Напоминание

"Смысловое чтение на уроках английского языка"


Автор: Сулимова Анна Владимировны
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия №56"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Смысловое чтение на уроках английского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Смысловое чтение на уроках английского языка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения

важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться

учиться», что является основой способности к дальнейшему саморазвитию и

самообразованию. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими

универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Чтение - фундамент

всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Умения чтения в современном

информационном обществе носят «метапредметный характер», а смысловое чтение

направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. [1, с. 6].

На уроках английского языка работа с текстом занимает важное место. Текст является

основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной

форме. При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по

ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.

При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид

речевой деятельности, занимает ведущее место по своей важности и доступности, является

целевой доминантой при обучении иностранному языку. Это объясняется следующими

положениями:

сформированный навык чтения предоставляет большие возможности для своего

реального практического использования, так как печатные издания остаются по-

прежнему основным средством хранения и передачи информации;

чтение обладает большой образовательной и социокультурной значимостью, так как

при условии соответствующего отбора текстового материала создаются

предпосылки для значительного расширения лингвострановедческих знаний и

общеобразовательного кругозора.

Целью чтения или его результатом является понимание. Результат определяет количество

получаемой из текста информации и характер переработки. Результаты чтения у одного и

того же читающего различны. Ожидаемый результат определяет и то, как человек читает:

медленно или быстро, внимательно вчитываясь или «пробегая глазами», таким образом, он

оказывает влияние на процесс чтения. Процессуальная сторона чтения обеспечивается

процессами памяти, восприятия и мыслительными процессами [3, с. 7].

Символы иностранного алфавита, сочетания букв в начале обучения непривычны для

учащихся. Задерживается опознавание сигнала и подготовка к произношению, из-за этого

снижается темп речи.

Зрительно воспринятый текст, сразу же подвергается смысловой переработке. Процесс

понимания - сложная мыслительная деятельность.

Также к стратегиям смыслового чтения относят технологии направленные на развитие

критического мышления у учащихся. А методологические основы критического мышления

включают три стадии: вызов, осмысление и рефлексию. Теперь рассмотрим приемы,

которые могут способствовать формированию у учащихся способности анализировать,

сравнивать, сопоставлять и оценивать знакомую и новую информацию.

Работу над текстом принято делить на три этапа: предтекстовый, текстовый и

послетекстовый.

Предтекстовый этап - это пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом,

прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся из других

образовательных областей или жизненного опыта. На данном этапе можно использовать

ряд эффективных приемов. Прием предсказаний (forecasting the content), который

ориентирован на развитие антиципации содержания текста по заголовку, иллюстрациям,

графикам, опорным словам и словосочетаниям. Прием присвоения имени (labeling)

анализируемому тексту, таблице, рисунку. Прием составления семантической карты (mind-

mapping) основанный на представление основных понятий обсуждаемой в тексте темы или

проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде. Прием постановки

вопросов (motivating questions), которые фокусируют внимание учащихся на проблеме,

поднятой в тексте, позволяют усилить их мотивацию к работе над текстом.

Итак, учащиеся вовлечены в работу актуальностью темы, пониманием обсуждаемых

вопросов, раскрытием значения заголовка текста, некоторыми знаниями из собственного

жизненного опыта и, возможно, желанием им поделиться.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно

во время чтения. Этот этап самый продолжительный по времени, он может включать

несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Одним из самых

эффективных приемов на данном этапе является прием денотативного анализа текста,

который позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения

текстовой информации. В первую очередь нужно определить основную мысль всего текста,

затем основные мысли каждого абзаца, для этого учащиеся ищут ключевые слова и фразы,

подтверждающие мысли абзацев и выписывают их, обсуждают с одноклассниками.

Чтобы разобраться в тексте требуется активный анализ, сличение его элементов друг с

другом. Мало понять непосредственное значение сообщения, необходим процесс выделения

того, в чем состоит внутренний смысл - интерпретации. На текстовом этапе учащиеся

называют основные проблемы, затронутые в тексте, поясняют главную мысль текста

своими словами, готовят план пересказа текста. При подготовке пересказа хорошо

подходит прием (note-taking), направленный на развитие умения записать кратко в форме

заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую

информацию для дальнейшего использования.

Цель послетекстового этапа - интеграция чтения с продуктивными коммуникативными

умениями, а именно говорением и письмом. Учащиеся применяют полученные в ходе чтения

знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать

дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать сочинение, письмо, эссе. На этапе

дискуссии используются следующие задания: распределите данные вопросы в

последовательности, которая соответствует содержанию текста и ответьте на них; скажите

какую цель ставил перед собой автор текста, скажите совпадает ли точка зрения автора по

обсуждаемому в тексте вопросу с вашей, что было особенно интересно для вас узнать из

текста и почему и т.д.

Все эти факторы целенаправленно формируются в ходе обучения чтению и предполагают

работу над текстовой информацией, эмоциональным восприятием содержания,

проникновением в подтекст и формированием "отклика читателя", то есть собственных

мнений и суждений по поводу прочитанного. Большую роль при этом играют грамотно

поставленные вопросы.

Для того чтобы понять текст, у читающего должны быть сформированы определённые

механизмы чтения, автоматизированные у зрелого чтеца и требующие постепенного

формирования у школьников.

Целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений смыслового

чтения как метапредметного результата, а не обучение видам чтения, которые являются

лишь средством для достижения общей цели.

Значимость обучения смысловому чтению также заключается в том, что чтение

положительно влияет на развитие других видов речевой деятельности. По степени влияния

видов речевой деятельности друг на друга выявлена следующая зависимость:

чтение-слушание-письмо-говорение,

слушание-чтение-говорение-письмо,

говорение-письмо-слушание-чтение,

письмо-говорение-чтение-слушание.

Итак, на уроках иностранного языка можно формировать универсальные учебные действия,

необходимые для смыслового чтения безотносительно от того - какие тексты читают

учащиеся: на родном или на иностранном языках. Кроме того, иноязычное смысловое

чтение положительно влияет на развитие других видов речевой деятельности, а также

обладает значительным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.

В зарубежной методической литературе выделяются комплексные обучающие стратегии. К

таковым, например, относится PQ4R-метод, разработанный Дж. Андерсоном [10]. Данная

стратегия представляет собой пошаговое выполнение следующих действий.

1) Предварительная работа (Preview): определите общие темы, о которых идет речь в

тексте, разбейте его на смысловые части.

2) Вопросы (Question): сформулируйте вопросы к каждой части.

3) Чтение (Read): прочитайте очень внимательно отрывок и попытайтесь ответить на

вопросы, которые вы к нему поставили.

4) Размышление (Reflect): задумывайтесь по ходу чтения текста, попытайтесь его понять,

вспомните ту информацию, которая вам уже известна.

5) Пересказ (Recite): когда вы прочитаете отрывок, попытайтесь пересказать имеющуюся в

тексте информацию. Попытайтесь ответить на вопросы, которые Вы поставили к каждой

части текста. Если при пересказе возникают пробелы, прочитайте его еще раз.

6) Ретроспективный взгляд (Review): когда вы обработали текст, пройдите пройденный

уже путь еще раз. Попытайтесь передать важнейшую информацию текста и ответьте еще

раз на вопросы, которые Вы сами поставили к нему.

Все перечисленные приемы работы с текстом и стратегии чтения эффективно формируют

основы смыслового чтения.

Таким образом, перед учителем предстает большой набор методов и приемов работы по

обучению смысловому чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью

занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.

В заключении хочется сказать, что чтение является важнейшим средством социализации

учеников. Стратегии смыслового чтения направлены на формирование всех видов

универсальных учебных действий. Но в первую очередь они формируют умение думать,

сопереживать, истолковывать прочитанную информацию и формулировать собственное

мнение.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники