Автор: Калайчева Медули Давидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №193"
Населённый пункт: Город Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с Великой Отечественной войной"
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с Великой
Отечественной войной»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Автор проекта: Калайчева Медули Давидовна, воспитатель высшей квалификационной
категории.
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193» г. Иваново.
Цель: расширение, углубление знаний старших дошкольников о Великой
Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг народа.
Задачи:
- сформировать у детей первоначальные представления о героическом прошлом
России;
-воспитать чувство гордости за свою страну, уважение к памяти погибших героев, к
ветеранам войны;
-развить осознанное отношение к празднику Победы как результату героического
подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Продолжительность проекта: 2 неделя.
Вид проекта: познавательный, групповой, творческий, краткосрочный.
В России 9 мая празднуют День Победы. В этот день вспоминают тех, кто в то
нелёгкое время принимал участие в военных действиях, а также трудится в тылу. Память
о событиях, произошедших во время Великой Отечественной войны, передаётся из
поколения в поколение.
Одной из важнейших частей воспитания дошкольников всегда являлось
патриотическое воспитание. Без помощи взрослых ребенку трудно разобраться в жизни,
расставить в ней приоритеты. Если ребёнок не будет знать исторические события своей
страны, не будет иметь представления о жизни своих предков, не будет ощущать связи
со своей Родиной, то патриотические чувства у него не возникнут. Чувство гордости за
свой народ, за историю своей страны необходимо воспитывать у детей с самых ранних
лет.
Бесспорно, Великая Отечественная война занимает особое место в истории России. Об
этой войне сохранилось много рассказов повествующих о совершенных героических
поступках, о страданиях, которые пришлось пережить в те годы населению страны.
Дошкольный возраст является весьма благоприятным временем для того, чтобы привить
чувство любви к Родине. Дошкольники, несмотря на свой маленький возраст, обладают
достаточной чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого человека. Истории
о Великой Отечественной войне становятся ясны детям ещё и потому, что их восприятие
является эмоциональным и образным. Они легко воспринимают рассказы о
противостоянии добра со злом и позитивно воспринимают итоговую победу сил добра.
Патриотические чувства не появляются сразу. Они возникают в результате длительной
и систематичной работы педагогов и родителей, выраженной в различных формах
.
Важно отметить, что именно общими усилиями детского сада и семьи можно добиться
больших успехов в воспитании уважительного отношения и любви к предкам, к родной
земле, к своей стране.
Формы работы родителей по патриотическому воспитанию детей:
- проведение культурно-досуговых мероприятий;
Показ памятных мемориалов, в процессе ознакомления с которыми нужно рассказать
ребенку о событиях, которым посвящено данное сооружение, объяснить назначение и
историю их создания. Например, в процессе посещении Вечного огня детям будет
интересно узнать о том, что он символизирует и почему он постоянно горит? Особое
внимание стоит уделить посещению музеев ВОВ, поскольку там ребенок сможет
послушать истории о войне, посмотреть на старинные вещи, которыми пользовались
солдаты, почувствовать атмосферу тех лет.
- чтение познавательной, художественной литературы о войне;
Например, чтение следующих произведений: «Сын полка» В. П. Катаева; «Мальчиш -
Кибальчиш» А. П. Гайдара; «Дети – герои ВОВ», «Победа будут за нами» С.П. Алексеев;
«Дорогие мои мальчишки» Л. А. Кассил; «Девочка из города» Воронкова Л. Ф.
- воспитание уважительного отношения к ветеранам;
События Великой Отечественной войны были настолько масштабны, что, наверняка,
затронули каждую живущую в России семью. Взрослые должны не только разъяснить
ребёнку, но и лично показать, как необходимо относиться к ветеранам. Дети должны
осознать, что необходимо проявлять большую заботу к людям, которые защищали
родную землю. В результате дети будут с уважением относиться к ветеранам и гордиться
ими.
- просмотр презентации, иных электронных материалов о событиях ВОВ.
При всём многообразии форм работы по патриотическому воспитанию, необходимо не
забывать, о важности живого общение подрастающего поколения с ветеранами ВОВ. С
момента окончания Великой Отечественной войны прошло много времени, а
непосредственных участников тех событий, к большому сожалению, осталось крайне
мало. По возможности нужно проводить больше встреч детей с ветеранами. Истории,
рассказанные участниками тех событий, оказывают сильное впечатление на детей.
Мальчики и девочки будут рады возможности лично познакомиться и пообщаться с
теми, о чьих героических поступках они ранее слышали.
В рамках патриотического воспитания детей нашей группы были использованы
методы:
Тематическая беседа - «Что мы знаем о Великой Отечественной Войне»;
Рассказ военнослужащего о своем отце, участнике ВОВ;
Дошколята узнали реальные истории о событиях военных лет от потомка одного из
участников Великой Отечественной войны. После таких встреч, у детей растёт интерес к
истории своей Родины.
Участие в акции: «Письмо солдату»;
Просмотр и обсуждение презентации – «Четвероногие помощники на фронте»;
Изготовление в технике оригами голубей – «Голубь мира»;
Изготовление поздравительных открыток - «Георгиевская ленточка»;
Коллективная работа по созданию стенгазеты – «Спасибо за победу»;
В процессе создания стенгазеты, наши воспитанники узнали о судьбах детей, которые
сражались с врагом во время войны: Саша Колесников, Надя Богданова, Вася Курка,
Сергей Алешкин, Шура Кобер, Витя Хоменко, Володя Казначеев. Мальчики и девочки
не остались равнодушными к подвигам, совершенным детьми – героями ВОВ. Их до
глубины души тронул тот факт, что не боясь расправы фашистов и тяжёлых испытаний,
дети совершали героические поступки, помогая советской армии, партизанам, своей
Родине.
Участие в акции «Посади дерево Победы»;
Участие в акции «Бессмертный полк»;
Участие в квест - игре – «Они ковали Победу!»;
Очень важно проводить патриотическое воспитание подрастающего поколения в
детском саду. Необходимо сохранять память о подвиге народа, передавать знания о тех
событиях из поколения в поколение. Чем больше дошколята будут знать о героизме и
отваге защитников родной земли, о стойкости и силе воли своих предков, тем сильнее
они будут любить свою Родину.
Список литературы:
1.«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». – Санкт-
Петербург «Детство-Пресс», 2011.
2.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
3.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.
Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005.
- № 3.
4.Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.