Автор: Балашова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 141 г. Пензы "Маленькая страна"
Населённый пункт: город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии в формировании элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В современной жизни все большее значение приобретает проблема обучения
математике. Однако это не значит, что мы должны просто научить детей
считать
и
решать
арифметические
задачи.
Необходимо
развивать
способности нестандартно
мыслить,
открывать
в
окружающем
мире
свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами,
знаками и словами.
Это нужно не для того, чтобы дети стали гениальными математиками, а для
того, чтобы развивались их безграничные способности, чтобы в будущем они
смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Залогом
успеха в реализации этой задачи является создание организационно –
педагогических
условий
для
освоения
воспитанниками
элементарных
математических
представлений.
Одним
из
таких
условий
является
активизация познавательного интереса.
Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний.
Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в
том, что они быстро теряют интерес к самому предмету – математике.
Интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии по
формированию элементарных математических представлений должна быть
разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро
вызывает утомление. Процесс формирования элементарных математических
представлений у детей становится более эффективным и интересным, если
педагог использует инновационные технологии.
Игры, познавательный материал в рамках данных технологий я применяю и в
непосредственно образовательной деятельности, и в режимных моментах,
делая основной упор на парциальную образовательную программу под
редакцией Е.Ф.Купецковой.
В своей возрастной группе в формировании элементарных математических
представлений использую следующие инновационные технологии:
технология ТРИЗ;
блоки Дьенеша;
кубики Никитина;
палочки Кюизенера;
развивающие головоломки.
Сущность технологии ТРИЗ в том, что новая информация даётся в виде
проблемных и изобретательских задач и ситуаций.
Наибольший эффект
достигается, если проблемные вопросы задаются от лица игрушки, с ней
проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает
свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается,
запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей
существенно увеличивает активность и заинтересованность.
В своей работе использую различные игры по технологии ТРИЗ.
Игра «Теремок» учит детей выделять главные признаки объекта. В ходе
игры хозяин теремка впускает к себе жильца в том случае, когда ему
называют сходства или различия тех или иных объектов.
Игра «Раз, два, три… ко мне беги!»: дети располагаются у противоположной
стены от ведущего. У детей – карточки с предметными картинками. После
слов ведущего: «Раз, два, три, у кого есть… (треугольная форма…зелёный
цвет…и т.д.) ко мне беги!» Дети подбегают к ведущему со своими
карточками и объясняют причину выбора.
Игра «Да – нет»: суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Одна
команда загадывает – другая отгадывает. Загадать можно геометрическую
фигуру, число и т.д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на
которые могут быть слова «да» и «нет».
В игре «Раньше – позже» закрепляется знание дней недели.
Логические блоки Дьенеша помогают в изучении основных свойств
геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве
геометрическим отношениям.
Например, игра «Волшебный мешочек»: все фигурки складываются в мешок.
Ребенка просят достать первую попавшуюся фигуру из мешочка, не
подглядывая, назвать ее и описать по нескольким свойствам - по размеру и
толщине.
Игра «Разгадай шифр»: детям показывают карточку и предлагают найти все
такие же блоки, назвать их. Например, на карточке обозначен синий цвет,
значит нужно найти все синие фигуры, если ребенку показывают жёлтое
пятно и маленький дом, нужно отложить желтую, маленькую фигуру.
Игры «Подбери пару», «Найди себе пару»: предложить детям найти пару
каждой фигуре, например, по размеру: большой круг встает в пару с
большим квадратом, по толщине и т.д. и т.п.
Игра «Найди место»: предложить детям разложить на своих листках
геометрические фигуры по образцу. Воспитатель задает вопросы: Какая
геометрическая фигура находится в правом верхнем углу? Где расположен
красный треугольник? Сколько геометрических фигур на листе?
Игры
с
обручами.
Такие
игры
помогают
сформировать
начальное
представление о множествах. Берем два обруча – множества, пересекающие
друг друга. В один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые.
Задача детей – догадаться, что должно находиться в области пересечения.
Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера (например, все
толстые) или формы (например, все треугольники).
Использую игры Б. Никитина - кубики «Сложи узор», «Уникуб». Игра
«Уникуб» способствуют развитию произвольности (умения играть по
правилам
и
выполнять
инструкции),
наглядно-образного
мышления,
воображения, творческих способностей.
С помощью игры «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к
анализу и синтезу - этим важным мыслительным операциям, используемым
почти
во
всякой
интеллектуальной
деятельности,
и
способность
к
комбинированию, необходимую для конструкторской работы.
В работе с детьми использую палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера
позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между
ними с помощью цвета и длинны. На занятиях применяю палочки как
раздаточный материал, знакомлю детей с составом числа из единиц. Дети
учатся составлять числовую лесенку, различать палочки по длине, с
помощью палочек измерять длину предметов. Дети осваивают умение
соотносить цвет и число. Для этого в каждой игре - упражнении закрепляется
название цветов и числовые обозначения.
Например, игра «Цветные коврики»: воспитатель выкладывает длинную
палочку и предлагает детям сделать коврик из разных по цвету и размеру
палочек, таким образом, чтобы длина каждого ряда была равна длине первой
палочки.
В игре «Автомобили» закрепляется знание состава чисел из единиц. В
длинные палочки – «автомобили» дети сажают «пассажиров» – белые
палочки – единицы. Затем считают, сколько пассажиров умещается в
автомобиль.
Особое место среди математических развлечений занимают развивающие
головоломки
«Танграм»,
«Монгольская
игра»,
«Волшебный
круг»,
«Колумбово яйцо», «Пентамино». Наборы фигур при этом подбираются не
произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным
образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает
результат — составить увиденное по образцу или задуманное. Они
включаются в активную практическую деятельность по подбору способа
расположения фигур с целью создания силуэта.
Развитие
познавательных
способностей
и
познавательного
интереса
дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития
ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка
познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его
обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому
интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше, что, конечно, самым положительным образом
скажется на его умственном развитии.
Список используемой литературы
Купецкова
Е.Ф.
Непрерывная
образовательная
деятельность
по
формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Парциальная образовательная программа – Пенза, 2018
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста. – М., 1994
Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников.
М., 1997.
Дидактическая игра, как форма организации обучения в детском саду. – М.,
2000.
Ступеньки
творчества.
Место
игры
в
интеллектуальном
развитии
дошкольника: Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – М., 2006.
Новосёлов С.А., Воронина Л.В.. Инновационная модель математического
образования
в
период
дошкольного
детства».
Ж.
«Педагогическое
образование», №3, 2009г.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ.-М., 2012.