Напоминание

«Формирование универсальных учебных действий как средство развития твор-ческого потенциала и познавательных способностей учащихся»


Автор: Томина Юлия Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная кадетская школа №4"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Инновационный педагогический проект
Тема: «Формирование универсальных учебных действий как средство развития твор-ческого потенциала и познавательных способностей учащихся»
Раздел: среднее образование





Назад




КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического проекта: «Формирование универсальных

учебных действий как средство развития творческого потенциала и познаватель-

ных способностей учащихся», проект опубликован на образовательном портале.

1.2. Автор – разработчик: Томина Ю.В.

1.3. Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2019-

2021 г.

1.4. Адрес педагогического опыта.

Педагогический опыт предназначен для педагогов, работающих в 5-8 классах,

занимающихся вопросами формирования УУД. Предложенный в системе работы

механизм и этапы деятельности могут быть использованы на уроках русского язы-

ка и литературы и во внеучебной деятельности.

1.5. Участники проекта: педагог, учащиеся, родители.

2. Содержательно-целевые параметры:

2.1.Актуальность педагогического проекта.

Необходимость разработки инновационного проекта обусловлена концеп-

туальными основами нормативных документов: Законом РФ «Об образовании в

Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Приказом Министерства об-

разования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утвер-

ждении федерального государственного образовательного стандарта основного об-

щего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении

изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.

№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31.12.2015 №

1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный

стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»).

Сегодня востребован определённый тип личности, обладающий качествами,

необходимыми для построения профессионального плана действий, обеспечения

высокой социальной мобильности: умением приспосабливаться к изменениям, лю-

бознательностью, гибкостью, способностью сохранять самообладание в условиях

неопределенности, умением накапливать опыт в нескольких областях; способно-

стью к созиданию и творчеству. Выпускник школы должен быть вооружен не толь-

ко основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой дея-

тельности, но и уметь самостоятельно добывать знания, адекватно оценивать ре-

зультаты своей деятельности, обладать универсальными учебными действиями.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приори-

тетной целью школьного образования становится развитие творческой личности

учащегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, анализировать

информацию, выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором тех-

нологий. В связи с этим необходимо использовать такие методы обучения, которые

1

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся

в учении; формировали бы компетенции, умения, непосредственно сопряжённые с

опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно наце-

лены на развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся.

В современную практику прочно вошли информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ), которые позволяют осуществить индивидуальный подход

(учесть индивидуальные способности), значительно расширить рамки и изменить

формат олимпиад и конкурсов, способствующих развитию интеллектуального и

творческого потенциала учащегося. В настоящее время в Сети существует большое

количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении Ин-

тернет-олимпиад и дистанционных конкурсов, увлекательных и интересных форм

занятий, главная цель которых – это организация для детей нужных условий с це-

лью формирования креативного потенциала, обнаружения творческих способно-

стей, приобретения навыков работы с информационными технологиями.

В системе школьного образования существуют разнообразные формы орга-

низации творческой деятельности учащихся. Дистанционные олимпиады по рус-

скому языку и литературе, конкурсы, викторины, марафоны знаний выявляют

скрытые возможности и таланты учащегося, помогают решать проблемы творче-

ской реализации личности посредством информационно-коммуникационных тех-

нологий. Особое значение в развитии интеллектуального потенциала, творческих

компетенций учащихся играют победы в олимпиадах и конкурсах различных уров-

ней.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствую-

щего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти зна-

ния в жизни.

Проблема: уровень современных требований к качественным характеристи-

кам выпускников школ выявляют противоречия между потребностью общества в

личности, обладающей высоким уровнем творческой компетентности, и недоста-

точной сформированностью данного качества у учащихся общеобразовательных

учреждений (превалирует знаниевый подход).

На мой взгляд, если использовать потенциал дистанционных олимпиад и

конкурсов для развития творческих способностей, то это способствует формирова-

нию универсальных учебных действий, повышению мотивации учащихся к рас-

крытию интеллектуального потенциала, формированию личности, способной к

самоутверждению, самореализации и успешной социализации.

Данная система обучения создает условия для раскрытия, развития и реали-

зации личностных качеств подростков за счет формирования универсальных учеб-

ных действий и способов интеллектуальной и практической деятельности. Нетра-

диционные формы деятельности и технологии повышают мотивацию обучения и

интерес к предмету, обеспечивают развитие творческих способностей учащихся и

возможностей к их самореализации, формируют обстановку творческого сотрудни-

чества и конкуренции, предоставляет каждому ученику возможность реализовать

себя в познании.

Объект исследования: творческие способности как способ формирования универ-

сальных учебных действий.

2

Предмет исследования: дистанционные формы организации работы для развития

творческих способностей, направленные на формирование универсальных учебных

действий; поиск методов и средств обучения, позволяющих эффективно повышать

уровень творческой компетентности учащихся.

2.2. Цели и задачи педагогического проекта.

Цель проекта: развитие творческих способностей для активизации знаний уча-

щихся и формирования универсальных учебных действий, их применение в не-

стандартных ситуациях, позволяющих подготовить творческую, компетентную, со-

циально-ответственную личность выпускника.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1.

изучение методологии проблемы;

2.

определение наиболее эффективных форм, методов и приемов для развития

у учащихся творческих способностей и формирования универсальных учеб-

ных действий;

3.

развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков прак-

тического решения творческих задач, разработка системы творческих зада-

ний, объединяющих урочную и внеурочную деятельность;

4.

формирование практических навыков работы в различных видах литератур-

ной деятельности;

5.

развитие коммуникативной компетентности школьников через использова-

ние коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;

6.

создание условий для успешной творческой самореализации учащихся через

организацию индивидуальной работы по подготовке к

результативному уча-

стию

конкурсах и олимпиадах.

7.

воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отноше-

ния к действительности, к произведениям художественной литературы, к

русскому языку, к национальным традициям русского народа.

8.

подбор системы методов и приемов, направленных на формирование универ-

сальных учебных действий, способствующих развитию познавательных ин-

тересов и творческих способностей учащихся.

Ключевые УУД для достижения целей и задач проекта:

1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие уме-

ния участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

(сотрудничество): задавать вопросы; вести дискуссию; договариваться и

приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в си-

туации столкновения интересов; составлять устные и письменные монологи-

ческие высказывания, используя информацию, полученную из разных источ-

ников, приводить убедительные доказательства.

2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поис-

ковую и исследовательскую деятельность: осуществлять поиск необходимой

информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в

открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет; ис-

пользовать знаково-символические средства для структурирования, пред-

ставления информации; преобразовывать, творчески переделывать объект.

3

3. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на фор-

мирование целевых установок учебной деятельности, на формирование

контрольно-оценочной деятельности.

4. Личностные (или всё же мировоззренческие) универсальные учебные

действия, отражающие отношение к социальным ценностям: осознавать, и

принимать жизненные ценности; различать основные нравственно-этические

понятия; соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета;

оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведе-

ния; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих. Именно личностные (мировоззренческие) УУД позволяют

сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения

учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредмет-

ный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, лич-

ностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают

преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе органи-

зации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-

предметного содержания.

2.3. Инновационная направленность педагогического проекта.

Новизна проекта заключается в системном использовании различных видов

заданий на уроках русского языка и литературы, в организации событийных меро-

приятий для формирования универсальных учебных действий. Уровень новизны

опыта можно определить как творческий.

В рамках заявленной темы проекта в содержание предмета «русский язык»,

«литература» внесены существенные изменения, позволяющие подобрать методы

и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий,

способствующих развитию креативных способностей.

В своей работе активно использую технологию проектно-исследовательской

деятельности, технологию уровневой дифференциации.

Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, твор-

ческого мышления, способности анализировать и делать выводы.

2.4. Методологическая база педагогического проекта.

ФГОС нового поколения поставил на первое место в качестве главных результа-

тов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные

учебные действия (УУД). Таким образом, актуальной и новой задачей образования

становится обеспечение развития УУД как важной составляющей фундаменталь-

ного ядра современного образования. Современная система образования должна

обеспечить формирование совокупности УУД школьников.

Основа проекта - системно-деятельностный подход (идеи Л.С.Выготского, А.Н.

Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова). А.Г. Асмолов,

Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина и С.В. Молчанов.

2.5.Педагогическая целесообразность педагогического проекта.

4

2.6. Психологическая целесообразность педагогического проекта.

Целевой аудиторией настоящего педагогического проекта являются учащиеся

основной общеобразовательной школы, педагоги, использующие приёмы по фор-

мированию УУД на уроках русского языка и литературы, родители учащихся.

2.7. Социальная направленность педагогического проекта.

На уроках литературы стараюсь создать комфортные условия для работы и раз-

вития обучающихся посредством использования здоровьесберегающих технологий

и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываю возрастные особенности

школьника, уровень его развития и образовательных достижений. Провожу диа-

гностику и мониторинг достижений обучающихся для планирования работы по

формированию УУД. Осуществляю постоянную связь с родителями обучающихся

(их законными представителями). Отношения с родителями строю на принципах

сотрудничества. Создаю условия для осознанного бережного отношение к своему

здоровью как духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в со-

ответствии с санитарными нормами и правилами, чередую различные виды дея-

тельности, провожу «физкультминутки». Домашнее задание не превышает объёма

классной работы и носит дифференцированный характер.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных ме-

роприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обуче-

ния: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого;

вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддержи-

вать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного

отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориен-

тиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих диффе-

ренцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, испытывает чувство

гордости за значимость результата своей работы.

Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом

мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учеников

и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколе-

ния сторону – родителей, а также социальных партнеров.

2.8.Содержательная сторона проекта

На первом этапе проводится анкетирование с целью углубления зна-

ний и выявления затруднений у учащихся по темам и блокам программ.

Выбирая формы занятий, участники олимпиад все более останавливаются

на активных формах: тренинги, дискуссии, практические работы, работы с

картой, схемой, картинкой, фотографией, статистическим материалом, компью-

терной презентацией. Так как одной из ведущих целей подготовки детей к олим-

пиадам становится формирование у школьников умения самостоятельно рабо-

тать с информацией: находить нужные сведения, преобразовывать их с учетом

поставленной цели, применять их в решении теоретических и практических за-

дач, то формы занятий по рейтингу выстроились следующим образом:

1.

самостоятельная и групповая работа;

2.

семинары и практикумы по отобранному материалу;

5

3.

практическая работа: решение тестовых задач, решение задач на логику, ре-

шение креативных заданий, требующих межпредметных знаний, фактов обще-

ственной жизни и анализа личного опыта.

4.

Лекция.

Второй этап подготовки связан с разработкой программы и учебного пла-

на занятий педагога с учащимися. В данной связи особое внимание обращается

на следующие подходы:

Деятельностный подход, который связан с индивидуальной траекторией

поиска, отбора, анализа, использования информации самим школьником для аргу-

ментации своих взглядов, позиций, мнений.

Содержательная целостность материала, выражающая весь комплекс

заданий и их отработка;

Практическая направленность, связанная с социализацией учащихся:

знание фактов общественной жизни, описание и применение своего жизненного

опыта;

Системный характер проектирования содержания заданий и логику их

развертывания, переход от заданий репродуктивного характера к заданиям

творческим или поискового характера.

Третий этап связан с проведением самих занятий, основанных прежде

всего, как на групповой форме деятельности, так и на тьюторском сопровожде-

нии индивидуально каждого участника. В конце каждого занятия каждый ученик

представляет учителю индивидуальную программу необходимой ему помощи.

Основываясь на этих данных, учителем составляется проект следующего заня-

тия, продуктивность которого зависит от точности, сформулированного учени-

ком пожелания.

Четвертый этап

работы

связан

с

рефлексией

по

итогам ин-

дивидуальной и групповой формы работы, где обычно используется анкета с ме-

тодическим приемом неоконченного предложения:

Мой эмоциональный комфорт сегодня был ___________;

Лично для меня сегодня было важным_______________;

На следующем занятии я считаю нужным ____________;

Мне хотелось бы поделиться опытом ______________.

Таким образом, дистанционные олимпиады и конкурсы формируют у уча-

щихся устойчивые положительные эмоции, вызывают позитивную мотивацию к

обучению, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, активную

жизненную позицию, учат анализировать свою учебную деятельность, развивают

технические навыки использования компьютерных программ. Участие в дистанци-

онных олимпиадах и конкурсах помогает учащемуся обрести веру в себя, свои воз-

можности, увидеть свой креативный потенциал.

6



В раздел образования