Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Ахмедулина Л.Г.,
заместитель заведующего
МБДОУ детский сад №41
г. Иркутска
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека,
формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и
характер.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время
стала
чрезвычайно
актуальной
в
связи
с
заметным
ухудшением
нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое
проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой
и социальной незрелости детей
Сегодня на ребёнка с самого рождения обрушивается огромный массив
СМИ: кино, теле-, радиопередачи, интернет - всё это скорее способствует
размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьёзно задуматься
над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания детей.
Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через
приобщение его к культурному наследию своего народа. Дошкольный
возраст - благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества
ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли,
мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы
жизни.
Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции
другого
человека,
для
которого
понятия
дружба,
справедливость,
сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо
более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в
общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые
ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.
Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. То, что обязана дать
малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. Наша задача - помочь
родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и
передаваться духовно-нравственные обычаи и ценности, созданные предками
и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании
детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное
пространство: семья и дошкольное учреждение. Воспитание, даваемое в
образовательном учреждении, не принесёт желаемых результатов, если
родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни,
прививаемые детям педагогами.
Ежегодно мы составляем социальный паспорт группы и с горечью
отмечаем, что увеличивается количество неблагополучных и неполных
семей.
Проведённые анкетирования, беседы с родителями, показали, что некоторая
часть родителей наших воспитанников не знают, что именно в дошкольном
возрасте происходят усвоение нравственных норм.
Для решения задач духовно-нравственной направленности,
мы
организуем и проводим следующие мероприятия: вечера вопросов и ответов,
родительские
клубы
«Школа
молодой
семьи»,
«Учимся
общаться»,
факультативные
занятия
совместно
с
родителями,
анкетирование
и
тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса
духовно-нравственного воспитания в семье, совместные с родителями
праздники, спектакли, именины детей, а также приобщение родителей к
участию в занятиях, мастер-классах, музыкальных гостиных
В этом направлении были реализованы педагогические проекты:
«Генеалогическое древо», «Семейные традиции», а в завершении проведено
занятие «Моя семья», «Космос». Активное участие в проектах приняли не
только родители, но и бабушки и дедушки. Дети с гордостью рассказывали о
своей семье, бережно относились к семейным фотографиям.
Поведение ребёнка и его отношение к окружающему миру во многом
зависит от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей,
характера общения и отношения между членами семьи.
Выставки совместного творчества родителей и детей: «Осенние
фантазии», «Мы за счастливую жизнь», «Весёлое Рождество», «Пасхальный
перезвон», «Не забудем их подвиг великий», «Папа, помоги» - сближают
поколения,
укрепляют
детско-родительские
отношения.
Кроме
того,
выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность,
внимание к родным и близким, уважение к труду.
Это и начало патриотического воспитания: любовь к Родине рождается из
чувства любви к родителям, своей семье. В решении этой педагогической
задачи помогают фотовыставки: «Герб моей семьи», «Дом для моей семьи»,
«Наши праздники».
Мы пытаемся донести до семей наших воспитанников следующее: что в
процессе воспитания ребёнка необходимо, прежде всего, обращать внимание
на самих себя, помня, что не столько нашим словам, сколько нашими делами
мы показываем пример и прививаем ему те или иные жизненные ориентиры.
Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не
только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным
ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к
близким.
Проводимая нами работа показала, что воспитание духовной личности
возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и
семьи.
Список литературы:
Статьи из периодического издания (журнала, газеты)
Володева,
А.
А.
Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста
//
Педагогические науки. - 2014. - № 6 (69). - С. 27-29
Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой //
Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. 18-22 с.
Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство
формирования
социально-нравственного
поведения
детей
дошкольного
возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1. 16-19с
Книги одного автора
Буре
Р.
С.
Социально-нравственное
воспитание
дошкольников.
–
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012. – 76 с.
Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой //
Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. 18-22 с.
Книга двух авторов
Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство
формирования
социально-нравственного
поведения
детей
дошкольного
возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1. 16-19с