Автор: Ахметзянова Лариса Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад №188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: проект в группе раннего возраста
Тема: "Игра как средство образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – Детский сад №188»
ПРОЕКТ
Воспитатели:
Ахметзянова Лариса Эдуардовна
Тарасова Наталья Павловна
г.Владивосток
2022 г.
Проект
«Игра как средство образовательной деятельности»
Актуальность:
в
настоящее время
в
самых
разных
системах
обучения
игре
отводится
особое
место.
Объясняется это тем, что игра очень созвучна природе
ребёнка. Игра
для
него
не
просто
интересное
времяпрепровождение,
а
способ
моделирования
взрослого мира,
его взаимоотношений, приобретение
опыта общения и новых знаний. Игра – это
подлинная социальная практика ребёнка, его реальная
жизнь
в
обществе
сверстников.
Поэтому
актуальной
является
проблема
использования игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его
положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена
общества. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Проблема: Наши дети стали меньше играть, у современных ребят отсутствуют
игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Время, отведённое для игры,
заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами
деятельности.
Проблема игровой деятельности дома:
- Игрушки (монстры, трансформеры, куклы с «нечеловеческим изображением»).
- Свободный доступ к телевизору, компьютеру, телефонам.
- Раннее обучение детей.
-
Отношение родителей к игре. У родителей часто недостаточно внимания
к
игровой
деятельности
детей
и
знаний
в
области
возрастных
особенностей
игровой деятельности их детей.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Игра активизирует волю и ум и ребёнка.
Игра повышает жизнедеятельность организма.
Игра способствует физическому развитию.
Игра нужна, чтобы ребёнок рос жизнерадостным, здоровым и крепким.
Педагогический процесс строится с учётом сенситивных периодов детей раннего
возраста, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными
умениями.
Цель
проекта:
раскрытие
личности
ребёнка
и
развитие
его
творческого
потенциала посредством освоения игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-
создать
благоприятные
условия
для
развития
детей
в
соответствии
с
возрастными и индивидуальными возможностями;
- использовать многообразие игр в образовательной деятельности в соответствии с
возрастными особенностями детей раннего возраста;
Развивающие:
- развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки,
способствовать развитию детей через игру;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание
посредством игровой деятельности;
- развивать мелкую моторику;
- развивать речь, обогащать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно
общаться.
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Социальные партнёры:
Педагоги: воспитатели группы, младший воспитатель
Дети группы раннего возраста.
Родители и другие члены семьи.
Планируемый результат
Для детей:
- развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем;
связывание 2-3 игровых действий в цепочку;
- самостоятельно и с желанием подбирают игрушки и атрибуты для игры;
-
у
детей
развит
активный
словарь,
любознательность
и
познавательная
мотивация.
Для родителей:
- установление партнерских отношений родителей и педагогов,
- родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации
проекта,
- родители получат необходимые педагогические знания по развитию у детей
раннего возраста игровых навыков, примут активное участие в изготовлении
пособий для игровых ситуаций.
Для педагогов:
- повышение уровня педагогической компетентности, в вопросе формирования
начальных навыков ролевого поведения детей раннего возраста;
- повышение качества работы с детьми и родителями;
- пополнение наглядно – дидактического материала группы №1
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап – подготовительный
-
определение
темы,
целей
и
задач,
содержание
проекта,
прогнозирование
результата.
-
определение
целей
и
задач
проекта,
сбор
материала,
необходимого
для
реализации цели проекта.
-
изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и
возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
-
Подбор материала и оборудования для занятий, игр. Обновление развивающей
среды.
2 этап - основной
Работа по плану проекта.
3 этап – заключительный
(Подведение итогов)
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (октябрь 2021)
Подготовка материала для образовательной деятельности, подбор иллюстраций,
картинок, подбор и изготовление дидактических игр, игр из нестандартного
оборудования, различных видов театра. Подбор различных игровых ситуаций,
Подготовка
оборудования
для
реализации
данного проекта.
Подбор
консультационного материала для родителей.
2 этап – деятельностный (ноябрь 2021 г. – апрель 2022 г.)
Проведение
образовательной
– игровой деятельности
с
детьми
по проекту
педагогами, в течение дня и во время проведения режимных моментов.
3 этап – итоговый (апрель 2022 г.).
Итоговые мероприятия: игровая ситуация «К нам пришли сегодня гости, угостим
их чаем», инсценировка сказки «Храбрый заяц».
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С детьми:
Работа с детьми велась через все разделы программы.
Содержание указанных в
стандарте
5
образовательных
областей
реализовывали
при
помощи
НОД
и
различных
.
видов игр
-
дидактические
игры,
в
том
числе
игры
на
развитие
мелкой
моторики,
внимания, мышления;
-
пальчиковые игры;
-
подвижные игры,
-
игровые ситуации.
Познавательное развитие и развитие речи
Рассматривание картин «Дети играют», «Покормим птиц», «Кто что делает»
(труд взрослых), «Наши защитники», картин из серии «Времена года».
Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т.д.
Д/игры «Подбери по цвету», «Найди пару», «У кого такой же?», «Починим
паровозик», «Отгадай, кто к нам пришёл» (домашние животные) и др.
Чтение сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко»,
«Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
Разучивание стихотворений из книги А. Барто «Игрушки».
Чтение потешек «Чики - чики - чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка» и др.
Познавательно-исследовательская деятельность
Д/игры «Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», игры с водой (резиновые
игрушки, рыбки), «Тонет – не тонет», «Пускаем бумажные кораблики», «Водичка,
умой мое личико!», игры с песком, игры со снегом.
Настольные игры: вкладыши, крупная мозаика, игры с прищепками.
Сюжетное конструирование
: «Стол и стул для Зайки», «Домик для матрёшки»,
«Построим дом для зайца и мишки», «Забор для петушка».
Социально-коммуникативное развитие
Игровые ситуации: «Знакомство с куклой Катей», «Уложим куклу спать»,
«У куклы Кати день рождения», «Сделаем кукле причёску» (знакомство с работой
парикмахера),
«Поможем зайке», «Мишка заболел» (знакомство с работой врача),
«Вот
мы
в
автобусе
сидим»,
«Путешествие
в
зимний
лес»,
«Постираем
платочки», «Накрываем на стол».
Настольно-печатные
игры
«Подбери
картинку»,
«Найди
пару»,
«Большой
-
маленький», «Игры для закрепления цвета», «Картинки – половинки», «Один –
много», «Времена года».
Театрализованные «Разговор с игрушкой», «Игра с куклой», «Игра с собачкой».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Морковка для зайчика», «Полотенца для лесных жителей», «Колобок
катится по дорожке», рисование с аппликацией «Открытка для мамы».
Лепка:
«Витаминки
для
мишки»,
«Печенье
для
папы»,
«Солнышко-
колоколнышко», «Клубок для котёнка».
Музыкальная деятельность (прослушивание в аудиозаписи голосов животных),
слушание музыкальных произведений по темам плана.
Хороводные игры «Матрёшка», «Большие и маленькие ножки», «Зайка шёл»,
«Ходит Ваня».
Кукольный театр сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и
мыши»,
«Поезд»,
«Птички
в
гнёздышках»,
«Догони
меня»,
«Кто
больше
соберёт», «Возьми и принеси», Игры с мячом ( катание мяча друг другу, под дугу,
подбрасывание вверх): «Лови мяч», «Кинь мяч в корзину», «Катание мяча» и др.
Народные игры «Гуси – гуси», «Зайка беленький» и др.
Физминутки: «Птички», «Медвежата», «Самолёт», «Мы старались, рисовали».
С родителями:
1.На
родительском
собрании
обсудили
работу
над
проектом,
наметили
совместное решение проблем игровой деятельности.
2. Провели опрос родителей по игровой деятельности детей дома.
3. Подготовка консультаций: «Значение игры в жизни ребёнка»,
«Как играть с ребёнком», «Игровая деятельность у детей 2-3 лет».
4. Оформление родительской доски по теме проекта, привлечение родителей
к подготовке материала для проведения игровых ситуаций.
III этап – Заключительный.
Ожидаемый результат:
Анализируя проделанную работу и результаты можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей
раннего возраста. Обогатился игровой опыт детей, дети стали играть в различные
игры самостоятельно, используют предметы заместители в играх, самостоятельно
подбирают
игрушки
и
атрибуты
для
игры.
Большинство
детей
проявляют
творчество и самостоятельность в игре.
Дети начинают играть парами и группами.
Проект
способствовал
установлению
партнёрских
отношения
родителей
с
педагогами группы. Родители владеют необходимыми знаниями по развитию у
детей
раннего
возраста
игровых
навыков,
приняли
активное
участие
в
изготовлении пособий для игровых ситуаций.
Педагоги
повысили
уровень
педагогической
компетентности,
в
вопросе
формирования начальных навыков ролевого поведения детей раннего возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ (в группе)
Картотека игровых ситуаций для детей раннего возраста.
Картинки и иллюстрации к художественным произведениям, потешкам.
Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди пару», «Учимся считать до 3»,
«Починим паровозик», д/и на классификацию предметов.
Фотоальбом.
Видеоролик «Игра как средство образовательной деятельности» (для родителей).
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
Литература:
1.
Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И.
Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. . ООО «Издательство
«Детство-Пресс», 2014.
2.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей
группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2012.
3.
Калинченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников:
Методическое пособие. Айрис-Пресс, 2004.
4.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие.
ТЦ Сфера, 2019.
5.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические
рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
6.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст М.,
ТЦ Сфера, 2007
7.
Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет.
сада. «Просвещение», 1997