Автор: Неустроева Ирина Анатольевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПУТЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Раздел: дошкольное образование
Неустроева Ирина Анатольевна,
Заместитель заведующего МБДОУ ДС № 41,
г. Иркутск, Иркутская область
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К
ПРИРОДЕ ПУТЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ С
ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Аннотация: в статье представлен опыт работы, посвященный вопросам
экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: экологическое воспитание, окружающая среда, человек и
природа, экологическое поведение.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это
предполагает
соблюдение
нравственных
и
правовых
принципов
природопользования
и
пропаганду
идей
его
оптимизации,
активную
деятельность по изучению и охране природы своей местности. Экологически
образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные
действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя
вопрос об их правомерности.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и
природой, причем человек рассматривается как часть природы, он существует
внутри природы и неотделим от нее. Вместе с тем, эти связи проявляются и
в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может
быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение
воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
На доступном с детьми дошкольного возраста уровне, мы рассматриваем
связи между неживой и живой природой, между различными компонентами
живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.
Через познание данных связей и отношений дети изучают окружающий мир и
в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует
развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Получая определенную систему знаний, дети также могут усвоить нормы и
правила экологического поведения в природе, как
через экологическое
просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и
правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия
экологического воспитания. Первое важнейшее условие – экологическое
воспитание детей должно проводиться в системе, с использованием местного
краеведческого материала.
Мы стараемся
активно вовлекать дошкольников в посильные для них
практические дела по охране местных природных ресурсов: это внутренние и
внешнее озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян, охрана и
подкормка птиц, и тому подобное.
В своей работе мы показываем детям картины жизни природы, города и
деревни с помощью технических средств (мультимедийные презентации,
компьютерные
игры
природоведческого
содержания),
также
показ
иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдений, экскурсий и
т.п.
Сравнение одних и тех же мест в разные времена года позволяет детям лучше
понять сезонные изменения в природе и жизни людей. сопоставление дикой
природы и природы города, наглядно демонстрирует уязвимость тех зон, где
человек чувствует себя полновластным хозяином.
Занятия с детьми мы проводим в форме диалога с каким-либо животным и
растением, рассказывающим о жизни своего сообщества и раскрывающим
основные законы природы: «Все связано со всем», «Все должно куда-то
деваться», «Ничто не дается даром», «Природа знает лучше».
Закреплению
полученных
знаний
способствует
последующая
работа
(проведение опытов, труд, конструирование, аппликация, лепка, рисование и
др.)
Таким
образом,
воспитание,
основанное
на
раскрытии
конкретных
экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения
в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями
каждого ребенка.
Из всего сказанного ранее следует, что воспитание, основанное на раскрытии
конкретных экологических связей, помогает детям усваивать правила и
нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут
голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными
убеждениями каждого ребенка.
Список литературы:
1.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой – М.: Просвещение, 1991
2.
Захлебный А. Н. На экологической тропе – М.: Знание, 1986
3.
Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание
//Воспитание школьников. – 1985, №6
4.
Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном
детстве – М.,1995
5.
Суравегина И. Т. Методическая система экологического образования.
//Советская педагогика. – 1988, №9