Автор: Багрова Анастасия Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ детский сад № 382
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ (ДИЗАРТРИЯ)
Раздел: дошкольное образование
ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕДУРЫ ПРИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ
(ДИЗАРТРИЯ)
ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕДУРЫ ПРИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ
(ДИЗАРТРИЯ)
Содержание
1.
Введение.
2.
Физиотерапевтические процедуры при спастической форме дизартрии:
СМТ
Индуктотерапия
Электрофорез
ИЛГ
Лобно-шейная методика наложения электродов
Ультразвуковая терапия
Индуктотермия
Теплолечение
Электроанестезия
Водолечение
3.
Физиотерапевтические процедуры при паретичной форме дизартрии:
Электростимуляция мимических мышц с электрофорезом на лицо
Ультразвуковая терапия
4. Вывод.
Введение
Большую помощь при коррекции речевых нарушений
оказывают физиотерапевтические процедуры,
нормализующие функциональное состояние
центральной нервной системы. Комплексный метод
улучшает регуляцию жизненно важных функций,
нормализует возбудимость и проводимость нервно-
мышечного аппарата, центральной и вегетативной
нервной системы.
В результате у детей, имеющих дизартрию, нормализуется
трофика тканей, снижается мышечный спазм,
ригидность мышц.
В начальных стадиях физиотерапия направлена не только
на профилактику осложнений, но и на купирование их
проявлений.
Синусоидальные
модулированные токи
Они снижают спастичность артикуляционных
мышц, улучшают речь. Используется методика
В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы
гортани и дна ротовой полости, частота 80—100
Гц, глубина модуляций 50—75%, сила тока
регулируется до ощущения легкой вибрации —
3—5 мА, длительность процедуры 6—10 мин,
курс 15— 20 процедур. Процедуру проводят
непосредственно перед занятием с логопедом.
Индуктотерапия
Хороший эффект при спастической форме псевдо
бульбарной дизартрии дает индуктотерапия,
которая уменьшает спазм мышц, улучшает
трофику тканей, крово- и лимфообращение.
Применяют аппараты ДВК-1, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ
длительность процедур 8—10 мин, проводятся они
ежедневно. При легкой степени спастичности —
курс 10 дней, при более тяжелой до 20 процедур.
Через 30 мин после процедуры проводится
занятие. 2 сохраняется в течение 2—3 месяцев. При
тяжелой форме спастической дизартрии через 3—
4 месяца необходимо повторить курс.
Электрофорез
У детей с речевыми нарушениями довольно часто
наблюдается выраженная асимметрия
мимических мышц. В этих случаях назначают
электрофорез (кальция хлорида, натрия
салицилата, магния сульфата, прозерина,
галантамина). Электрофорез проводят методом
полумаски на пораженную половину лица. Сила
тока от 1 до З мА, продолжительность 10—20
мин, курс лечения 10—15 процедур, ежедневно.
Искусственная локальная гипотермия
Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется
следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной
(марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам
лицевого черепа ребенка, накладывают поочередно на
мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта,
большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную
мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной
зоны. Продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7
мин, одномоментное наложение льда на одну из зон от 5 до
30 сек. Курс лечения включает 15—20 ежедневных сеансов.
Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопедические занятия
с ребенком по выработке новых речедвигательных навыков.
У всех детей после проведенного курса ИЛГ возникают
значительные улучшения.
Лобно-шейная методика наложения электродов
В последнее время специалистами широко
используется лобно-шейная методика наложения
электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы
аппарата: частота 800—900 Гц, сила тока от 0,5 до
0,8 мА, длительность процедуры 45—60 мин. Курс
составляет 10— 12 сеансов.
После снятия электродов отмечается снижение
мышечной напряженности. Анализ динамики
клинической симптоматики показывает
улучшение коррекции.
Методику можно широко примёнять не только в
стационаре, но и в поликлинике.
Ультразвуковая терапия
Ультразвуковая терапия особенно показана при смешанной
форме псевдобульбарной дизартрии (спастических
параличах) Для лечения контрактур используется
аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2—
0,4 Вт/см режим непрерывный, продолжительность
процедуры 4-5 мин, проводится через день или
ежедневно, в зависимости от индивидуальных
особенностей речевого дефекта. Курс включает 8—10
процедур.
Индуктотермия
Индуктотермия - лечение переменным электро-
магнитным током высокой частоты.
Используются аппараты дВК-1, ДКВ-2 или
ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1. При легкой степени
речедвигательных нарушений применяется
один этап лечения: продолжительность
процедуры 8—10 мин, ежедневно, 10 дней.
При более тяжелых спастических явлениях
проводится повторный курс, состоящий из 20
ежедневных процедур.
Теплолечение
Из различных теплоносителей в основном
используется грязь, так как она воздействует на
компенсаторные механизмы, а также
предотвращает развитие грубых
послеоперационных рубцов, особенно при
ринолалии.
Рекомендуются следующие методики грязелечения.
1. Грязевые аппликации на шейно-
воротниковую зону (по Щербакову).
Цель данной процедуры — стимуляция
кровообращения в сосудах мозга путем
активизации функций симпатических
шейных узлов.
Методика. Температура грязи 38—40,5 ос.
Продолжительность первой процедуры 8—10
МИН, С увеличением до 12—15 мин. Грязевой
воротник накладывается на заднебоковые
поверхности шеи. Курс лечения составляет 7
—10 процедур.
2. Грязевые аппликации (по
методике Н. Я. Анашкина).
Цель — улучшение кровоснабжения, трофики
тканей, снижение тонуса спастичных мышц.
Методика. На слой марли от носа до
подбородка и на 3—5 см от углов рта
накладывают грязевую лепешку.
Температура грязи 38—40 0 время
воздействия 10— 15 мин в зависимости от
возраста и тяжести состояния. Курс
рассчитан на 10—15 процедур.
3. Гальваногрязь.
Цель — снижение возбуждения нервной
системы, улучшение трофики тканей.
Используется шейно-воротниковая методика:
температура 36°С, сила воздействия 0,05
мА/см
2
продолжительность 10 мин, курс
лечения 8—10 процедур в комплексе с
лечебной физической культурой (ЛФК).
Электроанестезия
Методика. Электроанестезия проводится по методике К. А.
Семеновой. Воздействие импульсивным током
проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует
или слабо развита речь.
Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы
захватывать им большой палец (для этого используются
аппараты АСМ-2, АСМ-3 и «Электросон»). Сила тока
постепенно увеличивается с 2 До 10—12 мА очень
медленными и плавными движениями потенциометра,
так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может
вызвать у ребенка неприятные болезненные ощущения,
что недопустимо при проведении процедуры.
Процедура проводится ежедневно в течение 25—30 дней.
Водолечение
Комплексный метод коррекции речевых аномалий
включает использование минеральных ванн
различно го состава: пресные, хвойные, родоновые,
сульфидные, углекислые и т. д. Методика
приготовлении сульфидной ванны: температура
воды 36 °С, концентрация 25— 50 мг/л,
продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс
составляет 9—10 процедур через день. Во избежание
перегрузки рекомендуется следующая схема
применения: 1-й день — массаж плюс сульфидные
ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с
последующем применением процедур.
Электростимуляция мимических
мышц с электрофорезом на лицо.
Для электростимуляции используются аппараты
АСМ-2, АСМ- 3, ГЭИ, сила тока подбирается
индивидуально, число сокращений составляет 8
— 24 в минуту, продолжительность 10—15 мин.
Цель процедуры — улучшение проводимости
нервных импульсов, кровоснабжения, обменных
процессов в мышцах увеличение массы
мышечных волокон и их силы, а также
профилактика атрофии мышц. Обязательно
учитываются противопоказания к
использованию электростимуляции.
Ультразвуковая терапия для
стимуляции нервных волокон.
Методика. Интенсивность воздействия
составляет 0,05—0,2 Вт/см режим
импульсивный, излучающая поверхность
ультразвуковой головки (при воздействии
на лицо) 1—4 см
2
продолжительность одной
процедуры от З до 5 мин. Курс 8—12
процедур. В этот период рекомендуются
общие минеральные или родоновые ванны.
Вывод
Эффективность коррекционной логопедической
работы значительно возрастает благодаря
продуманному, целенаправленному
использованию различных
физиотерапевтических методов с учетом
индивидуальных особенностей речевого дефекта
(тяжести формы дизартрии), возраста ребенка,
неспецифических свойств физического фактора
в соответствии с терапевтически ми целями в
комплексе с психотерапевтической,
логопедической работой, а также с
медикаментозным воз действием.