Автор: Сновалова Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №197 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Сновалова Екатерина Ивановна, воспитатель
МБДОУ «ДС № 197 г. Челябинска»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Аннотация: статья посвящена театрализованной деятельности в развитии
речи детей дошкольников. В статье рассматривается
период активного
усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи
(фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического,
нравственного
воспитания
и
полноценного
развития
личности
ребенка. Театрализованная
деятельность стимулирует
активную
речь,
расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает
эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание
художественных образов речевыми средствами.
Ключевые слова: развитие речи, театрализованная деятельность, речевые
средства.
Snovalova Ekaterina Ivanovna, educator of MBDOU "DS No. 197 of
Chelyabinsk"
«Speech development of preschoolers through theatrical activities»
Annotation: the article is devoted to theatrical activity in the speech development
of older preschool children. The article examines the period of active assimilation
of the spoken language, the formation and development of all aspects of speech
(phonetic, lexical, grammatical). Mastering competent speech is a necessary
condition for solving the problems of mental, aesthetic, moral education and full-
fledged development of the child's personality. Theatrical activity stimulates active
speech, expands the communication zone, educates feelings and experiences,
causes an emotional response to the phenomena of the surrounding world through
the creation of artistic images by speech means.
Keywords: speech development, theatrical activity, speech mean
За последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог
продуктивного общения, уверенности, успешности дошкольников.
Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является
развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все
виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в
игре,
во
время
совместной
деятельности
педагога и
ребенка,
при
планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при
обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его
принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском
сообществе.
Развивать
речь
–
это
не
значит
только
предоставлять
детям
возможность больше говорить, давать материал и темы для устных
высказываний; а также систематически, планомерно работать над ее
содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений,
вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над
правильным
произношением
звуков
и
слов.
Лишь
непрерывная
и
организованная система работы над языком способствует овладению им.
Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом
общения, в процессе которого она формируется. Важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание
эмоционально
благополучной
ситуации,
в
которой
даже
самые
необщительные
и
скованные
дети
вступают
в
речевое
общение
и
раскрываются.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, пришла к
выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность - один
из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее
полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известный всем
нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок
свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать
и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что
необходимо ребёнку».
Театрализованная игра
оказывает большое влияние на речевое
развитие
ребёнка,
стимулирует
активную
речь
за
счёт
расширения
словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально-
насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и
последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению
элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация,
модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет
решать
многие
педагогические
задачи,
касающиеся
формирования
выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно –
эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать
её в едином педагогическом процессе очевидна.
Работа
по
развитию
речи
дошкольников
в
театрализованной
деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и
этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра,
сказкотерапии. Театрализованная игра является благоприятной средой для
творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи
детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-
ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения,
которые
развивают
подвижность,
пластическую
выразительность,
музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с
помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и
произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи
широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Театрализованная деятельность является самым распространенным
видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-
эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает
интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует
словарь. Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения
благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют
нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С
помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не
только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная
деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Работу
по
театрализованной
постановки
с
дошкольниками
осуществляю в несколько этапов: подготовка речевого аппарата к овладению
звуками речи; работа над мимикой; работа над голосом; работа над жестом и
движением; заучивание роли.
Подводя итог, хочется отметить, что театрализованная деятельность
оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. С помощью
театрализованных
занятий
можно
решать
практически
все
задачи
образовательной области «Речевое развитие» и наряду с основными
методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать
этот богатейший материал словесного творчества.