Автор: Елена Юрьевна Попкова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская СОШ
Населённый пункт: пгт.Комсомольск
Наименование материала: игра для учеников 8-9 класса
Тема: "Юный правовед"
Раздел: среднее образование
МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Юный правовед.
/разработка внеклассного мероприятия в рамках недели права/.
Учитель истории и обществознания
Попкова Елена Юрьевна
Основные задачи: воспитание у школьников правовых знаний, формирование базисных
знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах.
В игре участвуют 2 команды.
Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
«Юный правовед»
/игра/
Игра состоит из шести игровых полей:
1 поле – Всякая всячина
2 поле – Права человека
3 поле – Защита прав
4 поле – Преступление и наказание
5 поле – Юридическая консультация
6 поле – Юный детектив
Для определения игрового поля используется лототрон откуда достаются номера с номерами
играющего поля.
Задания для игрового поля «Всякая всячина» /задания задаются по очереди каждой команде. За
каждый правильный ответ – 1 очко.
1.
Когда отмечается День прав человека?
2.
Кто является главой РФ?
3.
Чем по национально-государственному устройству является Россия?
4.
Отдельный гражданин как субъект гражданского права?
5.
Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?
6.
Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком?
7.
Кто является гарантом Конституции РФ?
8.
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России?
9.
Тайное хищение имущества?
10.
Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная
Конституцией РФ?
(ответы: 1- 10 декабря; 2 – Президент; 3 – федерация; 4 – физическое лицо; 5 – Конституция
РФ; 6 - человек до 18 лет; 7 - Президент РФ; 8 – многонациональный народ РФ; 9 – кража; 10
– референдум.)
Задания для игрового поля «Права человека», в шутку о серьезном.
Ребята в течение 5 минут знакомятся с Всеобщей Декларацией прав человека и отвечают на
вопросы. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Задание
Ответьте сказочному герою, основываясь на статьях Декларации.
1.
Лиса Алиса: "Буратино, отдай мне эти денежки:…
____________________________________________________________________
2.
Волк: "Колобок, колобок, я тебя съем!" Колобок:…
____________________________________________________________________
3.
Жаба: "Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына". Дюймовочка:…
_____________________________________________________________________
4.
Волк: "Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка". Козлята:…
_____________________________________________________________________
5.
Медведь: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить". Маша:…
_____________________________________________________________________
6.
Шерхан: "Человеческий детеныш мой, отдайте его мне". Волчица:…
_____________________________________________________________________
Игровое поле «Защита прав»
Послушайте вопрос на который вы должны дать ответ через одну минуту. За правильный ответ
– 5 баллов.
1. В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются
дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не
пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже
пивные. Их нельзя показывать в кино, телепередачах. В некоторых странах им нельзя появляться
на городских улицах. Кто эти люди?
(курильщики)
2. Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия в 1893 году. Ее примеру через год
последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 году, Россия только после
Февральской революции в 1917 году. Через год это случилось в Англии, где в парламент была
представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенный в свиток длиной
274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая
Франция приняла аналогичный закон только в 1944 году, а Швейцария – 1971-м. Так что
произошло в Новой Зеландии в 1893 году?
(женщинам было предоставлено избирательное право)
Игровое поле «Преступление и наказание»
Возраст.
Каждая команда получает карточки с цифрами 14, 16, 10, 18, с момента рождения. Задание
командам: во время перечисления наступает ответственность, получает человек права. За
правильный ответ – 1 очко.
1.
С какого времени наступает правоспособность человека? /с момента рождения/
2.
Полная дееспособность гражданина наступает с … / 18 лет/
3.
Уголовная ответственность за кражу наступает с … / 14 лет/
4.
Получение взятки …/16 лет/
5.
Уголовная ответственность за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью. /14 лет/
6.
Принять участие в выборах президента. /18 лет/
7.
Заведомо ложное сообщение о террористическом акте. /14 лет/
Уголовное наказание.
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний.
Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ
Задание. Выберите те наказания, которые предусмотрены за уголовное преступление.
Лишение свободы;
Ссылка;
Высылка;
Предание публичному позору;
Штраф;
Четвертование;
Избиение плетьми;'
Смертная казнь;
Бессрочная каторга;
Конфискация имущества
/правильный ответ: лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества/.
Обстоятельства.
Командам предлагаются карточки:
- отягчающие обстоятельства
- смягчающие обстоятельства
- освобождение от ответственности
- никак не учитываются
Задача командам: во время перечисления различных обстоятельств совершения переступления
поднимать соответствующие карточки.
Совершение преступления в группе / отягчающее обстоятельство/
Явка с повинной /смягчающее/
Несовершеннолетие виновного /смягчающее/
Необходимая оборона освобождает от ответственности/
Совершение преступления в состоянии опьянения /отягчающее обстоятельство/
Наличие заболевания у обвиняемого /никак не учитывается/
Следующее задание командам
Определите, что в данной ситуации будет относиться к смягчающим
обстоятельствам, а что к отягчающим?
Несовершеннолетний Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, вышедшего
недавно из колонии, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с
прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в милицию свою долю
"добычи".
Смягчающие обстоятельства
Отягчающие обстоятельства
/ смягчающие обстоятельства: несовершеннолетие Бориса и Максима, преступление совершено
впервые, явка с повинной;
Отягчающие обстоятельства: совершение преступления в группе, привлечение к преступлению
несовершеннолетних, совершение преступления лицом, имеющим судимость/
Игровое поле «Юридическая консультация»
Команды в этом конкурсе выполняют роль работников юридической консультации, задача
которой дать письменный ответ , выбрав нужный ответ.
Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной
площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил
их нецензурной бранью.
Дайте оценку поведения школьника. /нужное подчеркнуть/
Ответ:
Поведение школьника попадает под
определение (мелкое хулиганство, бандитизм,
злостное
хулиганство)
и
рассматривается
законом
как
(
уголовное
преступление,
административный проступок, нарушению Гражданского кодекса), что позволяет привлечь к
(административной, уголовной, гражданско-процессуальной) ответственности, которая наступает
с (14,16,18) лет.
/Ответ: мелкое хулиганство, административный проступок, с 16 лет/
Игровое поле «Юный детектив»
Командам нужно найти несоответствие в показаниях свидетелей. За каждое правильно
найденной несоответствие – 2 очка.
Найдите несоответствие.
Разбитая ваза.
Вчера я вернулся со службы домой несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол,
собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увидел на полу
разбитую старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. В тот же момент из комнаты
выбежал какой-то человек. Я наткнулся за ним, но как только оказался на улице, стекла моих
очков запотели. Я споткнулся о грабли и потерял незнакомца из виду. Очень прошу разыскать
злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же как я
объясню жене, - а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ваза оказалась
разбитой?
"На покинутой даче".
"С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в
свою квартиру. Еще до переезда в квартиру Виммер договорился с соседом по даче, неким З.,
чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года З. позвонил
Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас обратился в
полицию, вскоре инспектор Варнике уже допрашивал З. Тот рассказал следующее: "Как-то ночью
я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к
даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли и я ничего не смог увидеть. Тогда я
продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фонариком. В комнате был
страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал"
-
Все ясно, - ледяным голосом заметил инспектор Варнике.
1. При выходе из теплой комнаты на улицу очки не могут запотеть
2. Стекла в доме замерзают изнутри, а не снаружи.
Подведение итогов.