач (проблем);
- овладение профессионально-практическими умениями, производственными
навыками передовыми методами труда.
Таким образом, компетентностный подход в подготовке
квалифицированных специалистов в системе СПО в современных реалиях –
это реакция профессионального образования на изменившиеся социально –
экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной
экономикой.
Список литературы:
1.Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. / В.А. Бодров. –
Москва: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
2.Буланова-Топоркова, М. Педагогика и психология высшей школы: Учебное
пособие. / М. Буланова-Топоркова - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
3.Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. / М.И. Дьяченко, Л.А.
Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с.