Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38–0
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игр и бесед"
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у
детей старшего дошкольного возраста в ходе игр и бесед.
Дошкольная образовательная организация, на современном этапе,
представляет собой сложную систему, компонентами которой являются
люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что
окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого
внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по
обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных
категорий сотрудников.
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от
руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и
нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за
безопасность доверенных нам детей.
Основная задача в работе ДОО – охрана жизни и здоровья детей,
ставит педагогов перед необходимостью систематизации работы по таким
направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОО, воспитанников
и их родителей безопасному поведению на игровых площадках, в помещениях
детского сада и дома.
Самое главное в работе педагога это сохранение
здоровья и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – важнейший период, формирования личности,
установок и поведенческих навыков. Определить, правильность поведения
человека в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее,
необходимо выделять правила поведения, которые дети должны выполнять,
так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Правила безопасного
поведения в различных ситуациях, следует разъяснять детям подробно, а
затем следить за их выполнением.
Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить
это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие
опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные
ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики.
Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды
такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную
активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по
ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы
дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка –
невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и
другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Для
развития
познавательной
активности
детей
важно,
чтобы
информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а
побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где
разложены разные дидактические игры «Добрые и плохие поступки», «Что
необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Верно не верно», «Собери
картинку» и др.
Художественная литература. Является одновременно источником
знаний и источником чувств. В группе присутствуют литературные
произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Произведения с разным содержанием: познавательные – Е. Хоринский
«Спичка-невеличка», И. Тверабукин; «Андрейкино дежурство», Б. Житков
«Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак
«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак
«Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов
«Телефон» и др.
К
одним
из
видов
деятельности
можно
отнести
игру
и
изобразительную деятельность.
Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования
окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы,
недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка
отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что
волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От
содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их
поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего
мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром,
действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.
Именно
в
искренности
переживаний
ребенка
и
заключена
сила
воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном
отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой
детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей
работе
я
использовала
словеснонаглядные,
настольно
–
печатные,
дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети
сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке,
конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на
отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через
слово, картинку и другие виды искусства.
Беседа в старшей группе на тему «Что такое безопасность, и что
делать в опасной ситуации»
Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения в
различных чрезвычайных ситуациях, а также с экстренными службами.
Задачи:
- знакомить детей с элементарными правилами поведения в опасной
ситуации на улице, дома, на дороге и в детском саду.
- формировать общественное сознание гражданской позиции о том,
что беспечность может привести к пожару, травме, угрозе жизни и здоровья
ребенка и окружающих.
- воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь, и в то же
время внимательность и осторожность.
- развивать быструю реакцию в чрезвычайных ситуациях, и умение
объективно оценивать качества людей.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без ног, а на гору
быстро ползет. (Огонь.) О чем эта загадка? (ответы детей) От чего
происходят
пожары?
(ответы
детей)
Можно
ли
пользоваться
электроприборами в отсутствии родителей? (ответы детей) Что еще ненужно
делать, чтобы не было пожара? (ответы детей)
Сегодня без огня не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда
забывают об осторожном обращении с ним, он становится опасным. Ребята,
не играйте и не шутите с огнем! Будьте осторожными.
Кто знает, что нужно делать, если пожар уже произошел? (ответы
детей)
Молодцы, многие из вас уже знают, что делать. Конечно, ни в коем
случае нельзя подходить к огню и тушить его самостоятельно. Необходимо
позвать на помощь взрослых, если их нет попробовать выбраться из
горящего здания и вызвать пожарных.
Опасности поджидают нас не только дома, но и на улице, в доге и в
детском саду. Будьте внимательны ребята!
Мы, знаем, что обычно взрослые заботятся о детях, любят и
оберегают их.
Но есть люди и злые. Человека со злыми мыслями, замышляющего
зло, называют злоумышленником. Какое зло может причинить такой человек
вам, вашей семье?
Такие люди могут претворяться добрыми, поэтому нужно быть
внимательными!
Никогда нельзя грубить незнакомцу. Хороший человек может
подумать, что ты грубый и невоспитанный ребенок. А если это злой человек,
то на грубость, он может толкнуть или ударить. Можно ли есть и пить то, что
предлагают тебе на улице незнакомцы? (Ответы детей) Конечно нет! С едой
тебе могут дать яд или снотворное средство. Будьте внимательны и
осторожны, ребята!
Незнакомец может постучаться к вам домой и обмануть, обидеть,
украсть у вас что ни будь. Поэтому никогда не открывайте двери никому
кроме родителей. Если кто - то продолжает сильно стучать в дверь, и
угрожает вам, куда вы можете позвонить? (Ответы детей) Правильно мы
должны позвонить родителям, если есть такая возможность, или в полицию.
А теперь дети представьте такую ситуацию, что вы или кто-то рядом,
поранился, получил травму или ему просто стало плохо. Кто может помочь в
этом случае? Куда мы можем позвонить? (Ответы детей)
Скоро мы с вами будем учиться пользоваться телефоном и научимся
правильно вызывать экстренные службы. Дети вы знаете, что означают слова
«экстренные службы». Экстренные – значит срочные, быстрые… к ним
относятся пожарные, полицейские и скорая помощь.
Беседа в средней группе на тему «Полезные номера телефона»
Цель:
познакомить детей с экстренными службами.
Задачи:
- расширять представления о работе экстренных служб, и напомнить
номера их телефонов;
- познакомить детей с содержанием информации при вызове по
телефону службы безопасности о создавшейся опасной ситуации.
Ход беседы:
Воспитатель:
мы знаем, что каждый день нас подстерегают
опасности. Надо быть внимательным, находчивым, чтобы не попасть в
опасную ситуацию. А если все-таки это случилось, то быстро и решительно
найти правильный выход и действовать. С некоторыми ситуация ми мы не
можем справляться самостоятельно, поэтому мы должны знать куда
обратится за помощью. Для помощи людям, находящимся в опасных
ситуациях, существуют специальные службы: пожарная охрана, полиция,
скорая медицинская помощь.
• пожарная охрана занимается профилактикой пожаров, спасением
людей и имущества при пожарах, тушением пожара, проведение аварийно-
спасательных работ.
• полиция обеспечивает порядок на улицах и в общественных местах
города, предупреждение и раскрытие преступлений, задержание и доставку в
отделение преступников.
•
скорая помощь
оказывает врачебную помощь больным или
пострадавшим и, доставляет их в больницу.
Без служб экстренной помощи нам было бы тяжело, т.к. у нас в
поселке живут много людей, которые могут оказаться в опасности. Телефоны
этих служб надо знать наизусть.
а) Что делать, если в квартире случился пожар?
Ну-ка, дети, подскажите, разобраться помогите,
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:
Раз, два, три, четыре - у кого пожар? (В квартире)
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил? (Утюг)
Красный отблеск побежал, кто со спичками? (Играл)
Пламя прыгнуло в траву. Кто из дома жег (листву)
Бросил кто в огонь при этом незнакомые (предметы)
Дым увидел - не зевай и пожарных (вызывай)
Помни каждый гражданин этот номер (01)
Давайте проиграем с вами вызов пожарной помощи (на экране
появляется номер 01) .
б) В квартиру настойчиво стучатся незнакомые люди и просят
впустить их в квартиру. Как поступить в этой ситуации?
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда «02» набрал и полицию позвал.
Не пройдет пяти минут, как воришку заберут.
в) Если кто-то заболел или поранился?
Если вдруг ты сильно захворал, простудился
Или ногу поломал –
В тот же миг по телефону набирай ты этот номер –
«Скорой помощи» - 03.
Есть еще номер для вызова экстренных служб – 112. Служба
работает круглосуточно. Звонок у всех операторов бесплатный даже при
отсутствии денег на счете телефона.
К полезным телефонам относятся также и телефоны ваших близких:
мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки. Это самые главные люди в
вашей жизни, они переживают за вас и должны в первую очередь знать о
том, что с вами происходит. Их телефоны (включая сотовые, домашние и
рабочие номера) лучше знать наизусть. Ведь мобильный, где они записаны,
можно потерять, а записную книжку, например, забыть дома. Между тем, в
экстремальной ситуации они могут понадобиться.
Физминутка:
Есть одно важное правило при телефонном разговоре, и сейчас вы
сами о нем догадаетесь.
Проводится игра «Испорченный телефон». Воспитатель предлагает
детям встать в шеренгу и шепотом передать друг другу одно и то же слово,
затем сравнить первое и последнее слова.
Воспитатель: Вы догадались, какое важное правило подсказала нам
игра «Испорченный телефон»: говорить по телефону надо четко и ясно,
чтобы вас правильно поняли.
Правила вызова служб безопасности.
- Но, что бы вызвать пожарную спасательную службу нужно знать не
только номер телефона, но что еще? – Полный домашний адрес (город,
улица, дом, квартира) и ситуация.
Для того чтобы диспетчер службы безопасности города мог быстро
понять причину вашего вызова и на основании этого действовать, вам
необходимо уметь правильно сообщать по телефону о создавшейся опасной
ситуации. Общие правила сообщения по телефону об опасной ситуации
такие:
Если вы просите о помощи по телефону, сообщите кратко:
- причину вызова;
- свои имя и фамилию;
- номер телефона и адрес;
Не вешайте трубку до конца разговора.
Сюжетно-ролевая игра:
В карточке описан случай, вы должны будете назвать номер телефона,
по
которому
нужно
вызвать
помощь
в
этом
случае.
- в дверь вашей квартиры ломятся незнакомые люди. Давайте проиграем с
вами вызов полиции.
- в вашей квартире возник пожар. Давайте проиграем ситуацию с
вызовом пожарной команды.
- у вас поднялась высокая температура. Давайте проиграем ситуацию
с вызовом скорой медицинской помощи.
Единый
номер
службы
спасения
в
России.
Для
быстрого
реагирования при возникновении ЧС на территории России организована
специальная служба, обеспечивающая оперативную помощь людям. Это
единая дежурно-диспетчерская служба, в которую входят: пожарная охрана,
полиция, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, служба
«Антитеррор» и«Служба реагирования в ЧС».
ЕДИНЫЙ НОМЕР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ В РОССИИ –
112. Основная задача службы «112» состоит в: приеме оператором
сообщения о происшествии, передаче этой информации в соответствующие
экстренные
службы
для
реагирования,
оказании
консультации
и
психологической помощи людям, попавшим в опасность и обеспечении
эффективного взаимодействия всех экстренных оперативных служб для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Работа службы КРУГЛОСУТОЧНАЯ. Звонок у всех операторов
сотовой связи БЕСПЛАТНЫЙ даже при отсутствии денег на счете телефона.
Закрепление пройденного материала
- какие службы готовы нам помочь в случае опасной ситуации?
- как правильно сообщить о необходимой вам помощи по телефону.
Сегодня мы говорили о экстренных службах, которые обеспечивают
нашу безопасность и учились правильно сообщать по телефону об опасной
ситуации в соответствующую службу.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Подбери правильную одежду»
Цель игры:
упражнять детей в умении называть и соотносить
назначение экстренной службы и ее форму одежды.
Ход игры: детям предлагаются 3 карточки с семью окошками и 18
карточек с предметами одежды. В первом, большом окне, изображен
работник службы экстренной помощи (полиции, скорой, пожарной). Дети
должны разместить в свободные окошки предметы одежды подходящие к
той или иной службе.
Дидактическая игра «Верно не верно»:
Цель: упражнять в установлении связей и закономерностей между
действиями и правилами безопасного поведения, развивать слуховое и
зрительное внимание, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель произносит утверждения о правилах поведения
в опасных ситуациях, а дети должны сказать, верно, данное утверждение, или
нет и почему.
o
Детям
нельзя
пользоваться
электрическими
приборами
в
отсутствии взрослых (верно)
o
Подходить к незнакомым людям на улице и разговаривать с ними
опасно (верно)
o
Подходить к открытым окнам можно (не верно)
o
Нельзя перебегать дорогу (верно)
o
Если случился пожар нужно звонить в полицию (не верно)
o
Если в дом влез вор нужно звонить в полицию (верно)
o
Детям можно без разрешения убегать из детского сада (не верно)
o
Дети должны играть на детской площадке не далеко от дома
(верно)
o
Если ты потерялся в незнакомом месте, то следует обратиться к
сотрудникам полиции (верно)
o
Когда кто-то сильно поранился, звонят в скорую помощь (верно)
o
Если потерялась игрушка, звонят в скорую помощь (не верно)
o
Экстренная служба это полиция, скорая помощь, пожарная МЧС.
По итогам игры, воспитатель поощряет детей за правильные ответы.
Дидактическая игра «Чей номер»
Цель: упражнять детей в умении называть и зрительно соотносить
назначение экстренной службы и ее номер телефона.
Ход игры: Детям предлагаются карточки А4 с изображением номеров
экстренной службы (пример: 01,02,03). Ребенок называет какой службе
принадлежит этот номер телефона.
Дидактическая игра «Угадай правило»
Цель:
упражнять
детей
в
умении
анализировать
ситуацию,
изображенную на сюжетной картинке и называть правило, соответствующее,
этой картинке.
Ход игры: в качестве картинок можно использовать рисунки детей.
Детям
предлагается
рассмотреть
картинку,
определить
что
на
ней
происходит и назвать правило безопасного поведения, которое по его
мнению отображено на этой картинке.