Автор: Озеркевич Наталья Александровна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: КГБПОУ "Шушенский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: Красноярский край, п.г.т. Шушенское
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов на уроках химии с использованием развивающего обучения
Раздел: среднее профессиональное
Организация самостоятельной работы студентов на уроках химии с
использованием развивающего обучения.
В
процессе
обучения
химии
использую
технологию
развивающего
обучения, методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность
и
деятельность
обучающихся:
творческие
задания,
проблемная
беседа,
исследовательский и проектный метод, задания на развитие внимания, памяти,
мышления обучающихся, на поиск закономерностей, на сравнение, обоснование и
доказательство, классификацию, создание образа, создание логической схемы.
Для
реализации
концепции
развития
личности
использую
разнообразные
творческие задания, выполнение которых развивает память, внимание, мышление,
речь. Для развития внимания учу замечать все более типичное, характерное; при
чтении химических текстов - охватывать своим вниманием как можно большую
часть текста, улавливая смысл прочитанного. Практикую развитие концентрации
и распределения внимания. Для этого использую следующие задания: вставить
пропущенные формулы веществ в уравнения реакций;
исключить лишнее;
выбрать вещество, не принадлежащее к данной группе; найти ошибки и
исправить.
Для
развития
воображения
помогаю
представлять
увиденный
химический объект и закреплять его в памяти в виде образа, используя
следующие
задания:
назвать
символы
химических
элементов,
используя
стихотворение; сопоставить химический знак его произношение и название;
изобразить объемные модели и макеты кристаллических решеток. Для развития
памяти практикую: запоминание без записей (факты, имена, новые термины и
др.), запоминание путем повторения информации; установление связей между
запоминаемым объектом и конкретными символами, буквами, схемами; подбор
антонимов к химическим понятиям; эмоциональное запоминание – использование
интересного и необычного материала, способного вызвать яркую эмоциональную
реакцию у студентов; стихотворения; химический эксперимент. Для развития
теоретического мышления развиваю умения: выдвигать и точно формулировать
учебные гипотезы; использовать имеющие химические теории и законы для
объяснения известных фактов и явлений. Использую для этого следующие
задания: установить соответствие между формулой вещества и его названием;
исходя из распределения электронов по энергетическим уровням в атомах,
указать, какие из элементов следует отнести к металлам; отыскать названия
лабораторных приборов, изображенных на картинке; химический диктант. Для
развития практического мышления решаем практические задачи, требующие
логических операций: химический эксперимент; домашняя практическая работа
по рекомендуемым опытам. Развитие творческого мышления осуществляю путем
выдвижения новых, оригинальных учебных гипотез, разработки теоретических
положений, нетривиального решения учебных проблем: получите название
земной оболочки, добавив букву «ф» в название химического элемента третьего
периода (сера - сфера); получите название химического элемента, убрав две буквы
из названия корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом (титаник –
титан). Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиваю через
изучение
реальных
химических
объектов,
идеализированные
или
материализованные
(в
рисунках,
схемах,
формулах),
образы
химических
объектов. Даю задание составить химические формулы возможных оксидов,
комбинируя приведенные в таблице части формул слева направо и сверху вниз.