"Предметная неделя "Химия и жизнь", как инструмент совершенствования химической грамотности"
Автор: Колосова Марианна Евгеньевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МКОУ "Орто-Нахаринская СОШ" Населённый пункт: Ленский район, с. Орто-Нахара Наименование материала: статья Тема: "Предметная неделя "Химия и жизнь", как инструмент совершенствования химической грамотности" Раздел: полное образование
«Предметная неделя «Химия и жизнь», как инструмент
совершенствования химической грамотности»
Современный
мир
быстро
насыщается
продуктами
химического
производства.
Знание химии необходимо не только специалистам, работающим в промышленности, но
даже в повседневной жизни не обойтись без химической грамотности, которая помогает
правильно, без ущерба для здоровья использовать различные вещества.
В настоящее время вопросам формирования химической грамотности учащихся
уделяется недостаточно внимания, в методическом плане эта проблема изучена мало.
Цель работы: совершенствование химической грамотности учащихся посредством
недели «Химия и жизнь».
Задачи:
1. Изучить и проанализировать
научную литературу по проблеме, посвященной
совершенствованию химической грамотности школьников
2.
Выявить
методические
п у т и
и условия
совершенствования
химической
грамотности посредством недели «Химия и жизнь»
3. Разработать содержание и методику проведения недели «Химия и жизнь»
4.
Провес т и педагогическиий
эксперимент
по
выявлению эффективности
разработанной методики.
По первой задаче изучена и проанализирована научно-методическая литература.
Учителями
химии
накоплен
достаточно
большой
опыт
по
формированию
и
совершенствованию
химической
грамотности,
положительной
мотивации
изучения
химии,
по
установлению
связи
химии
с
жизнью;
проводится
интересная
и
содержательная внеклассная работа по формированию безопасной жизнедеятельности,
через предметное содержание.
По
второй
задаче
выявлены
следующие методические
п у т и
и условия
совершенствования химической грамотности посредством
недели «Химия и жизнь»:
опора
на
концептуальную
цель
школьного
химического
образования,
мотивация
и
потребность знаний химии средствами недели «Химия и жизнь».
По третьей задаче нами разработаны содержание и методика проведения недели,
включающая
разные
учебно-воспитательные
мероприятия,
ориентированные
на
совершенствование химической грамотности.
Нами составлен план мероприятий недели, распределены обязанности каждого,
далее
проверены
подготовленные
материалы
и
другие
средства
для
проведения
классных
часов,
практических
занятий.
Так,
содержание
и
планы
классных
часов
разработаны
учащимися
совместно
с
учителем.
Учащиеся
проявили
интерес
к
составлению и поиску информации для презентации на выбранную тему, разработали
сценарий, отобрали нужную информацию с различных источников. Учащиеся составили
презентации
по
темам
и
разработкам
классных
часов,
и
главной
изюминкой
проведения этих мероприятий является то, что учителями выступают сами учащиеся.
Например, в 8 и 9 классах классный час на тему «Бытовая химия – польза и вред»
провели учащиеся 11 класса, а в 10-11 классах – наиболее активные учащиеся, которые
увлечены,
заинтересованы
предметом
химией.
Школьники
–
учителя
очень
ответственно
подошли
к
проведению
мероприятий,
учащиеся
задавали
вопросы,
касающиеся
безопасного
использования
средств
бытовой
химии,
и
получили
исчерпывающие ответы. Самими школьниками собрана коллекция средств бытовой
химии:
разного
типа
мыла,
для
чистки
лица,
шампуни,
крема,
лаки
для
ногтей,
жидкость для снятия лака, различные чистящие пасты и многое другое.
Также
проводились
практические
работы
«Химические
средства
гигиены»,
«Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с
тканей». Перед проведением практических занятий проводятся инструктаж по ТБ.
Учащиеся проявили интерес и активно обсуждали результаты своих работ, задавали
вопросы,
которые
касались
эффективности
химических
средств.
Практические
работы вызвали неподдельный интерес.
По 4 задаче проведен педагогический эксперимент в Муниципальном казенном
общеобразовательном учреждении
«Орто-Нахаринская средняя общеобразовательная
школа» Муниципального образования «Ленский район».
Основной целью педагогического эксперимента является проверка эффективности
разработанной
методики
совершенствования
химической
грамотности
средствами
недели
«Химия
и
жизнь». Педагогический
эксперимент
включает
три
этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный.
Всего экспериментом охвачено 12 учащихся 9-11 классов. На контролирующем
этапе педагогического эксперимента сняты результаты у тех же школьников.
В
начале
недели
«Химия
и
жизнь»
проведен
опрос
с
целью
определения
сформированности химической грамотности обучающихся. Участвовали учащиеся с 8
по 11 классы, всего 18 учащихся.
В целом, результаты опроса показали, что у учащихся появилась мотивация к
изучению химических соединений, которые могут встречаться в повседневной жизни
человека.
Также с целью определения уровня сформированности химической грамотности
учащихся,
проведен
контроль
знаний.
Учащимся
было
предложено
ответить
на
3
контрольных вопроса, содержание которых определено содержанием химического и
биологического образования (9-11классы).
В целом, результаты опроса показали, что у учащихся появилась мотивация к
изучению химических соединений, которые могут встречаться в повседневной жизни
человека.
С
целью
выявления
совершенствования
химической
грамотности,
позитивных
изменений был проведен опрос №2.
В целом, результаты опроса показали, что у учащихся появилась мотивация к
изучению химии, как интересной науки, знания которой сохраняют здоровье человека и
окружающую среду и имеют непосредственное значение в развитии общества.
Затем,
для
определения
уровня
совершенствования
химической
грамотности,
знаний и умений, сформированных при проведении недели «Химия и жизнь», проведена
контрольная работа.
Таким образом, результаты контролирующего этапа педагогического эксперимента
показывают,
что
у
учащихся
повышен
уровень
прикладных
химических
знаний,
в
среднем знания на 16,6%, повысилась и мотивация к изучению предмета «Химия». О
повышении мотивации к изучению предмета «Химия» можно судить по результатам
опроса.
В ходе проведенного педагогического исследования:
1. Изучена и проанализирована научно-методическая литература, раскрывающая
проблему совершенствования химической грамотности школьников, столь необходимой
для
современного
человека,
также
выявлен
дидактический
потенциал
предметных
недель, имеющих большое воспитательное значение.
2.
Выявлены
следующие методические
п у т и
и условия
совершенствования
химической
грамотности
посредством
недели
«Химия
и
жизнь»:
опора
на
концептуальную цель школьного химического образования, мотивация и потребность
знаний химии средствами недели «Химия и жизнь».
3.
Разработаны
содержание
и
методика проведения недели «Химия и жизнь»,
включающая
разные
учебно-воспитательные
мероприятия,
ориентированные
на
совершенствование химической грамотности.
4.
Проведен
педагогическиий
э кс п е р и м е н т
и
в ы я в л е н а эффективность
разработанной методики.
Проведенная неделя осталась не замеченной, многие учащиеся приняли активное
участие,
в
рефлексии
указали,
что
можно
еще
включить
в
план
недели,
что
свидетельствует о достижении поставленной цели недели.
В дальнейшем, в 2015-2016 у.г. мы собирается оптимизировать содержание недели,
усилив
его
научно-исследовательскую
составляющую,
а
также
развивать
познавательную деятельность учащихся.