Напоминание

"Коррекционно-развивающая работа на уроках швейного дела"


Автор: Мирошниченко Татьяна Николаевна
Должность: учитель швейного дела
Учебное заведение: МБОУ "Коррекционная школа "Надежда" г. Южно-Сахалинска"
Населённый пункт: Сахалинская область
Наименование материала: "Коррекционно-развивающая работа на уроках швейного дела".
Тема: "Коррекционно-развивающая работа на уроках швейного дела"
Раздел: среднее образование





Назад




Коррекционно-развивающая работа на уроках швейного дела.

Общая задача коррекционной школы – это подготовка учащихся с ОВЗ к

самостоятельной жизни и труду, их социальная адаптация.

Трудовое

обучение является одним из главных условий подготовки воспитанников к

самостоятельной

жизни

и

занимает

ведущее

место

в

коррекционно-

образовательном

пространстве.

Оно

вносит

существенный

вклад

в

физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие.

Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное

профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими

и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями,

которые необходимы для работы по определенной специальности. Мы

знакомим детей с профессией, формируем технологические знания о ней,

обучаем приёмам труда, используя большой арсенал методических приёмов

работы. Вся трудовая

деятельность человека содержит двигательные и

умственные действия, а это значит, что работнику в условиях трудовой

деятельности необходимо понимать и удерживать в памяти инструкцию или

задание, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать рабочий день,

последовательность

задания,

контролировать

результаты

своего

труда,

оценивать качество и учитывать количество сделанного. Именно эта

интеллектуальная составляющая вызывает затруднения у детей с нарушением

развития и ограничивает их возможность в выборе и овладении какой-либо

профессии.

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам

процесс обучения. Это обусловлено социально-экономическими проблемами

и усложнением форм патологических отклонений у детей.

Для кардинального решения данной проблемы необходима

организация такого обучения, которое наиболее эффективно решало бы эти

задачи. Достижение педагогических эффективных результатов в работе с

детьми

с

нарушением

развития

возможно

только

в

условиях

его

коррекционно-развивающей направленности. Педагогическое обеспечение

предусматривает

построение

учебного

процесса

в

соответствии

с

интеллектуальными способностями и особенностями развития детей. Таким

образом,

весь процесс трудового обучения должен быть направлен на

формирование у них осознанности, самостоятельности и устойчивости

умственной деятельности.

Обучение труду в коррекционной школе построено по операционно-

предметной системе, т. е. обучение различным производственным операциям

осуществляется в процессе изготовления полезных предметов. Учащиеся

должны разбираться в чертежах и рисунках программного изделия, знать

контурные срезы изделий и их названия,

уметь определять лицевую и

изнаночную

сторону

(изделия)

ткани,

определять

последовательность

выполнения задания, выполнять задания по инструкции.

Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции

недостатков. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к

пространственному

анализу,

мелкую

моторику,

формирует

у

детей

эстетические представления, девочки получают первоначальные навыки

работы на швейной машине, закрепляя их из года в год, приобретают навыки

в раскрое изделий, моделировании, технологии пошива, знакомятся с

производством ткани.

Моя

цель,

как

учителя

технологии

-

формирование

технических

и

технологических знаний, умений, навыков, необходимых для успешной

социально-трудовой адаптации.

В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:

- коррекция и развитие психофизических недостатков учащихся средствами -

обучения на уроках швейного дела;

- обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц

качественных, скоростных показателей и выносливости в труде;

-развитие самостоятельности.

Научить учащихся качественно и самостоятельно работать, в наибольшей

мере зависит от того, какие методы и приемы использует учитель, от

способов объяснения процесса выполнения задания. Чтобы добиться успехов,

необходимо тщательно подбирать эффективные технологии обучения на

уроке.

Часто коррекционным называют обучение, организованное по принципу

«ошибка учащегося – исправление со стороны учителя», т. е. главное в

коррекции усматривают в своевременной конкретной помощи, которую

получает

ученик,

допустивший

ошибку.

Действительно,

оказывая

постоянную помощь учащемуся можно добиться правильного выполнения

задания, особенно, если приёмы и объекты однотипны и несложны. Этот путь

используется

учителями

там,

где

нет

организованной

умственной

деятельности ученика перед началом работы, а потому увеличивается объем

помощи учителя. Такая практика имеет ряд недостатков: главный из них –

формирование привычки у детей

постоянно опираться на значительную

помощь учителя и очень низкий уровень их самостоятельности.

Для

достижения

цели

необходима

система

коррекционно

-

развивающего

обучения,

которая

состоит

из

многих

компонентов.

Начинаться должна

эта работа с правильной организации учебных

мастерских. В организации кабинетов должно быть максимально учтено их

функциональное назначение. Разграничены классные участки (рис.1) и зоны

оборудования (рис.2), что должно позволять грамотно сочетать теоретическое

обучение и практическое выполнение задания.

Рис.1

Рис.2

Большую роль играет организация рабочего места самого ученика, где

каждый предмет и инструмент находится на своем месте. Со временем ребята

понимают, что порядок экономит время выполнения работы и увеличивает её

темп. Продуманная организация рабочих кабинетов влияет и на развитие

интереса учащихся к изучаемой профессии.

Коррекционно-развивающая направленность уроков швейного дела

реализуется в соответствующей методике. Она заключается в использовании

системы учебно-практических заданий. На уроках труда очень редко

используется какой-то один метод. Как правило, успех коррекционного

обучения зависит от удачно выбранной комбинации методов, от их взаимного

проникновения, они определяют пути и направления обучения детей с

дефектами развития. Способность ребенка успешно овладевать приемами

труда и самостоятельно выполнять их в основном определяется следующими

показателями:

- ориентировочной деятельностью;

- умением планировать трудовые действия;

- речью и словарным запасом;

- умением самоанализа и самоконтроля;

- уровнем учебной мотивации.

Первые трудности, которые возникают у учащихся на уроках труда в

работе над объектом, обычно связанны с ориентировкой в задании. Образ

изделия, как правило, у учащихся неточный и неотчетливый. Дети стремятся

начать практическую работу без предварительной ориентировки, у них нет

потребности подробно рассмотреть и запомнить изделие-образец.

Решая эту задачу в начале обучения (в младших и даже средних классах), не

ставится цель самостоятельного выявления характеристик предмета. Учитель

сам дает эти характеристики, после чего

они предлагаются детям для

запоминания.

В

этот

период

обучение

ориентировке

обязательно

осуществляется по учетной карте и натуральному образцу, наряду с этим

используются иллюстрации изделия. (рис.3)

Рис.3

На последующих этапах обучения задача ориентирования усложняется.

Характеристики предмета –образца дети получают в беседе с учителем,

используя ранее изученный материал.

Например, при изучении темы

«Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой» в 7 классе,

необходимо напомнить учащимся тему «Обработка углов подкройной

обтачкой» в 6 классе и тему «Обработка рамки пододеяльника» в 7 классе,

которые имеют аналогичные операции.

Важно, показать данный вид

обработки на натуральных образцах для проведения анализа и сравнения. В

старших классахизменяется

основа ориентировочных действий. Помимо

изделия в натуральную величину предлагается чертеж и образец в масштабе,

дается технический рисунок изделия. Учащиеся учатся сопоставлять детали

изделияна чертеже, в кроеи

натуральном образце. Для определения

особенностей изделия сравнивают его с другими изделиями, относящимися к

одной группе и имеющими в конструкции и обработке сходство и отличие.

Объем помощи учителя зависит не только от подготовленности учащихся, но

и от сложности работы. Поэтому учителю нередко приходится возвращаться

к уже ранее пройденным «ступенькам» обучения ориентировке.

В

проблемных ситуациях, которые создаются на уроках, заложена возможность

для размышления, сравнения, анализа. Дети учатся обобщать, подводить итог

работы.

Наиболее сложным вопросом трудовой подготовки является обучение

планированию предстоящей работы. Умение планировать и осуществлять

свою работу по плану есть один из основных признаков осмысленного

выполнения задания. В младших классах учащиеся испытывают значительные

затруднения при самостоятельном планировании, детям сложно составить

план работы. Одни не могут определить порядок работы, другие, рассказывая,

пропускают или переставляют последовательность. Поэтому в начальном

периоде обучения изготовление изделия дается по готовому плану и учитель,

наряду с объяснением, показывает выполнение операций. (Рис. 4)

Рис.4

Рис.5

На

следующем

этапе

в

старших

классах

план

работы

(рис.5)

составляется в совместной беседе учащихся с учителем. При этом объём

помощи учителя может быть самым различным. Он уменьшается с ростом

трудового опыта учениц и возрастает при усложнении задания. В несложных

изделиях

используется

ограниченное

число

пунктов

плана

и

при

систематической работе с ними учащиеся на 2-ом году обучения устно

излагают их. Однако, если коррекционная работа не проводится в системе, то

самостоятельно дети выполнить изделие даже по несложному

плану не

смогут. В формировании

умения планировать

значительную помощь

оказывают предметные технологические и инструкционные карты.

Это

главный

и

доминирующий

вид

наглядности

при

обучении

технологическому процессу изготовления изделия.

Предметная карта отражает все операции изделия, предусмотренного

программой по швейному делу, стандартные планы работы, выполнение

трудовых операций. Она используется для объяснения последовательности

выполнения технологического узла и при проверке знаний учащихся.

Использование предметной карты помогает детям постоянно обращаться

к образцам операций, сравнивать свою работу с эталоном,устанавливать

логическую

последовательность

изготовления

изделия,

осуществлять

поэтапный контроль выполнения изделия. Она способствует успешному

выполнению задания, это создаёт у учащихся положительный эмоциональный

настрой, заинтересованность в работе, повышает веру в свои силы.

Учителюпредметные картыдают возможность

чётко организовать урок,

делают более доступным инструктирование и показ способов выполнения

отдельных

приёмов.

Отпадает

необходимость

многократно

показывать

детямту или иную операцию при изготовлении изделия, т. к. карта содержит

все технологические узлы.

Таким образом, у учителя освобождается время, чтобы помочь более слабым

учащимся справиться с заданием.

Знакомство с предметной картой начинается в 5 классе

во время

изготовления несложных изделий.Основные приёмы изготовления изделия

изображены подробно, с описанием выполнения операций.

Пользуясь

подробной предметной картой, дети отвечают правильно. Карта помогает им

точно назвать нужную операцию,

самостоятельно сделать это трудно.

Следующий этап обучения – формирование у школьников умения составлять

план предстоящей работы по заранее расставленным предметным образцам.

Данное задание сложное, поэтому при его выполнении возможны ошибки.

Учителю необходимо их предвидеть и предупредить. Чтобы организовать

внимание, нужно предложить ученице сравнить все элементы предметной

карты с технологическим описанием каждого приёма и затем выбрать

правильный вариант. Со временем справляются даже слабые учащиеся.

В

процессе

работы

с

предметными

картами

варьируются

задания,привлекается к работе весь класс. Когда у детей вырабатываются

некоторые умения определять последовательность предстоящей работы по

операциям, задания усложняются, создавая проблемные ситуации путём

замены местами одного или нескольких предметных образцов карты.

Такие приёмы побуждают детей внимательно анализировать содержание

каждого компонента карты, проводить сравнения рядом стоящих образцов с

тем, чтобы установить порядок изготовления объекта.

К концу 6-го класса дети твёрдо усваивают, что перед началом работы следует

внимательно изучить образец изделия, продумать с какого технологического

приёма нужно начинать работу и что, выполнив данный приём, нужно

проконтролировать себя, обращаясь к карте как эталону для самоконтроля.

Благодаря отработанному навыку, используя предметную карту, девочки

легко ориентируются при составлении плана, анализируют и сравнивают

предметные образцы. При этом

правильно называют технологические

операции, трудовые приёмы, детали, способы их соединения.

С 7-го классапри изготовлении более сложных изделий

применяется

предметная карта с образцами поузловой обработки. Такая карта содержит

только предметные образцы с названием операций,

необходимость в

инструкции на каждый технологический приём отпадает.

Подобного рода предметные карты разработаны на все многодетальные

изделия в старших классах и используются на различных этапах урока.

Конечно, предварительное планирование хода работы не исключает

помощи учителя во время практического выполнения изделия. Однако,

потребность в ней значительно сокращается, так как учащиеся имеют перед

собой предметно-технологический план. Изменяется характер помощи. В

основном она заключается в том, чтобы обратить внимание учеников на

самостоятельное получение сведений из карты, и только в затруднительном

случае показать способы выполнения отдельных приёмов. При этом нужно

помнить принципиальное положение. По мере усвоения материала, не давать

учащимся

готовых

ответов,

а

учить

их

находить

эти

ответы

из

демонстрируемого пособия.

Таким образом, при обучении планированию предметно-технологические и

инструкционные карты:

способствуют формированию образа объекта труда;

развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут

перенести на несложные изделия (умение составить последовательность

своих практических действий);

у учащихся вырабатываются контролирующие действия;

облегчают понимание информации, которую учитель представляет на

уроке;

способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний;

позволяют

активизировать

и

направлять

практическое

мышление

учащихся;

повышают работоспособность;

Умение ориентироваться в задании и умение планировать работу во

многом зависит от уровня развития речи учащихся. Нетрудно заметить, что

между их практической и речевой деятельностью нет согласованности. Дети

не

могут полно и правильно рассказать о своих действиях, назвать и

объяснить операцию, не называют трудовое действие даже при помощи

наводящих вопросов. Многие употребляемые ими слова не передают точности

трудового процесса. Например,

не учитывают при назывании трудовых

действий значения слов: вместо «вырезать или отрезать», говорят просто

–«резать». Для них нет разницы в значениях

«шарик-кружок», «линия-

полоска». Между тем, именно степенью согласованности между порядком

действий и их речевым объяснением определяется уровень организации труда,

самостоятельность ученика, которая проявляется в развитии мышления, речи,

практики. Иногда считают, что развитие речи применительно к задачам

трудового обучения состоит только в обогащении словаря техническими

профессиональными терминами. Эта работа, безусловно, важна, но не она в

первую очередь решает проблему развития речи ребенка. Обогащение

словарного запаса учащихся начинается с первых занятий по швейному делу.

Выяснение объема пассивного и активного словаря осуществляется через

беседы,

рассказы,

опросы.

Ознакомление

с

инструментами,

приспособлениями,

оборудованием

швейной

мастерской

одновременно

является началом словарной работы.

Учащиеся младших классов ведут

словари, в которые записывают новые слова и термины

(увидел слово

написанным, проговорил, записал, повторил в предложении, запомнил,

употребил в речи при ответе). Словарная работа не должна сводиться только

к записи слов, само по себе это ни к чему не приведет. Новые слова должны

быть постоянно применимы в словосочетаниях и в контексте по теме. Уровень

развития речи выявляется путем рассказов учащимися на темы трудовой

деятельности. Если в младших классах рассказы, ответы составляются по

опорным словам и наглядности, то в старших классах учащиеся составляют

отчеты о работе, пользуясь технологическими картами. Ответы у девочек

более последовательные, грамматически правильные, слова употреблены в их

точном значении. Существует большое разнообразие методических приемов в

отработке увеличения запаса слов: это схемы, кроссворды, дидактические

игры. Проведение дидактических игр на уроке способствует установлению

прочных связей между предметом и словом. Особенно эффективны они при

изучении тем, когда учащимся приходится запоминать и произносить

сложные по составу слова.

Например, скомпоновать следующим образом слова-термины:

ТКАЦКИЙ ШВЕЙНАЯ ПЛАТЕЛЬНАЯ

О С НОВА М ОТАЛКА СА Т ИН

У Т ОК Л А ПКА МАР К ИЗЕТ

Н А ВОЙ Ш ПУЛЬКА

ШТ А ПЕЛЬ

ЧЕЛ Н ОК

И ГЛА

ФЛА Н ЕЛЬ

БЕРД О

ЧЕЛ Н ОК

БЯЗ Ь

РЕМИЗ К А

ЗУБЧ А ТКА

Одним из методических приемов увеличения словарного запаса и развития

связей между словами являются упражнения с применением следующих схем.

Например, подобрать слова, обозначающие свойства определенного предмета:

шелковые волокна

хлопчатобумажные крутка

цветные НИТКИ толщина

блестящие

номер

гладкие

прочность

вышивальные

Примерные упражнения на развитие речи на уроках швейного дела.

Задание №1.

1. Установи последовательность.

Обработка швов, утюжка, примерка.

2. Выбери одно из слов, заключённых в скобки, которое

правильно закончит предложение.

У платья есть … (низ, шнурок, рукав, пуговица).

3. Какое слово лишнее?

Блуза, брюки, халат, сапоги, жилет.

Задание №2.

1.Назови одним словом.

Ситец, лён, фланель, джерси -…

Карман, воротник, манжет, рукав -…

2. Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется

смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу—трислова. Нуж

но выбрать из трёх слов такое, чтобы отношение междуверхним и нижним сло

вами было аналогично отношению двух слева.

ткань

изделие_______

волокно шов, детали, нить

3. Закончи предложение:

Ткань состоит из…( нитей, волокон, льна, ситца).

Тема: «Новые швейные материалы, используемые на

Задание №3.

1. Вставь пропущенную профессию в пословицу.

Без топора не … (плотник), без иглы не… (портной).

Шить не будешь - … (портным) не станешь.

Не топор тешет, а … (плотник).

Всякий … (портной) на свой покрой.

Каков … (тракторист), таков и трактор.

Добрый… (портной) с запасом шьет.

Хороший … (закройщик) все выкроит. По мастерству и закрой.

Длинная нитка – ленивая … (швея).

Задание №4.

1. Найди определение термина и укажи стрелкой.

Сметывание…….обработка среза детали обметочными строчками для

предохранения от осыпания.

Заметывание ……. временное соединение двух деталей прямыми стежками.

Наметывание ……. временное соединение мелкой детали с крупной прямыми

стежками.

Выметывание ……. прикрепление одной детали к другой.

Заметывание ……. временное соединение двух деталей прямыми стежками.

Обметывание ……. временное соединение двух деталей, наложенных одна на

другую.

Приметывание ……. временное закрепление вывернутого края детали

прямыми стежками.

Пришивание ……. временное закрепление подогнутого края детали прямыми

стежками.

Задание №5.

1.Заполни пропавшие буквы.

В…л…к…о (волокно)

П…я…а (пряжа)

О…д…ж…а (одежда) и т.д.

2. Запомни и запиши.

Прочитать вслух описание фасона и записать по памяти.

3. Записать как можно больше слов, относящихся к изучаемой теме.

Например, тема « Плечевые изделия»: халат, блузка и т.д.

Задание №6.

1.Используя буквы слова «моделирование», составить новые слова.

Например: мода, море, мера, мед, мел, мир, дело, дерево, дрова, диван, ров,

вор, лира, лимон, народ, демон, идол, надел, роман и т.д.

2. Отгадай названия изделий.

Т

П

О

Ю

К

А

Б

И

Б

Ю

Р

К

П

А

Т

Ь

Е

Л

Ш

К

А

Р

У

Б

А

К

А

Р

Г

А

Н

Д

И

3. Из букв под номерами составь еще одно слово, обозначающее одежду.

4 Т

О

П

Ю

Б

1 К

А

Б

3 Р

Ю

К

И

П

Л

6 А

Т

Ь

Е

Р

2 У

Б

А

Ш

К

А

5 К

А

Р

Д

И

Г

А

Н

1 К

2 У

3 Р

4 Т

5 К

6 А

Без освоения терминологии, как языка профессии,

не может быть

полноценного

усвоения

профессии.

Тематические

ребусы

и

кроссворды ,которые содержат понятия не только одного слова, но и целой

темы, упражнения на пропущенные слова и буквы, на слова с ошибками,

работа по составлению алгоритмов

с использованием терминологии.

Например, объяснение операции по алгоритму действий по

обработке

подкройной обтачкой горловины в платье:

Наложить обтачку, приметать…….;

Обтачать обтачку по……..;

Вывернуть обтачку на……..;

Выметать кант…….;

Настрочить обтачку…по…....

Выяснить качество усвоения материала учитель может только путем

опроса. Его место в структуре урока может быть различным, но он должен

осуществляться систематически. В результате работы по развитию речи,

учащиеся, хотя и с разной степенью успешности, но справляются и с

выполнением практического задания и с объяснением его выполнения.

В трудовом обучении весь ход трудовых действий должен быть

подчинен

получению

намеченных

результатов.

И

здесь

совершенно

необходима способность к установлению и соотнесению своих и чужих

возможностей и сотрудничеству. Необходимо учить детей оценивать работу

друг друга. Такая взаимопроверка, когда сравнивается своя работа и работа

товарища, нужна. Это воспитывает чувство самоконтроля. Умение критически

оценить работу дается учащимся с трудом, преобладают эмоции. Эталоном в

оценке работ всегда служит образец изделия. В младших классах работу

оценивает учитель, в старших классах качество работы оценивает бригадир и

сами ученицы. Только длительное и систематическое применение данного

вида работы может дать к концу обучения желаемый результат. Подведение

итогов является последним этапом, на котором судят о качестве выполненной

работы. Успех каждого ребенка должен быть замечен и обязательно отмечен.

Неуспех,

срывы в поведении не обязательно обсуждать «всенародно».

Психология показала, что интимное доверительное общение с ребенком по

поводу его неуспеха, несостоятельности в чем-либо даст больший эффект, чем

оглашение перед всем классом.

Умение учителя учесть эффективность стиля доверительного общения

позволяет ему формировать позитивные черты личности учащегося и его

положительное отношение к труду.

Известно, что развитие наиболее ущербных сторон ребенка бывает

эффективно в том случае, если трудовая задача им внутренне принимается,

то есть выполняется с желанием. Только при таких условиях дети с

нарушением развития способны на усилия, связанные с умственной работой.

Выбор и особенности применения методов мотивации строятся с учётом

характера учебных занятий, дозированности материала и возможностей

учащихся.

К

данным

методам

относятся

учебные

дискуссии,

разбор

конкретных

ситуаций,

деловые

и

познавательные

игры,

создание

эмоциональных ситуаций. Эффективнейший метод мотивации интереса к

профессии -метод проектов. По форме он аналог реальной практики, это то

дидактическое средство, которое формирует устойчивый интерес к предмету.

Учащиеся учатся оценивать свои возможности в процессе от создания модели

до её изготовления. Этот метод отражает творческие способности учащихся,

их

самостоятельность.

Очень

важным

является

включение

детей

в

общественно

значимую

деятельность.

Участие

в

школьных

ярмарках,

городских и областных выставках приносит участницам общественное

признание. Выражение одобрения и поощрение учащихся поддерживает

желание и устойчивые мотивы девочек заниматься швейным делом. (Рис.6.)

Рис.6

Очень важен оценочный этап. Если учитель уделяет этому мало внимания и

все сводит к выставлению оценок, то может произойти сдвиг учебной

мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на

отметку.

Это

в

итоге

приведет

к

угасанию

мотива

познавательной

деятельности.Главное, дать качественный, а не количественный анализ

учебной деятельности. Подчеркнуть положительные моменты, выявить

причины

недостатков,

а

не

только

их

констатировать.

Характер

взаимоотношений учителя с детьми и благоприятный психологический

климат на уроке – условия для положительной мотивации и успешного

усвоения предмета.

Обобщая

вышесказанное,

необходимо

отметить,

что

коррекционно-

развивающаяработа

является

основным

компонентом

специального

образования. Особая роль в ней принадлежит коррекционно-направленному

процессу трудового обучения.

Предметом его влияния являются общие

интеллектуальные способности детей с ОВЗ к обучению труду такие как,

умение обобщать, осознанность, самостоятельность.

Развитие умения

обобщать формирует у детей умение определить рациональный способ труда.

Развитие

осознанности

предусматривает

условия

становления

сопровождающей и планирующей речи. В формировании самостоятельности

заключена возможность выполнить самостоятельно трудовое задание. В итоге

к окончанию школы дети с нарушением развития усваивают первоначальные

профессиональные

знания,

приобретают

умения

и

навыки,

сдают

профессиональные экзамены.

Важнейшим условием коррекционно- развивающей работы является

постоянное изучение психофизиологических особенностей детей, разработка

и совершенствование методов и приемов обучения, применение новых

технологий.

Библиография.

1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с

ограниченными возможностями жизнедеятельности – М.; Просвещение 2002г.

2.Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек 5, 6, 7 классы.

3.Баудиш В. «Коррегирующее влияние уроков труда на умственную

деятельность учащихся вспомогательной школы» Д-я №6, 2006г.

4. Бармина В.Я., Доможирова И.В., Ширина Н.И., Сасова И.А. Тетрадь

творческих работ по технологии.5,6 классы (вариант для девочек). Рабочая

тетрадь / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003г.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1996г.

6. Золотарева Е.Е. «Из опыта трудового обучения и воспитания во

вспомогательной школе».М.; 2008 г.

7. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на

уроках труда: Кн. Для учителей 2009г.

8. Мирский С.Л.«Методика профессионально-трудового обучения во

вспомогательной школе», М., Просвещение, 1988г.

9.Коркунова Н.П.

«Методическое руководство и контроль осуществления

коррекционной направленности трудового обучения во вспомогательных

школах».

10. Мирский С.Л. «Развивающее обучение - главное условие подготовки

учащихся вспомогательной школы к труду» ж. Дефектология № 1, 1999г.

11. Мирский С.Л.. Изучение трудовых возможностей учащихся

вспомогательной школы. Дефектология. М. 2002г.

12. Мирский С.Л. Развитие понимания речевой информации учащимися

вспомогательной школы на уроках труда. Дефектология. М. 2003г.

13.Смирнова А.Н. «коррекционно-воспитательная работа учителя

вспомогательной школы», М., Просвещение, 1982г.

14. Рубинштейн С.Я. Психология Умственно-отсталого школьника.

М. « Просвещение». 1986г.

15. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных)

школах VIII вида, М.; Изд-во НЦ ЭПАС 2001г.

16. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2005.

17.Школа и производство, № 5, 1997, И.В.Яркова «Учебные игры в изучении

технологии».

18. Школа и производство, № 3, 1986, Е.В.Васильченко «Занятия по

технологии швейных изделий»

Коррекционно-развивающая направленность

уроков швейного дела в СКОШ VIII вида.



В раздел образования