Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПУТЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ


Автор: Неустроева Ирина Анатольевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПУТЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Неустроева Ирина Анатольевна,

Заместитель заведующего МБДОУ ДС № 41,

г. Иркутск, Иркутская область

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К

ПРИРОДЕ ПУТЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ С

ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Аннотация: в статье представлен опыт работы, посвященный вопросам

экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: экологическое воспитание, окружающая среда, человек и

природа, экологическое поведение.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения

к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это

предполагает

соблюдение

нравственных

и

правовых

принципов

природопользования

и

пропаганду

идей

его

оптимизации,

активную

деятельность по изучению и охране природы своей местности. Экологически

образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные

действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя

вопрос об их правомерности.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и

природой, причем человек рассматривается как часть природы, он существует

внутри природы и неотделим от нее. Вместе с тем, эти связи проявляются и

в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может

быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение

воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).

На доступном с детьми дошкольного возраста уровне, мы рассматриваем

связи между неживой и живой природой, между различными компонентами

живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.

Через познание данных связей и отношений дети изучают окружающий мир и

в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует

развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Получая определенную систему знаний, дети также могут усвоить нормы и

правила экологического поведения в природе, как

через экологическое

просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и

правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия

экологического воспитания. Первое важнейшее условие – экологическое

воспитание детей должно проводиться в системе, с использованием местного

краеведческого материала.

Мы стараемся

активно вовлекать дошкольников в посильные для них

практические дела по охране местных природных ресурсов: это внутренние и

внешнее озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян, охрана и

подкормка птиц, и тому подобное.

В своей работе мы показываем детям картины жизни природы, города и

деревни с помощью технических средств (мультимедийные презентации,

компьютерные

игры

природоведческого

содержания),

также

показ

иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдений, экскурсий и

т.п.

Сравнение одних и тех же мест в разные времена года позволяет детям лучше

понять сезонные изменения в природе и жизни людей. сопоставление дикой

природы и природы города, наглядно демонстрирует уязвимость тех зон, где

человек чувствует себя полновластным хозяином.

Занятия с детьми мы проводим в форме диалога с каким-либо животным и

растением, рассказывающим о жизни своего сообщества и раскрывающим

основные законы природы: «Все связано со всем», «Все должно куда-то

деваться», «Ничто не дается даром», «Природа знает лучше».

Закреплению

полученных

знаний

способствует

последующая

работа

(проведение опытов, труд, конструирование, аппликация, лепка, рисование и

др.)

Таким

образом,

воспитание,

основанное

на

раскрытии

конкретных

экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения

в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями

каждого ребенка.

Из всего сказанного ранее следует, что воспитание, основанное на раскрытии

конкретных экологических связей, помогает детям усваивать правила и

нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут

голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными

убеждениями каждого ребенка.

Список литературы:

1.

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой – М.: Просвещение, 1991

2.

Захлебный А. Н. На экологической тропе – М.: Знание, 1986

3.

Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание

//Воспитание школьников. – 1985, №6

4.

Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном

детстве – М.,1995

5.

Суравегина И. Т. Методическая система экологического образования.

//Советская педагогика. – 1988, №9



В раздел образования