Напоминание

"Игра как средство образовательной деятельности"


Автор: Ахметзянова Лариса Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад №188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: проект в группе раннего возраста
Тема: "Игра как средство образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федеральное государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – Детский сад №188»

ПРОЕКТ

Воспитатели:

Ахметзянова Лариса Эдуардовна

Тарасова Наталья Павловна

г.Владивосток

2022 г.

Проект

«Игра как средство образовательной деятельности»

Актуальность:

в

настоящее время

в

самых

разных

системах

обучения

игре

отводится

особое

место.

Объясняется это тем, что игра очень созвучна природе

ребёнка. Игра

для

него

не

просто

интересное

времяпрепровождение,

а

способ

моделирования

взрослого мира,

его взаимоотношений, приобретение

опыта общения и новых знаний. Игра – это

подлинная социальная практика ребёнка, его реальная

жизнь

в

обществе

сверстников.

Поэтому

актуальной

является

проблема

использования игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его

положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена

общества. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Проблема: Наши дети стали меньше играть, у современных ребят отсутствуют

игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Время, отведённое для игры,

заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами

деятельности.

Проблема игровой деятельности дома:

- Игрушки (монстры, трансформеры, куклы с «нечеловеческим изображением»).

- Свободный доступ к телевизору, компьютеру, телефонам.

- Раннее обучение детей.

-

Отношение родителей к игре. У родителей часто недостаточно внимания

к

игровой

деятельности

детей

и

знаний

в

области

возрастных

особенностей

игровой деятельности их детей.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре.

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Игра активизирует волю и ум и ребёнка.

Игра повышает жизнедеятельность организма.

Игра способствует физическому развитию.

Игра нужна, чтобы ребёнок рос жизнерадостным, здоровым и крепким.

Педагогический процесс строится с учётом сенситивных периодов детей раннего

возраста, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными

умениями.

Цель

проекта:

раскрытие

личности

ребёнка

и

развитие

его

творческого

потенциала посредством освоения игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-

создать

благоприятные

условия

для

развития

детей

в

соответствии

с

возрастными и индивидуальными возможностями;

- использовать многообразие игр в образовательной деятельности в соответствии с

возрастными особенностями детей раннего возраста;

Развивающие:

- развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки,

способствовать развитию детей через игру;

- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание

посредством игровой деятельности;

- развивать мелкую моторику;

- развивать речь, обогащать словарь.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно

общаться.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Социальные партнёры:

Педагоги: воспитатели группы, младший воспитатель

Дети группы раннего возраста.

Родители и другие члены семьи.

Планируемый результат

Для детей:

- развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем;

связывание 2-3 игровых действий в цепочку;

- самостоятельно и с желанием подбирают игрушки и атрибуты для игры;

-

у

детей

развит

активный

словарь,

любознательность

и

познавательная

мотивация.

Для родителей:

- установление партнерских отношений родителей и педагогов,

- родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации

проекта,

- родители получат необходимые педагогические знания по развитию у детей

раннего возраста игровых навыков, примут активное участие в изготовлении

пособий для игровых ситуаций.

Для педагогов:

- повышение уровня педагогической компетентности, в вопросе формирования

начальных навыков ролевого поведения детей раннего возраста;

- повышение качества работы с детьми и родителями;

- пополнение наглядно – дидактического материала группы №1

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап – подготовительный

-

определение

темы,

целей

и

задач,

содержание

проекта,

прогнозирование

результата.

-

определение

целей

и

задач

проекта,

сбор

материала,

необходимого

для

реализации цели проекта.

-

изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и

возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

-

Подбор материала и оборудования для занятий, игр. Обновление развивающей

среды.

2 этап - основной

Работа по плану проекта.

3 этап – заключительный

(Подведение итогов)

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (октябрь 2021)

Подготовка материала для образовательной деятельности, подбор иллюстраций,

картинок, подбор и изготовление дидактических игр, игр из нестандартного

оборудования, различных видов театра. Подбор различных игровых ситуаций,

Подготовка

оборудования

для

реализации

данного проекта.

Подбор

консультационного материала для родителей.

2 этап – деятельностный (ноябрь 2021 г. – апрель 2022 г.)

Проведение

образовательной

– игровой деятельности

с

детьми

по проекту

педагогами, в течение дня и во время проведения режимных моментов.

3 этап – итоговый (апрель 2022 г.).

Итоговые мероприятия: игровая ситуация «К нам пришли сегодня гости, угостим

их чаем», инсценировка сказки «Храбрый заяц».

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С детьми:

Работа с детьми велась через все разделы программы.

Содержание указанных в

стандарте

5

образовательных

областей

реализовывали

при

помощи

НОД

и

различных

.

видов игр

-

дидактические

игры,

в

том

числе

игры

на

развитие

мелкой

моторики,

внимания, мышления;

-

пальчиковые игры;

-

подвижные игры,

-

игровые ситуации.

Познавательное развитие и развитие речи

Рассматривание картин «Дети играют», «Покормим птиц», «Кто что делает»

(труд взрослых), «Наши защитники», картин из серии «Времена года».

Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т.д.

Д/игры «Подбери по цвету», «Найди пару», «У кого такой же?», «Починим

паровозик», «Отгадай, кто к нам пришёл» (домашние животные) и др.

Чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко»,

«Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

Разучивание стихотворений из книги А. Барто «Игрушки».

Чтение потешек «Чики - чики - чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка» и др.

Познавательно-исследовательская деятельность

Д/игры «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», игры с водой (резиновые

игрушки, рыбки), «Тонет – не тонет», «Пускаем бумажные кораблики», «Водичка,

умой мое личико!», игры с песком, игры со снегом.

Настольные игры: вкладыши, крупная мозаика, игры с прищепками.

Сюжетное конструирование

: «Стол и стул для Зайки», «Домик для матрёшки»,

«Построим дом для зайца и мишки», «Забор для петушка».

Социально-коммуникативное развитие

Игровые ситуации: «Знакомство с куклой Катей», «Уложим куклу спать»,

«У куклы Кати день рождения», «Сделаем кукле причёску» (знакомство с работой

парикмахера),

«Поможем зайке», «Мишка заболел» (знакомство с работой врача),

«Вот

мы

в

автобусе

сидим»,

«Путешествие

в

зимний

лес»,

«Постираем

платочки», «Накрываем на стол».

Настольно-печатные

игры

«Подбери

картинку»,

«Найди

пару»,

«Большой

-

маленький», «Игры для закрепления цвета», «Картинки – половинки», «Один –

много», «Времена года».

Театрализованные «Разговор с игрушкой», «Игра с куклой», «Игра с собачкой».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Морковка для зайчика», «Полотенца для лесных жителей», «Колобок

катится по дорожке», рисование с аппликацией «Открытка для мамы».

Лепка:

«Витаминки

для

мишки»,

«Печенье

для

папы»,

«Солнышко-

колоколнышко», «Клубок для котёнка».

Музыкальная деятельность (прослушивание в аудиозаписи голосов животных),

слушание музыкальных произведений по темам плана.

Хороводные игры «Матрёшка», «Большие и маленькие ножки», «Зайка шёл»,

«Ходит Ваня».

Кукольный театр сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и

мыши»,

«Поезд»,

«Птички

в

гнёздышках»,

«Догони

меня»,

«Кто

больше

соберёт», «Возьми и принеси», Игры с мячом ( катание мяча друг другу, под дугу,

подбрасывание вверх): «Лови мяч», «Кинь мяч в корзину», «Катание мяча» и др.

Народные игры «Гуси – гуси», «Зайка беленький» и др.

Физминутки: «Птички», «Медвежата», «Самолёт», «Мы старались, рисовали».

С родителями:

1.На

родительском

собрании

обсудили

работу

над

проектом,

наметили

совместное решение проблем игровой деятельности.

2. Провели опрос родителей по игровой деятельности детей дома.

3. Подготовка консультаций: «Значение игры в жизни ребёнка»,

«Как играть с ребёнком», «Игровая деятельность у детей 2-3 лет».

4. Оформление родительской доски по теме проекта, привлечение родителей

к подготовке материала для проведения игровых ситуаций.

III этап – Заключительный.

Ожидаемый результат:

Анализируя проделанную работу и результаты можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей

раннего возраста. Обогатился игровой опыт детей, дети стали играть в различные

игры самостоятельно, используют предметы заместители в играх, самостоятельно

подбирают

игрушки

и

атрибуты

для

игры.

Большинство

детей

проявляют

творчество и самостоятельность в игре.

Дети начинают играть парами и группами.

Проект

способствовал

установлению

партнёрских

отношения

родителей

с

педагогами группы. Родители владеют необходимыми знаниями по развитию у

детей

раннего

возраста

игровых

навыков,

приняли

активное

участие

в

изготовлении пособий для игровых ситуаций.

Педагоги

повысили

уровень

педагогической

компетентности,

в

вопросе

формирования начальных навыков ролевого поведения детей раннего возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ (в группе)

Картотека игровых ситуаций для детей раннего возраста.

Картинки и иллюстрации к художественным произведениям, потешкам.

Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди пару», «Учимся считать до 3»,

«Починим паровозик», д/и на классификацию предметов.

Фотоальбом.

Видеоролик «Игра как средство образовательной деятельности» (для родителей).

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Литература:

1.

Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И.

Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. . ООО «Издательство

«Детство-Пресс», 2014.

2.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей

группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2012.

3.

Калинченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников:

Методическое пособие. Айрис-Пресс, 2004.

4.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие.

ТЦ Сфера, 2019.

5.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические

рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2009.

6.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст М.,

ТЦ Сфера, 2007

7.

Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет.

сада. «Просвещение», 1997



В раздел образования