Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО"
Раздел: среднее профессиональное
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СТУДЕНТОВ
СИСТЕМЫ СПО
Безугленко О.С.,
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»
г. Бирюч, Белгородская область
Процесс цифровизации экономики и бизнеса затрагивает все сферы
жизни государства, и общества при этом одним из важнейших условий
работодатель считает наличие знаний и компетенций и выпускников при
работе с электронными данными. Поэтому, образовательный процесс
организаций системы среднего профессионального образования (далее –
СПО) интегрирован на использование информационных, дистанционных и
интерактивных образовательных технологий, в рамках совершенствования
работы информационной образовательной среды. Основной задачей система
СПО
считает
подготовку
интеллектуального,
профессионального
и
культурного развитого специалиста ориентированного на современные
реалии общества[2, с.12].
Применительно к специальностям и профессиям которые осваивают
студенты ОГАПОУ «Бирючанский техникум» следует указать, что начиная с
2019 года произошло кардинальное изменение общих компетенций, которые
должны быть сформированы у будущего выпускника. В соответствии с
нормами
действующих
стандартов
применимых
для
системы
СПО,
выпускники
должны
использовать
цифровые
компетенции,
владеть
информационными технологиями, уметь планировать и реализовывать
собственное
личностное
и
профессиональное
развитие.
Применение
цифровых компетенций способствует стремлению студентов к саморазвитию
и самообразованию[1, с.23].
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О
национальных
целях
и
стратегических
задачах
развития
Российской
Федерации на период до 2024 г.» создание современной и безопасной
цифровой образовательной среды является приоритетной задачей любой
образовательной организации на территории России, так как образование
должно
стать
более
современным
и
доступным
при
использовании
инновационных,
интерактивных
и
дистанционных
образовательных
технологий. В современном обществе цифровая среда
самостоятельно
определяет
требования
к
подготовленным
специалистам
и
будущим
профессионалам, что определяет приоритеты развития образования системы
СПО. Таким образом, система среднего профессионального образования
одной из приоритетных задач ставит создание современной обучающей
среды, в которой студенты смогут овладевать навыками самостоятельной
работы,
включая
способность
ориентироваться
в
информационном
пространстве, используя из потока информации, лишь те данные, которые
являются принципиально значимыми, в рамках цифрового общества и
государства[3, с.44].
Модернизация информационной образовательной среды современного
колледжа или техникума обусловлена также компетентностным подходом к
обучению в системе СПО, что подразумевает наряду с индивидуализацией
образовательного процесса использование разнообразных инновационных
образовательных технологий. К ним следует отнести всевозможные виды
учебных занятий: классические лекции, лекции - консультации, а также
интерактивные
и
инновационные
визуализированные
лекции
с
использованием средств мультимедиа. Следовательно, сформированная у
специалистов
технических
специальностей
и
профессий
цифровая
компетентность становится основой для профессионального развития и
коммуникативности[5, с.63].
В рамках решения одной из приоритетных задач создания цифровой
среды,
посредством
модернизации
и
цифровизации
образования,
организации системы СПО активно внедряют в образовательный процесс
интерактивные, инновационные и электронные образовательные средства и
технологии, где цифровая компетентность является основным критерием
эффективности реализации образовательного процесса.
В целях исследования проблемы развития цифровой компетентности у
студентов системы СПО необходимо учитывать основные противоречия
возникающие на социально-педагогическом уровне между заказчиком-
работодателем и выпускником наделенным цифровой компетентностью.
Следует отметить, что основной проблемой формирования цифровой
компетентности студента является отсутствие информационной грамотности.
Для это необходимо скорректировать учебные планы уделив внимание на
формирование информационной грамотности и изучению информационных
основ безопасности интернет – сетей и социальных сетей[3, с.56].
Современный работодатель нуждается в сотрудниках, обладающих
высокими цифровыми компетенциями способных осуществлять работу в
разных режимах, как онлайн, так и офлайн, при этом применяя новейшие
цифровые технологии. На формирование цифровых компетенций у студентов
оказывает влияние современное общество, которое диктует свои условия
будущему специалисту. Следует отметить, что цифровая компетентность
охватывает все сферы жизнедеятельности человека, поэтому, для каждой
сферы деятельности государства характерна своя цифровая компетентность.
Самой
распространенной
является
коммуникационная
компетентность,
которая состоит из совокупности знаний, умений и навыков создания
эффективных профессиональных отношений в коллективе и с работодателем.
Наиболее
применимой
в
образовательной
деятельности
является
информационная
компетентность
объединяющая
в
себе
совокупность
знаний, умений и навыков поиска, сбора, обработки и распространения
информации, включая исследование информационных объектов[7, с. 98].
В целях модернизации системы профессионального образования и
устранения возникших противоречий, в России следует в кратчайшие сроки
изменить устоявшиеся педагогические компетенции не соответствующие
современным
информационно-цифровым
реалиям,
это
является
побудительным элементом для повышения уровня цифровой компетентности
будущего специалиста. Требования к такому специалисту среднего звена
содержатся в социальном заказе на подготовку выпускников, которые
обладают цифровой компетенцией саморазвития.
Процесс формирования цифровых компетенций у студентов системы
СПО напрямую зависит от социального заказа на подготовку выпускников и
их подготовленности к выполнению профессиональных требований, в
соответствии с требованиями современного общества. Существует несколько
подходов для развития цифровых компетенций у студентов, к которым
относят
гуманистический,
субъективный,
системный
и
личностно-
деятельностный[4, с.123].
После рассмотрения различных концепций саморазвития с позиций
нескольких
подходов
(гуманистического,
субъектного,
системного,
личностно-деятельностного), был сделан вывод о существовании только
общих цифровых компетенций, не учитывающих особенности саморазвития
студентов в системе СПО. Аналогично отметим, что не существует
компетенций цифровой грамотности. Поэтому можно сделать вывод о том,
что на теоретическом уровне обострилось противоречие между концепциями
саморазвития цифровой компетентности и отсутствием теорий и моделей
саморазвития цифровой компетентности студентов в системе СПО. Данное
противоречие привело к педагогической проблеме отсутствия теорий и
моделей формирования цифровой компетентности обучающихся в системе
СПО. Анализ требований социальных партнеров к профессиональной
образовательной организации выявил условие наличия высокого уровня
формирования цифровой компетентности обучающихся в системе СПО.
Определено, что данные требования работодателей обусловлены цифровым
технологическим прогрессом. Результаты констатирующего эксперимента
показали недостаточный уровень саморазвития цифровой компетентности[6,
с.231].
Таким образом, на практическом уровне можно сформулировать
противоречие между необходимостью в конкурентоспособных кадрах,
которую диктуют социальные партнеры профессиональной образовательной
организации,
и
наличием
низкого
уровня
формирования
цифровой
компетентности
в
реальности,
и
как
следствие,
низкого
уровня
конкурентоспособности обучающихся. Данное противоречие привело к
педагогической
проблеме
низкого
уровня
формирования
цифровой
компетентности
у
обучающихся
старших
курсов.
Исходя
из
всех
обострившихся
противоречий,
возникает
педагогическая
проблема
формирования цифровой компетентности обучающегося в системе СПО.
Следовательно, можно сформулировать научный вопрос дальнейшего
исследования:
как
повысить
уровень
цифровой
компетентности
у
обучающихся старших курсов на основе их саморазвития и при активном
участии самих обучающихся? В конечном итоге, для решения научного
вопроса, возникает необходимость в разработке модели педагогического
содействия саморазвитию цифровой компетентности обучающихся в системе
СПО.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология,
организация / А. А. Андреев. – Москва, 1999. – Текст : непосредственный.
2.
Гомулина, Н. Н. Модели смешанного обучения физике в школе / Н.
Н. Гомулина. – Ростов-на-Дону, 2011. – Текст : непосредственный.
3.
Десятова, Л. В. Дистанционное обучение / Л. В. Десятова //
Раздвигая границы: тезисы доклада 11 Международного интерактивного
форума
образовательных
технологий.
–
Москва,
2010.
–
Текст
:
непосредственный.
4.
Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия
эффективного
сочетания
очного
обучения
и
применения
технологий
дистанционного образования : автореферат дисссертации н асоискание
ученой степени доктора педагогических наук / Ю. И. Капустин. – Москва :
[б.и.], 2007. – Текст : непосредственный.
5.
Кун, К. E-Learning – электронное обучение / К. Кун. – Текст :
непосредственный // Информатика и образование. – 2017. – № 6. – С. 16-18.
6.
Медведева, М. С. Актуальность подготовки будущих учителей к
смешенному обучению при использовании современных дистанционных
технологий / М. С. Медведева. – Текст : непосредственный // Современные
технологии в науке, производстве и образовании: сборник материалов
конференции. – Шуя, 2014. – С. 32-33.
7.
Роззетт, Э., Возможности смешанного обучения / Э. Розетт, Р. В.
Фрази. – Текст : непосредственный // E-Learning World. – 2016. – № 1-2.
8.
Тестов, В. А. Переход к новой образовательной парадигме в
условиях сетевого пространства / В. А. Тестов. – Текст : непосредственный //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 4
(1). – С. 50-56.