Напоминание

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ


Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедулина Л.Г.,

заместитель заведующего

МБДОУ детский сад №41

г. Иркутска

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека,

формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и

характер.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время

стала

чрезвычайно

актуальной

в

связи

с

заметным

ухудшением

нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое

проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой

и социальной незрелости детей

Сегодня на ребёнка с самого рождения обрушивается огромный массив

СМИ: кино, теле-, радиопередачи, интернет - всё это скорее способствует

размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьёзно задуматься

над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания детей.

Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через

приобщение его к культурному наследию своего народа. Дошкольный

возраст - благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества

ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли,

мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы

жизни.

Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции

другого

человека,

для

которого

понятия

дружба,

справедливость,

сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо

более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в

общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые

ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.

Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. То, что обязана дать

малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. Наша задача - помочь

родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и

передаваться духовно-нравственные обычаи и ценности, созданные предками

и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании

детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное

пространство: семья и дошкольное учреждение. Воспитание, даваемое в

образовательном учреждении, не принесёт желаемых результатов, если

родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни,

прививаемые детям педагогами.

Ежегодно мы составляем социальный паспорт группы и с горечью

отмечаем, что увеличивается количество неблагополучных и неполных

семей.

Проведённые анкетирования, беседы с родителями, показали, что некоторая

часть родителей наших воспитанников не знают, что именно в дошкольном

возрасте происходят усвоение нравственных норм.

Для решения задач духовно-нравственной направленности,

мы

организуем и проводим следующие мероприятия: вечера вопросов и ответов,

родительские

клубы

«Школа

молодой

семьи»,

«Учимся

общаться»,

факультативные

занятия

совместно

с

родителями,

анкетирование

и

тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса

духовно-нравственного воспитания в семье, совместные с родителями

праздники, спектакли, именины детей, а также приобщение родителей к

участию в занятиях, мастер-классах, музыкальных гостиных

В этом направлении были реализованы педагогические проекты:

«Генеалогическое древо», «Семейные традиции», а в завершении проведено

занятие «Моя семья», «Космос». Активное участие в проектах приняли не

только родители, но и бабушки и дедушки. Дети с гордостью рассказывали о

своей семье, бережно относились к семейным фотографиям.

Поведение ребёнка и его отношение к окружающему миру во многом

зависит от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей,

характера общения и отношения между членами семьи.

Выставки совместного творчества родителей и детей: «Осенние

фантазии», «Мы за счастливую жизнь», «Весёлое Рождество», «Пасхальный

перезвон», «Не забудем их подвиг великий», «Папа, помоги» - сближают

поколения,

укрепляют

детско-родительские

отношения.

Кроме

того,

выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность,

внимание к родным и близким, уважение к труду.

Это и начало патриотического воспитания: любовь к Родине рождается из

чувства любви к родителям, своей семье. В решении этой педагогической

задачи помогают фотовыставки: «Герб моей семьи», «Дом для моей семьи»,

«Наши праздники».

Мы пытаемся донести до семей наших воспитанников следующее: что в

процессе воспитания ребёнка необходимо, прежде всего, обращать внимание

на самих себя, помня, что не столько нашим словам, сколько нашими делами

мы показываем пример и прививаем ему те или иные жизненные ориентиры.

Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не

только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным

ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к

близким.

Проводимая нами работа показала, что воспитание духовной личности

возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и

семьи.

Список литературы:

Статьи из периодического издания (журнала, газеты)

Володева,

А.

А.

Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

//

Педагогические науки. - 2014. - № 6 (69). - С. 27-29

Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой //

Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. 18-22 с.

Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство

формирования

социально-нравственного

поведения

детей

дошкольного

возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1. 16-19с

Книги одного автора

Буре

Р.

С.

Социально-нравственное

воспитание

дошкольников.

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012. – 76 с.

Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой //

Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. 18-22 с.

Книга двух авторов

Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство

формирования

социально-нравственного

поведения

детей

дошкольного

возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1. 16-19с



В раздел образования