Автор: Софонова Надежда Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование связной речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Формирование связной речи младших
школьников с интеллектуальными
нарушениями на уроках русского язык
а
Работу выполнила
Учитель начальных классов
Софонова Надежда Васильевна
пгт Кикнур
2021
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья пгт Кикнур»
развитие и уточнение словаря,
коррекция грамматического строя речи,
формирования фразовой речи,
коррекция связной речи.
Цель
Виды упражнений:
• придумывание предложений на тему;
• нахождение предложений в тексте;
• составление предложений из данных слов;
• восстановление нарушенного порядка слов в предложении;
• закончить предложение;
• подбор недостающих членов предложения;
• распространение предложения.
Работа над предложением
Цель задания:
•
Развивать
способности
учащихся
к
поиску
различных
вариантов словесного выражения;
• Формировать умение определять границу предложения по
смысловой законченности.
Образец задания:
На лесной поляне…
На лесной поляне растет земляника.
«Закончи предложение»
Цель задания:
-
Формировать
умение
располагать
слова
в
предложении
в
правильном порядке;
-
Развивать умение удерживать в памяти отдельные слова в
предложении,
устанавливать
логико-смысловые
и
грамматические связи между словами.
Образец задания:
«Летом, часто, в, ходили, рощу, дети».
Летом дети часто ходили в рощу.
«Восстановление деформированного
предложения»
Задача:
-
формирование
и
расширение
словарного
запаса
обучающихся.
- развитие и уточнение словаря.
Работа над расширением
словарного запаса
Вместо черточек вставь пропущенные буквы.
г_ р_ х
п_ н_ л
к_ р_нд_ ш
р_ б_ ч_ й
х_р_ш_й
в_г_н
Игра
«Из каких слов выпали гласные?»
Цели:
- закрепить понятие слог;
- деление слов на слоги.
Мо
Ма
Ме
Ко
Отгадай слово
Прочитай слова, меняя местами слоги.
камыш
ласка
нанасос
вес
кабан
нитка
«Собери слово»
Переставь местами буквы, согласно ряду чисел и
прочитай получившееся слово
Ряд чисел в порядке возрастания.
б л е и т к т с ю о м п ы л ц ё к о н
2 10 13 6 20 1 12 8 16 4 20 8 7 11 3 17 31 26 24
билет костюм цыпленок
«Расшифруй слово»
Выпишите из словаря слова на заданную тему.
-
Что
мы
отнесем
к
теме
«Птицы»,
«Овощи»,
«Одежда».
- Какие слова написаны в словаре.
- Как располагаются слова в словаре.
Работа со словарем
Найдите в каждой строке лишнее слово.
- Капуста, горох, тетрадь, огурец.
- Пенал, стакан, карандаш, тетрадь.
- Вагон, спасибо, билет, вокзал.
- Аптека, здоровье, минута, человек.
Лишнее слово
-
Составьте
предложения,
вставляя
пропущенные
буквы.
-
Озвучим животных, кто-какие звуки издает.
С__ бака мычит
К__рова чирикает
В__рона лает
В__робей каркает
Игра
«Кто как голос подаёт?»
Цели:
1. Расширять активный словарь.
2. Повторение слов-предметов, одушевленные и
неодушевленные.
Подбери слова. Поставь к ним вопросы.
1. Профессии людей: (кто?), ...
2. Птицы: ( ...?) ...
3. Деревья: ( ...?) ...
4. Дни недели: ( ...?) ...
5. Города: ( ...?) ...
6. Имена людей: ( ...?) ...
7. Цветы: ( ...?) ...
8. Домашние животные: ( ...?) ...
Подбери слова
Цель:
совершенствуется зрительное и слуховое восприятие;
развивается произвольное внимание;
развивается речь обучающихся;
формируется пассивный словарь, который с помощью
упражнений переводится в активный;
обогащается речь учащихся.
Работа с картиной
Спасибо за
внимание!