Автор: Томина Юлия Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная кадетская школа №4"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: Инновационный педагогический проект
Тема: «Формирование универсальных учебных действий как средство развития твор-ческого потенциала и познавательных способностей учащихся»
Раздел: среднее образование
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1.Формальные параметры:
1.1. Наименование педагогического проекта: «Формирование универсальных
учебных действий как средство развития творческого потенциала и познаватель-
ных способностей учащихся», проект опубликован на образовательном портале.
1.2. Автор – разработчик: Томина Ю.В.
1.3. Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2019-
2021 г.
1.4. Адрес педагогического опыта.
Педагогический опыт предназначен для педагогов, работающих в 5-8 классах,
занимающихся вопросами формирования УУД. Предложенный в системе работы
механизм и этапы деятельности могут быть использованы на уроках русского язы-
ка и литературы и во внеучебной деятельности.
1.5. Участники проекта: педагог, учащиеся, родители.
2. Содержательно-целевые параметры:
2.1.Актуальность педагогического проекта.
Необходимость разработки инновационного проекта обусловлена концеп-
туальными основами нормативных документов: Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Приказом Министерства об-
разования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утвер-
ждении федерального государственного образовательного стандарта основного об-
щего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31.12.2015 №
1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»).
Сегодня востребован определённый тип личности, обладающий качествами,
необходимыми для построения профессионального плана действий, обеспечения
высокой социальной мобильности: умением приспосабливаться к изменениям, лю-
бознательностью, гибкостью, способностью сохранять самообладание в условиях
неопределенности, умением накапливать опыт в нескольких областях; способно-
стью к созиданию и творчеству. Выпускник школы должен быть вооружен не толь-
ко основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой дея-
тельности, но и уметь самостоятельно добывать знания, адекватно оценивать ре-
зультаты своей деятельности, обладать универсальными учебными действиями.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приори-
тетной целью школьного образования становится развитие творческой личности
учащегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, анализировать
информацию, выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором тех-
нологий. В связи с этим необходимо использовать такие методы обучения, которые
1
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся
в учении; формировали бы компетенции, умения, непосредственно сопряжённые с
опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно наце-
лены на развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся.
В современную практику прочно вошли информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ), которые позволяют осуществить индивидуальный подход
(учесть индивидуальные способности), значительно расширить рамки и изменить
формат олимпиад и конкурсов, способствующих развитию интеллектуального и
творческого потенциала учащегося. В настоящее время в Сети существует большое
количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении Ин-
тернет-олимпиад и дистанционных конкурсов, увлекательных и интересных форм
занятий, главная цель которых – это организация для детей нужных условий с це-
лью формирования креативного потенциала, обнаружения творческих способно-
стей, приобретения навыков работы с информационными технологиями.
В системе школьного образования существуют разнообразные формы орга-
низации творческой деятельности учащихся. Дистанционные олимпиады по рус-
скому языку и литературе, конкурсы, викторины, марафоны знаний выявляют
скрытые возможности и таланты учащегося, помогают решать проблемы творче-
ской реализации личности посредством информационно-коммуникационных тех-
нологий. Особое значение в развитии интеллектуального потенциала, творческих
компетенций учащихся играют победы в олимпиадах и конкурсах различных уров-
ней.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствую-
щего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти зна-
ния в жизни.
Проблема: уровень современных требований к качественным характеристи-
кам выпускников школ выявляют противоречия между потребностью общества в
личности, обладающей высоким уровнем творческой компетентности, и недоста-
точной сформированностью данного качества у учащихся общеобразовательных
учреждений (превалирует знаниевый подход).
На мой взгляд, если использовать потенциал дистанционных олимпиад и
конкурсов для развития творческих способностей, то это способствует формирова-
нию универсальных учебных действий, повышению мотивации учащихся к рас-
крытию интеллектуального потенциала, формированию личности, способной к
самоутверждению, самореализации и успешной социализации.
Данная система обучения создает условия для раскрытия, развития и реали-
зации личностных качеств подростков за счет формирования универсальных учеб-
ных действий и способов интеллектуальной и практической деятельности. Нетра-
диционные формы деятельности и технологии повышают мотивацию обучения и
интерес к предмету, обеспечивают развитие творческих способностей учащихся и
возможностей к их самореализации, формируют обстановку творческого сотрудни-
чества и конкуренции, предоставляет каждому ученику возможность реализовать
себя в познании.
Объект исследования: творческие способности как способ формирования универ-
сальных учебных действий.
2
Предмет исследования: дистанционные формы организации работы для развития
творческих способностей, направленные на формирование универсальных учебных
действий; поиск методов и средств обучения, позволяющих эффективно повышать
уровень творческой компетентности учащихся.
2.2. Цели и задачи педагогического проекта.
Цель проекта: развитие творческих способностей для активизации знаний уча-
щихся и формирования универсальных учебных действий, их применение в не-
стандартных ситуациях, позволяющих подготовить творческую, компетентную, со-
циально-ответственную личность выпускника.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1.
изучение методологии проблемы;
2.
определение наиболее эффективных форм, методов и приемов для развития
у учащихся творческих способностей и формирования универсальных учеб-
ных действий;
3.
развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков прак-
тического решения творческих задач, разработка системы творческих зада-
ний, объединяющих урочную и внеурочную деятельность;
4.
формирование практических навыков работы в различных видах литератур-
ной деятельности;
5.
развитие коммуникативной компетентности школьников через использова-
ние коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
6.
создание условий для успешной творческой самореализации учащихся через
организацию индивидуальной работы по подготовке к
результативному уча-
стию
конкурсах и олимпиадах.
7.
воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отноше-
ния к действительности, к произведениям художественной литературы, к
русскому языку, к национальным традициям русского народа.
8.
подбор системы методов и приемов, направленных на формирование универ-
сальных учебных действий, способствующих развитию познавательных ин-
тересов и творческих способностей учащихся.
Ключевые УУД для достижения целей и задач проекта:
1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие уме-
ния участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания
(сотрудничество): задавать вопросы; вести дискуссию; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в си-
туации столкновения интересов; составлять устные и письменные монологи-
ческие высказывания, используя информацию, полученную из разных источ-
ников, приводить убедительные доказательства.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поис-
ковую и исследовательскую деятельность: осуществлять поиск необходимой
информации в разных источниках (включая электронные, цифровые), в
открытом информационном пространстве, в том числе в сети Интернет; ис-
пользовать знаково-символические средства для структурирования, пред-
ставления информации; преобразовывать, творчески переделывать объект.
3
3. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на фор-
мирование целевых установок учебной деятельности, на формирование
контрольно-оценочной деятельности.
4. Личностные (или всё же мировоззренческие) универсальные учебные
действия, отражающие отношение к социальным ценностям: осознавать, и
принимать жизненные ценности; различать основные нравственно-этические
понятия; соотносить поступок с моральной нормой; с кодексом чести кадета;
оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нормами этики и поведе-
ния; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих. Именно личностные (мировоззренческие) УУД позволяют
сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения
учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредмет-
ный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, лич-
ностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают
преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе органи-
зации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-
предметного содержания.
2.3. Инновационная направленность педагогического проекта.
Новизна проекта заключается в системном использовании различных видов
заданий на уроках русского языка и литературы, в организации событийных меро-
приятий для формирования универсальных учебных действий. Уровень новизны
опыта можно определить как творческий.
В рамках заявленной темы проекта в содержание предмета «русский язык»,
«литература» внесены существенные изменения, позволяющие подобрать методы
и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий,
способствующих развитию креативных способностей.
В своей работе активно использую технологию проектно-исследовательской
деятельности, технологию уровневой дифференциации.
Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, твор-
ческого мышления, способности анализировать и делать выводы.
2.4. Методологическая база педагогического проекта.
ФГОС нового поколения поставил на первое место в качестве главных результа-
тов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные
учебные действия (УУД). Таким образом, актуальной и новой задачей образования
становится обеспечение развития УУД как важной составляющей фундаменталь-
ного ядра современного образования. Современная система образования должна
обеспечить формирование совокупности УУД школьников.
Основа проекта - системно-деятельностный подход (идеи Л.С.Выготского, А.Н.
Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова). А.Г. Асмолов,
Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина и С.В. Молчанов.
2.5.Педагогическая целесообразность педагогического проекта.
4
2.6. Психологическая целесообразность педагогического проекта.
Целевой аудиторией настоящего педагогического проекта являются учащиеся
основной общеобразовательной школы, педагоги, использующие приёмы по фор-
мированию УУД на уроках русского языка и литературы, родители учащихся.
2.7. Социальная направленность педагогического проекта.
На уроках литературы стараюсь создать комфортные условия для работы и раз-
вития обучающихся посредством использования здоровьесберегающих технологий
и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываю возрастные особенности
школьника, уровень его развития и образовательных достижений. Провожу диа-
гностику и мониторинг достижений обучающихся для планирования работы по
формированию УУД. Осуществляю постоянную связь с родителями обучающихся
(их законными представителями). Отношения с родителями строю на принципах
сотрудничества. Создаю условия для осознанного бережного отношение к своему
здоровью как духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в со-
ответствии с санитарными нормами и правилами, чередую различные виды дея-
тельности, провожу «физкультминутки». Домашнее задание не превышает объёма
классной работы и носит дифференцированный характер.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных ме-
роприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обуче-
ния: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого;
вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддержи-
вать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного
отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориен-
тиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих диффе-
ренцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, испытывает чувство
гордости за значимость результата своей работы.
Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом
мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учеников
и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколе-
ния сторону – родителей, а также социальных партнеров.
2.8.Содержательная сторона проекта
На первом этапе проводится анкетирование с целью углубления зна-
ний и выявления затруднений у учащихся по темам и блокам программ.
Выбирая формы занятий, участники олимпиад все более останавливаются
на активных формах: тренинги, дискуссии, практические работы, работы с
картой, схемой, картинкой, фотографией, статистическим материалом, компью-
терной презентацией. Так как одной из ведущих целей подготовки детей к олим-
пиадам становится формирование у школьников умения самостоятельно рабо-
тать с информацией: находить нужные сведения, преобразовывать их с учетом
поставленной цели, применять их в решении теоретических и практических за-
дач, то формы занятий по рейтингу выстроились следующим образом:
1.
самостоятельная и групповая работа;
2.
семинары и практикумы по отобранному материалу;
5
3.
практическая работа: решение тестовых задач, решение задач на логику, ре-
шение креативных заданий, требующих межпредметных знаний, фактов обще-
ственной жизни и анализа личного опыта.
4.
Лекция.
Второй этап подготовки связан с разработкой программы и учебного пла-
на занятий педагога с учащимися. В данной связи особое внимание обращается
на следующие подходы:
Деятельностный подход, который связан с индивидуальной траекторией
поиска, отбора, анализа, использования информации самим школьником для аргу-
ментации своих взглядов, позиций, мнений.
Содержательная целостность материала, выражающая весь комплекс
заданий и их отработка;
Практическая направленность, связанная с социализацией учащихся:
знание фактов общественной жизни, описание и применение своего жизненного
опыта;
Системный характер проектирования содержания заданий и логику их
развертывания, переход от заданий репродуктивного характера к заданиям
творческим или поискового характера.
Третий этап связан с проведением самих занятий, основанных прежде
всего, как на групповой форме деятельности, так и на тьюторском сопровожде-
нии индивидуально каждого участника. В конце каждого занятия каждый ученик
представляет учителю индивидуальную программу необходимой ему помощи.
Основываясь на этих данных, учителем составляется проект следующего заня-
тия, продуктивность которого зависит от точности, сформулированного учени-
ком пожелания.
Четвертый этап
работы
связан
с
рефлексией
по
итогам ин-
дивидуальной и групповой формы работы, где обычно используется анкета с ме-
тодическим приемом неоконченного предложения:
Мой эмоциональный комфорт сегодня был ___________;
Лично для меня сегодня было важным_______________;
На следующем занятии я считаю нужным ____________;
Мне хотелось бы поделиться опытом ______________.
Таким образом, дистанционные олимпиады и конкурсы формируют у уча-
щихся устойчивые положительные эмоции, вызывают позитивную мотивацию к
обучению, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, активную
жизненную позицию, учат анализировать свою учебную деятельность, развивают
технические навыки использования компьютерных программ. Участие в дистанци-
онных олимпиадах и конкурсах помогает учащемуся обрести веру в себя, свои воз-
можности, увидеть свой креативный потенциал.
6