Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: Томская обл.ЗАТО г.Северск, п.Самусь
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние воспитания на развитие личности ребенка».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Влияние воспитания на развитие личности ребенка».
К. Гельвецкий сказал: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее
народы». Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так- питание.
Пристава меняет его значение. Если каждая мать кормит, питает своего
ребенка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не
каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребенок,
конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но
воспитание питает душу, сердце ребенка, его сознание, способствуя лучших
человеческих качеств. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти
Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем
прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте
нечто опасное для общества. Сейчас мы видим опасное гораздо раньше - в
подростковом возрасте, а может еще и раньше. Без воспитания может
выжить чисто физический, а не «материальный» человек, а вот человек
духовный, полноценный, гармоничный…вряд ли.
Какова же истинная цель воспитания?
Немецкий философ Э.Кант считал: «В воспитании кроется великая тайна
усовершенствования человеческой природы.
Раньше об этом говорил Демокрит: «Природа и воспитание подобны. Именно
воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую
природу».
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача
всей жизни человека- стремиться к чему- то более совершенному и
прекрасному и в этом стремлении становиться более совершенным
человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все
гуманистические, философские системы и все великие педагогические
доктрины. И именно воспитание этому служит.
В век только материального лучшие духовно- нравственные качества
человека, воспитанные с детства, кому то могут показаться не только
ненужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных
благ. Следу подобным взглядам и убеждениям, мы можем постепенно
скатиться..Страшно представить куда.
Давно известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром.
И потому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них
человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан
стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими
ребенка.
Л.Н.Толстой писал: «Воспитание детей есть только самосовершенствование,
которому ничто не помогает столько как дети…Нет проблемы воспитания,
есть проблема самовоспитания».
Сухомлинский писал: «воспитание не сумма мероприятий и приемов, а
мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Воспитать без определенных приемов и продуманных мероприятий нельзя,
но без душевного контакта с ребенком, без передачи от сердца к сердцу
энергии души все эти мероприятия становятся мертвыми и бесплодными.
Воспитание- дело дошкольное в первую очередь, и, подняв его на более
высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы компенсировать и
заполнить опасный пробел.
Н.Пирогов говорил: «Воспитание должно идти впереди образования». Это
важно, потому что образование не может компенсировать недостаток
воспитания. Не воспитанный в добре, любви, красоте человек не может
распорядиться своим образованием по- мудрому и это мы постоянно видим в
жизни.
Если в царской России, а затем в годы советской власти о воспитании
говорили достаточно много и удели ему большое место в жизни народа, то в
90 годы XX век эта тема стала нивелироваться. И это опасно для общества.
Из общества, семьи, детских садов, школ стало уходить идея воспитания
более совершенного человека.
Воспитанием нельзя заниматься формально, механически. Чтобы
воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку,
быть живым соучастником этого процесса. Ведь воспитание- это не передача
информации для запоминания, а передача свои чувств, энергии сердцу
ребенка. Быть живым мостиком между миром прекрасного и детьми задача
непростая. Это требует напряжения духовных сил, самоотдачи, любви.
Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и
удобряется почва, а затем в нее сеют зерна. Все знают, что это время
пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании:
нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание детское
сознание лучшими зернами прекрасного и человечного, тогда можно и
ожидать хорошего человеческого урожая. Остается надеяться, что
воспитание, как одна из высших необходимостей человеческого бытия
сохранит себя. Воспитание как и все высшие и вечные общечеловеческие
ценности, бессмертно в своем значении и смысле. От нас зависит, на сколько
люди в это верят и служат этому.