Напоминание

Роль финансовой грамотности в формировании личности конкурентоспособного выпускника


Автор: Котлярова Зоя Митрофановна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: Белгородская область, город Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: Роль финансовой грамотности в формировании личности конкурентоспособного выпускника
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Выступление на тему:

«Роль финансовой грамотности в формировании личности

конкурентоспособного выпускника»

Подготовила: Котлярова З.М., преподаватель

социально — экономических дисциплин

г. Бирюч, 2022

Сегодня необходимо создавать условия и инновационные механизмы развития

системы образования как основы формирования человеческого потенциала и

социального обновления региона. В новых условиях возрастает роль финансово-

экономической

грамотности

обучающихся,

важно

обеспечить

доступность,

эффективность,

практическую

направленность

финансово-

экономического

образования молодежи.

Мы должны оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным

экономическим

условиям

жизни

и

будущей

профессиональной

деятельности.

Усиление практической составляющей образовательного процесса в различных

учебных дисциплинах, повышение уровня финансовой грамотности и культуры

разумного потребления в молодежной среде является одной из важнейших задач.

Необходимость

подготовки

экономически

и

финансово

образованного

кадрового резерва для действующих предприятий, и формирования социальной базы

для

роста

численности

новых

предпринимательских

структур,

повышения

инновационной составляющей в структуре бизнеса требует реализации комплекса мер

по

отбору

и

социальному

продвижению

активных

обучающихся,

имеющих

способности к предпринимательской деятельности и финансовому анализу.

Возможность выявления этих способностей, знакомства с основами финансовой

грамотности, получения практических навыков в области хозяйственной деятельности

необходимо предоставить молодежи уже на этапе среднего профессионального

образования. Необходимо также прививать молодому человеку важнейшие навыки

финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг.

Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное

благополучие каждый, устраивает себе сам.

Однако отсутствие базовых знаний о правилах грамотного и безопасного

предпринимательского, инвестиционного, потребительского поведения, технологии

заимствования на финансовом рынке приводит к тому, что ряды разорившихся

предпринимателей, обманутых инвесторов и потребителей, ненадежных заемщиков

пополняются молодыми людьми.

В настоящее время финансовый сектор в России представляет собой одну из

наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой

грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно

пользуется.

Опрос,

проведенный

Национальным

агентством

финансовых

исследований, показал, что 35% россиян предпочитают хранить наличные сбережения

дома, 52% респондентов заявили, что услуги финансовых институтов для них сложны

и непонятны, и только 13% опрошенных готовы вкладывать свои деньги в

перспективные проекты.

Таким

образом,

финансовый

рынок

для

неподготовленного

человека

напоминает джунгли, в которых легко заблудиться и попасть в неприятную ситуацию.

Причина здесь в том, что представления населения о финансовых институтах

формировались стихийно, под воздействием, с одной стороны, заманчивой рекламы, с

другой - примеров мрачных эпизодов новейшей истории. Достаточно вспомнить

экономические катаклизмы: финансовые пирамиды, кризис 1998 года, банковский

кризис 2004 года. Конечно, сейчас уже не 90-е годы, когда почти все население страны

верило в силу финансовых пирамид. Однако, «обжегшись» один раз на МММ,

«Властилине» или дефолте, граждане боятся участвовать в финансовой жизни страны.

Говорят, что всему виной - доверчивость, но если бы проблема была только в

этом, тогда бы не росли невозвраты кредитов, и люди не продавали бы за бесценок

акции, доставшиеся им в процессе приватизации. То есть не только доверчивость, но и

финансовая безграмотность вредит каждому из нас.

Финансовая грамотность - необходимое условие Жизни в современном мире,

поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по

управлению собственными средствами, чем 10-15 лет назад, и такие понятия как

потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу

повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени явно недостаточно тех

финансовых знаний, которыми мы располагаем.

При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся - это завтрашние

активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем их

финансово

грамотными,

значит,

завтра

мы

получим

добросовестных

налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Формирование

нового

экономического

мышления

-

важная

задача

образования. Научив будущих молодых специалистов азам финансовой грамотности,

мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.

Внедрение чего-то нового - это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень

интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом обучающиеся будут

приобретать все новые и новые знания об окружающем их мире бизнеса и финансов.

Необходимо

использовать

деловые

игры,

которые

активизируют

не

только

познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволяет

обучающимся побывать в роли специалиста, потребителя и на «практике» увидеть

результаты собственной деятельности.

Основы финансовой грамотности направлены на достижение следующих целей:

-

актуализация дополнительного экономического образования обучающихся с

приоритетом практической, прикладной направленности образовательного

процесса;

-

повышение

социальной

адаптации

и

профессиональной

ориентации

обучающихся;

-

развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному

самоопределению и самореализации;

-

воспитание

ответственности

за

экономические

и

финансовые

решения;

уважения к труду и предпринимательской деятельности;

-

формирование опыта рационального экономического поведения; освоение

знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и

эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи изучения курса:

-

усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания

процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации

экономических данных и финансовой информации;

-

формирование

функциональной

финансовой

грамотности,

позволяющей

анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики,

вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать

возможные последствия принимаемых решений;

-

развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных

решений;

-

выработка

навыков

проведения

исследований

экономических

явлений

в

финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово экономической

информации,

прогнозирование

развития

явления

и

поведения

людей

в

финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их

критическим рассмотрением;

-

освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в

процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

-

формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать

информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли

информации в деятельности человека на финансовом рынке.

-

формирование

сетевого

взаимодействия

образовательного

учреждения

с

профессиональными

участниками

финансового

рынка,

представителями

регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в

настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества.

Сегодня перед нами стоит задача подготовить гражданина, способного-

интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого

общества;

личность,

способную

к

сотрудничеству

с

людьми

разнообразных

управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и

убеждений.

Результативностью

работы

по

формированию

финансовой

грамотности

обучающихся можно считать их возросший интерес к финансовой сфере и ее

прикладным аспектам, что выражается не только в повышении успеваемости, но и в

активном участии в мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады,

викторины).



В раздел образования